Уроки обучения грамоте в букварный период в 1 классе СКОУ VIII вида ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Добукварный период Задачи добукварного периода: 1. первичное изучение детей; 2. развитие интереса к обучению; 3. воспитание навыков речевого общения;
Advertisements

Практические приемы и методы формирования базовых понятий при обучении грамоте Кистенева Римма Александровна, Специальная (коррекционная) школа VIII вида.
Развитие и коррекция навыков чтения Л.Н. Лисенкова Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста В.П.Иванова. Ш/с "Родничок".
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Посконина Мария Владимировна МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива»
У РОК ПИСЬМА В 1- М КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «П ЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » Тема:"Письмо заглавной буквы Г" Гольцман Мария Евгеньевна учитель начальных классов.
ТЕМА: Звук и буквы Пп.. Цель урока: Обучающая: научить детей правильно воспринимать на слух и произносить звук п (изолированно,в слогах,в словах); Развивающая:
В ОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОНР ГБОУ СОШ 1 п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Радуга» Учитель-логопед Ильина Ю.В.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Учитель - логопед Лескова Н. С. первая квалификационная категория МДОУ детский сад 15 « Золотая рыбка » г. Оленегорск.
Слоговой анализ и синтез слов. Учитель-логопед ГБОУ ЦО 1495 Бакеева Валентина Михайловна.
Для обучающихся 1 классов Подготовила учитель-логопед МОУ «СОШ 7» Федорова Т.Н.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Замены букв, схожих по написанию Неправильное начертание букв ( например, зеркальное написание) Недописывание букв и их элементов.
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Речевая готовность к школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Задачи подготовки детей к обучению в школе необходимо решать комплексно. Они включают в себя: развитие коммуникативных навыков развитие навыков самообслуживания.
Транксрипт:

Уроки обучения грамоте в букварный период в 1 классе СКОУ VIII вида ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3 « Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009 г.) «Пропись. 1 класс. В 3-х частях», авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009г.) Уроки разработаны учителем начальных классов Натальей Сергеевной Гришановой

Урок 1 (чтение). Звук и буква р. Цель урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], тренировать в чтении прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р, Задачи: 1) образовательные: - формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах; -закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ; 2) по развитию речи: -формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; -уточнение и автоматизация (дифференцированный подход) артикуляции звуков [р], [р']; 3) коррекционно – развивающие задачи: - развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок; -формирование номинативной функции речи; -развитие навыков участие в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей). 4) Воспитательные задачи: -воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

Оборудование урока: календарь, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, рот, сор, сыр, кот), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования. Р Р Р

Фрагменты урока 1 (чтение) Работа с кассой букв и слогов: составление слогов с буквой р. Соотнесение прочитанного слова и картинки Конструирование буквы р

Чтение букварной страницы 74

Урок 2 (письмо). Письмо строчной буквы р прямых и обратных слогов с р. Цель: Научить правильно писать строчную р, правильно располагать буквы на рабочей строке и соединять их в слоги Задачи: 1) образовательные: - совершенствование навыков звуко-буквенного анализа прямых и обратных слогов; -формирование умения анализировать образ буквы и воспроизводить моторную программу изображения строчной буквы р; 2) по развитию речи: -закрепление правильного произношения звука [р] в слогах и словах; -формирование навыка участия в учебной беседе; 3) коррекционно-развивающие задачи: -развитие пространственных представлений, навыков ориентации на листе бумаги, зрительно-моторной координации, приемов аналитико-синтетической деятельности на основе звуко-буквенного и зрительно-пространственного анализа и синтеза. 4) Воспитательные задачи: -воспитание правильного поведение на уроке, выработка правильной рабочей позы; -воспитание аккуратности и стремления к качественному выполнению работы.

Оборудование: демонстрационная карточка с буквой Рр, карточки со строчной буквой р, разрезанные на части (буквенный конструктор). Упражнения в письме строчной буквы р на доске Письмо слогов с буквой р по следам звуко- буквенного анализа

Урок 3 (чтение). Чтение слов и предложений с Р, текста «Наши картины». Цель: Формирование навыка чтения слогов, слов и предложений с Р. Задачи: 1) образовательные: - формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов с изученными буквами, умения соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой. 2) по развитию речи: - упражнения в составлении предложений из 3 – 5 слов по данному образцу, - практическое использование предлогов У и С в предложениях, - обучение дословному пересказу услышанного и прочитанного текста с опорой на картинку. 3) коррекционно-развивающие задачи: -развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ, сукцессивных процессов (соблюдение последовательности слов в предложении и предложений при пересказе с опорой на серию картинок, определение последовательности букв, слогов в словах), наблюдательности, умения делать простые умозаключения с опорой на вопросы и картинки; -формирование операции абстрагирования (соотнесение слоговой схемы и прочитанного слова) 4) воспитательные задачи: - воспитание любознательности, правильного поведения на уроке

Оборудование: карточки с цепочками слогов, предметные картинки (мухомор, корзина, картина, шары пузыри, мальчики), сюжетные картинки. ОР-ОР-ОР РЫ-РЫ-РЫ РИ-РИ-РИ

Фрагменты урока 3 (чтение) Чтение цепочек слогов с договариванием: Ор-ор-ор – у Ромы топор. Ры-ры-ры – у Иры шары. Ри-ри-ри – у Риты пузыри. Чтение слов с подготовкой: Ри Ри-та Чтение слов с одинаковым слогом (цепочка слов). Чтение слов, отличающихся одним слогом.

Цель урока: сформировать умение писать заглавную букву Р, закрепить написание строчной буквы р, слогов и слов со строчной и прописной буквой р. Задачи: 1) образовательные: - формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке; - развитие звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов, членения предложения на слова 2) по развитию речи: - составление предложения из трёх слов, дополнение предложений по аналогии; - развитие номинативной функции речи; - выразительное интонирование стихотворения при рисовании росчерков; 3) коррекционно-развивающие: - развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений, зрительно-моторной и речедвигательной координации; - формирование операций анализа и синтеза, абстрагирования; 4) воспитательные: - воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другому вместе с одноклассниками; - воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы. Урок 4 (письмо). Тема: Прописная буква Р. Письмо односложных и двусложных слов с буквой Р.

Оборудование: образец прописной буквы р, картинки слов для звуко-буквенного анализа, сюжетные картинки для составления предложений, карточки для дописывания слов, листы нелинованной бумаги для росчерка «Рыбка», полоски для составления схемы предложения. Рыбка робкая плывёт (контур рыбки) И привет подружкам шлёт (рот, глаз, жабры)

Фрагменты урока 4 (письмо) Анализ и письмо односложных слов Рисование росчерка «Рыбка». Письмо элементов прописной буквы Р. Слогов с прописной буквой Р. Придумывание имён с данными слогами. Составление предложений по картинке и данной схеме.

Составление схемы предложения Письмо прописной буквы Р в тетради

Урок 5 (чтение). Различение букв м – н – р в слогах. Чтение слов с изученными буквами. Чтение текста «Руслан и кактус». Цель: формировать навык правильного послогового чтения слов с изученными буквами, навык различения букв м – н – р в слогах и словах. Задачи: 1) образовательные: - формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов с изученными буквами; - Формирование умения соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой (понимать их значение); 2) по развитию речи: - составление предложений из 3 – 5 слов по данному образцу, практическое использование предлога У в предложениях, - упражнения в пересказе услышанного и прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. 3) коррекционно-развивающие задачи: -развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ, сукцессивных процессов (соблюдение последовательности слов в предложении и предложений при пересказе с опорой на серию картинок, последовательность слогов и звуков в слове); -формирование умения делать простые умозаключения с опорой на вопросы и картинки; -развитие операция абстрагирования (соотнесение слоговой схемы и прочитанного слова); 4) воспитательные задачи: - воспитание любознательности, правильного поведения на уроке.

Оборудование: слоговые таблицы, карточки со слогами, предметные картинки (хор, шар, сор, сыр, рак, мак, сук, куры, утки, розы, вороны, кактусы, фиалки, аист, ноги, сахар, кот)

Фрагменты урока 5 (чтение) Чтение слов, подбор картинок к ним

Составление слова из первых букв слова Чтение слова по слогам, выбор соответствующей картинки Чтение букварной страницы

Урок 6 (письмо). Письмо двусложных слов с буквами Р р. Цель урока: сформировать умение анализировать и писать двусложные слова с буквами Р р. Задачи: 1)образовательные: -формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке; -отработка правильных соединений Р, р с другими буквами в слогах и словах; -формирование навыков звуко-буквенного анализа. 2) по развитию речи: -упражнения в составлении и анализе предложений из 3 слов, дополнении предложений; -расширение словарного запаса (называние слов по картинкам); 3) коррекционно-развивающие: -развитие зрительно-пространственной ориентации на тетрадном листе, зрительно – моторной координации, конструктивного праксиса; -совершенствование графо-моторных навыков; 4) воспитательные: - воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками; - воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы.

Оборудование:буквенный конструктор (р, р), индивидуальные карточки со слогами (ро, ру, ры, за, ка, ку), предметные картинки (роза, руки, куры, Захар), кассы букв и слогов.

Фрагменты урока 6 (письмо) Составление прописной и строчной буквы р из буквенного конструктора (карточки, разрезанные на части) Письмо по следам звуко-буквенного анализа

Составление слов из слогов и запись слов

Урок 7 (чтение). Чтение трехсложных слов с буквой р, текста «Наши рисунки». Цель урока: тренировать детей в чтении трехсложных слов с буквой р. Задачи: 1) образовательные: - формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов с изученными буквами, -формирование умения соотносить прочитанное слово, предложение с картинкой, находить в тексте предложение – ответ на вопрос учителя; 2) по развитию речи: -упражнения в составлении предложений из 3-5 слов по данному образцу, практическом использовании предлога С в предложениях; -формирование пересказа услышанного и прочитанного текста с опорой на серию картинок; - обогащение словаря словами с обобщающим значением; 3) коррекционно – развивающие задачи: - развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительный образ, сукцессивных процессов (соблюдение последовательности слов в предложении и предложениях при пересказе с опорой на серию картинок, последовательности слогов и звуков в слове); - развитие наблюдательности, умения делать простые умозаключения с опорой на вопросы и картинки; - формирование навыков символической деятельности (соотнесение слоговой схемы и прочитанного слова); 4) воспитательные задачи: - воспитание познавательного интереса, навыков правильного поведения на уроке.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, сюжетные картинки, предметные картинки (курица, утка, сорока, ворона, картина, картинка, маки, розы, ромашки, пионы). РЫ-РЫ-РЫ РИ-РИ-РИ ОР-ОР-ОР

Фрагменты урока 7 (чтение) Проверка домашнего задания Отгадывание загадок, чтение слов Чтение слов, составление предложений с ними

Урок 8(письмо). Письмо двусложных и трехсложных слов с буквой р Цель урока: формировать навык звуко-буквенного анализа и письма двусложные и трехсложные слова. Задачи: 1) образовательные: -формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения изученных букв на рабочей строке, отработка правильного соединения букв; -Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов из одного, двух и трёх слогов; 2) по развитие речи: - упражнения в составлении и анализе предложений из 3 слов, дополнении предложений, беспредложном управлении (винительный падеж существительных); - обогащение словарного запаса учащихся словами с конкретным и обобщающим значением (птицы, цветы); - выразительное интонирование стихотворения при графо-моторных упражнениях. 3) коррекционно – развивающие: - развитие зрительно-пространственной ориентации на рабочей строке, формообразующих движений, зрительно – моторной и речедвигательной координации, изобразительно- графических навыков. 4) воспитательные: -воспитание правильной рабочей позы во время письма, аккуратности, настойчивости в выполнении работы, умение переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками. -воспитание любознательности, эмоциональной отзывчивости, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.

Оборудование: карточки с буквой р, со слогами (Ла, Рус, лан, ри, са), карточки со словами, в которых пропущена буква р, контурные изображения рукавичек для графо-моторных навыков, предметные картинки (ворона, вороны, сорока, сороки). ша..ука.ома.ита Заха.

Фрагменты урока 8 (письмо) Подготовительные графо- моторные упражнения к письму: обводка, письмо элементов букв («украшаем рукавичку») Списывание слов с печатного шрифта по следам слогового и звуко-буквенного анализа