РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Автор презентации: учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с 399 МОСКВА, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей.
Advertisements

И ГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК.
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 27 «Путене»
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д.
Сенсорное развитие ребенка – что это? это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
МАССАЖ КАРАНДАШАМИ Составила учитель-логопед МОУ «СОШ 4» г.Лангепаса Т.С.Матейкович.
Раз – два – три – четыре – пять Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, (разгибать пальцы по одному) Этот пальчик самый сильный, самый.
Воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ ДС «Колокольчик» п. Пурпе ЯНАО.
Играем с пальчиками Развитие мелкой моторики. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай.
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов.
КАРАНДАШНАЯ пальчиковая гимнастика Учитель-логопед Горлова О.Ф.
« СЕНСОРНЫЙ КУБ» Автор: Шадрина Лилия Рашитовна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад 1 »
Бобичева Любовь Сергеевна Учитель – логопед МКОУ « Специальная школа 30» г. Новокузнецк.
Простой предмет домашнего обихода, который можно легко превратить в замечательную развивающую игрушку, – ОБЫЧНАЯ ПЛАСТМАССОВАЯ ПРИЩЕПКА.
В вашей семье ребенок не говорит или говорит очень плохо? Как отнестись к этому явлению? Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже.
Массаж рук разными «тренажёрами» Подготовила Учитель-дефектолог Елисеева М.Б.
Как подготовить ребёнка к школе?. 2 «Развитие мелкой моторики » Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ Методические рекомендации из опыта работы Момотовой Н.А. – учителя-логопеда.
Фото рекомендации для родителей. Составили: воспитатели гр. 3 Васильева Ж.В., Морозова Е.В.
ИКТ в воспитательной работе «Игры для развития мелкой моторики.» Выполнила: Банникова Тамара Геннадьевна, учитель- дефектолог средней группы детского сада.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Автор презентации: учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна ГБОУ д/с 399 МОСКВА, 2012 г.

УПРАЖНЕНИЯ С ПУГОВИЦАМИ

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Можно предложить шаблоны для накладывания пуговиц.

Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается поставленный звук, слог с определённым звуком. Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я - Рада мамочка моя !

На одном кусочке ткани пришиты три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаны соответствующие петли. Большую пуговицу мы застёгиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую.

Ребёнок шагает пальчиками по дорожке (нашиты пуговицы на длинный прямоугольник ткани), проговаривает поставленный звук, слоги с данным звуком или слова лексической темы.

УПРАЖНЕНИЯ С ШНУРКАМИ И ВЕРЁВОЧКАМИ

Для этого необходимо взять верёвочку длиной 0,5 м и выкладывать её по схеме какого-либо узора, предмета. Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать или дополнить с помощью шнурков, нитей.

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней несколько узлов. Ребёнок, развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук, лексический материал, счёт. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Ребёнку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно смотать в клубок. При этом проговаривать поставленный звук либо лексический материал, счёт.

Ребёнок заплетает косички кукле из верёвочек, шнурочков. Для своей сестрички Я плету косички Из шнура и из тесьмы, С нею очень мы дружны.

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звёздочка, домик и т. д.). Можно нанизывать картинки и проговаривать их, закрепляя звук в речи, активизируя словарь.

Верёвку с узлами подвесить вертикально (это – лиана): Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны : Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутанги. Лезет, лезет альпинист - В этом деле он артист. По скале и по верёвке Он наверх залезет ловко !

Дети зашнуровывают верёвочки.

На пяльцах натянута сетка из-под фруктов, ребёнку предлагается «вышить» шнурочком какой-нибудь предмет.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке. Прищеплю прищепки ловко Я на мамину верёвку.

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Вместо бельевых прищепок можно использовать детские заколки - крабики.

На натянутой рыболовной сети с помощью прищепок ребёнок прицепляет персонажей, рассказывая сказку.

УПРАЖНЕНИЯ СО СПИЧКАМИ И СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Строим "сруб" из спичек (предварительно обломив головки) или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

С помощью спичек, счётных палочек выкладывать различные фигурки 6 сначала по схеме, затем по памяти, по воображению. Желательно, чтобы счётные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальцев).

УПРАЖНЕНИЯ С ПРОБКАМИ

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Пальчик – мальчик, где ты был ? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Ребёнку предлагается пособие с приклеенными горлышками от пластиковых бутылок по определённой лексической теме, ему нужно закрутить крышки на горлышки. Можно проговаривать поставленный звук, закрепляя изолированное произношение; считать, называть цвет крышечки.

С помощью пробок выкладывать различные фигурки: сначала по схеме, затем по памяти, по воображению.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу песок или любую мелкую крупу. Ребёнку предлагается нарисовать пальчиком какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы) и т.д. Для особого интереса на дно подноса можно положить зеркало.

Камушки представлены как части животных, дети складывают хрюшку, мишку, лису и т.д., подбирая их по размеру.

По листу картона равномерно распределите пластилин, на котором выкладывается рисунок. Для упражнения используются косточки, семечки, скорлупки. Ребёнок составляет сюжетную картинку по теме, затем рассказывает, что получилось. Цель упражнения – развивать воображение, фантазию, связную речь.

На песке ребёнку предлагается выложить букву, узор, картинку, используя крупные бусины, камешки, пуговицы.

УПРАЖНЕНИЯ С ПОДРУЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря. В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд : Медвежат, волчат, бобрят. Раз, два, три, четыре, пять, Всех могу пересчитать : Папа, мама, брат, сестра, Бабушка, дедушка и я, - Вот и вся моя семья.

УПРАЖНЕНИЯ С КРУПАМИ

Насыпаем в коробку горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут - будут из печи Булочки и калачи.

В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндер-сюрприза). Ребёнок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Зёрнышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке склевала. Снегирь, сорока, и клёст, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по - прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами.

В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, Рис от гречки отберу !

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно). Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

РИСОВАНИЕ

Обводить можно всё: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Рисование по опорным точкам Предлагается контур предмета из точек, ребёнок должен обвести его, чтоб получилась картинка.

Предлагается половина картинки, ребёнок должен дорисовать её, чтоб получился полноценный предмет.

Для внутренней обводки вырезать трафареты из кусков линолеума или линейки – трафаретки по лексическим темам.

МАССАЖ РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно. Делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов. Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно, Чтоб стало мне приятно. Я катаю мой орех, Вокруг Земли Луна летает, Чтобы стал круглее всех. А вот зачем – сама не знает.

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук. Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого. Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Три ореха я возьму, Между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, Орехи сложно удержать !

Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу. Стихотворение : Карандаш в руке катаю, Я ладошки растираю. Я ладошки разотру, Рисовать потом пойду.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально). Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счёт до 10. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

Прокатывание карандаша по поверхности стола. Карандаш я покачу Вправо, влево - как хочу.

Сжимание карандаша в кулачке. Карандашик по сжимаю И ладошку поменяю.

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев.

Вращение карандаша на столе большим и указательным пальцами. По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем. Карандашик поднимаю, Крепко пальцем прижимаю.

Вращение карандашом между большим, указательным и средним пальцами. Отправляется в полёт Наш красавец - вертолёт.

Передача карандаша каждому пальчику поочередно.

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол. По карандашу скольжу, Съехать вниз скорей спешу.

Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве. Карандаш не отдыхает, Между пальцами гуляет.

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны. Нарисую я ладошку, Отдохну потом немножко.

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз: сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает: У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник !

Массаж ладоней круговыми движениями мяча - на ударные слоги стихотворения: Гладила мама – ежиха ежат : « Что за пригожие детки лежат !»

Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно: сначала одной, потом другой руки. Я мячом круги катаю ( между ладоней по кругу ), Взад - вперёд его гоняю ( движения вверх - вниз ), Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк - Мяч летает между рук ( перебрасывание мяча из руки в руку ).

Рассыпать на столе 10 горошин. Прижимать каждую горошину к столу пальцами по очереди сначала одной, потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая её к столу. Дома я одна скучала, Горсть горошинок достала. Прежде чем игру начать, Надо пальчику сказать : « Пальчик, пальчик, мой хороший, Ты прижми к столу горошек. Покрути и покатай И другому передай.

Взять не тугие пластмассовые прищепки. Поочерёдно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу. Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает это не палец, а мышь ( смена рук ) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе : « Кыш !» Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

Массировать каждый палец снизу вверх, сверху вниз, круговыми движениями; массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз. Эти шарики берём Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладём, Им ладошки разотрём. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем ! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать !

Считать количество бусин в прямом и обратном порядке. Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д. Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам. Катать бусины между ладоней Покатаю я в руках бусинки – горошки. Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Презентация размещена на

При составлении презентации использовался материал: - картотека упражнений Новокшоновой А.А., составленной при использовании разных источников интернета и идей изготовления пособий, выставленных в группе «Логопеды» Вконтакте; - Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.