В условиях динамично меняющегося мира интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Кузнецова С.А.
Сучасні технології навчання
techno logos Технология – наука о мастерстве techno - искусство, мастерство logos - наука, закон Технология – наука о мастерстве Педагогическая (образовательная) технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению поставленной цели
Технології навчання на уроках Модель прямого викладання Технологія проблемного навчання Технологія особистісно-зорієнтованого навчання Технологія розвивального навчання Технологія модульного навчання Інтегральна технологія навчання Інтерактивні технології навчання Технології розвитку критичного мислення
Інтерактивні технології – (inter) між + (actio) дія Це різновид активних методів навчання Це одна з технологій особистісно- зорієнтованого навчання Це навчання шляхом взаємодії всіх учнів Це спів-навчання, в якому і вчитель, і учні є суб'єктами Це навчання, занурене в спілкування
Причини поширення ІТ (інтерактивних технологій) : Інформаційний вибух Появление новой среды накопления информации Развитие средств связи Развитие микропроцессорной техники Возможность автоматизированной обработки информации Бурное развитие сети Internet Нові вимоги суспільства: вміння оцінювати, приймати рішення, працювати в команді, винахідливість мислення
Педагогические цели использования ИТ Развитие личности Выполнение социального заказа Интенсификация учебно-воспитательного процесса Постулаты новой Постулаты новой технологии урока: технологии урока: Урок есть часть жизни ребенка; Урок есть поиск, открытие и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Порівняння методик Ознака Пасивне навчанняІнтерактивне навчання Об'єм інформації Значний за короткий час Незначный за значный час Глибина засвоєння матеріалу На рівні усвідомлення На різних рівнях (знання … оцінка) Відсоток засвоєння Невисокий Високий Процес навчанням Керований Малокерований Джерело мотивації ЗовнішнєВнутрішнє Роль вчителя Основне джерело знань Організатор, лідер Роль учнів Пасивна Активна
Сравнение традиционной и инновационной педагогики 1 Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2 Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3 Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4 Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5 Характер и стиль взаимодействия Авторитарность Демократичность 6 монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Особенности Традиционная педагогика Инновационнаяпедагогика Характеристики образовательных моделей
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником : Ведущий принцип Методы обучения Особенности Особенности Традиционная педагогика Инновационнаяпедагогика 7 Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8 «продавливания» «выращивания» 9 Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10 Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания Характеристики образовательных моделей
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Особенности Традиционная педагогика Инновационнаяпедагогика 11 Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12 Носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13 отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса,наличие мотива к самосовершенствованию, Характеристики образовательных моделей
Структура інтерактивного уроку Мотивація – 2 кв Представлення теми та очікуваних результатів – 3 кв Надання необхідної інформації – 5 кв Інтерактивна вправа – 25 кв Підведення підсумків, оцінювання – 10 кв
Те, що я бачу і чую – я пам'ятаю Те, що я чую – я забываю Коли я бачу, чую, обговорю і рублю – я вмію Коли я передаю знання іншим – я стаю майстром Те, що я чую, бачу і обговорю – я розумію Активні форми навчання
Информационная технология обучения предполагает использовать наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства Педагогическое программное средство (ППС) - программное средство, предназначенное для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса. Функциональное назначение ППС - Предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого Использование ППС целесообразно если : эффективность обучения выше; невозможность реализации определенных средств обучения в виде материальных объєктов; недостаточная наглядность и понятность или лишняя усложненность соответствующих вербально-знаковых, графических, знаковых, логико-математических моделей
ППС учебного назначения: Проблемно-ориентированные - направленные на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения или разрешения; Объектно-ориентированные - направленные на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (ТР, ИПС, БД); Предметно-ориентированные - направленные на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (со встроенными элементами технологии обучения).
Типология ППС по методическому назначению: компьютерные учебники (уроки); программы-тренажеры (репетиторы); контролирующие (тестовые оболочки); информационно-справочные (энциклопедии); имитационные; моделирующие; демонстрационные (слайд-или видео- фильмы); учебно-игровые; досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).
В сфере образования чаще всего применяются такие виды пособий, как: – электронные учебники; – электронные энциклопедии, путеводители и справочники; – атласы; – задачники; – коллекции, галереи, мультимедиа-библиотеки; – тренажеры; – тесты и мн. др.
Компьютер Компьютер позволяет * обеспечить обучение в индивидуальном темпе; * повысить самостоятельность и ответственность учащегося; * организовать обучение людей всех возрастных групп; * выстроить обучение в соответствии с интересами, целями учащегося; * ввести в обучение межкультурный компонент; * выстроить обучение с учетом типов восприятия учащихся. Компьютерные технологии - интеллектуальный усилитель при изучении дисциплин, предметная область которых не связана с информатикой