Реализация Болонских соглашений в современном образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Advertisements

2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Европейское приложение для студентов Смоленского гуманитарного университета С 2007 г все желающие студенты Смоленского гуманитарного университета могут.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
1 Приложение к диплому Европейского образца (Diploma Supplement) Бекбоева Рахат к.э.н., доцент 21 декабря 2010г.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Балльно-рейтинговая система оценки достижений студентов (БРС) учебный рейтинг; рейтинг по дисциплине; внеучебный рейтинг; рейтинг по отдельным видам внеучебной.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
Транксрипт:

Реализация Болонских соглашений в современном образовании

В 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана Болонская декларация, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года «Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

Инициаторами Болонской декларации считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998).

Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия и Черногория.

6 основных задач: 1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования. 2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура). 3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов). 4. Отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

5. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно- управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном). 6. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

Сегодня 10 задач: 7. Введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). 8. Придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности). 9. Повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»). 10. Создание общеевропейского образовательного и исследовательского пространстве.

Необходимость образовательных реформ в духе Болонского процесса вызвана тем, что Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно.

Причины вступления России в Болонский процесс: Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Великим, имеет европейские корни. Во-вторых, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей; если образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче. В-третьих, взаимодействие предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила.

Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.

8 февраля 1724 году вышел Указ императора Петра I «Об учреждении Академии», в котором предусматривалось создание академии, университета и гимназии. В Указе отмечалось, что принятая для того времени в Европе традиция разделения университета на 4 факультета – теологический, юридический, медицинский и философский – в России невозможна, и поэтому «факультет теологии здесь оставляется и попечение о том токмо Синоду предается».

25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна своим Указом утвердила проект организации Московского университета и двух гимназий. Огромную роль в создании второго российского университета сыграл М. В. Ломоносов, который писал, что «в университете неотменно должно быть трем факультетам, юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным училищам), в которых производились магистры, лиценциаты и докторы»

Государственность, всесословность и фундаментальность высшего образования - вот принципы, на которых традиционно строилась и развивалась система высшего образования России.

Предпосылки реализации принципов Болонского процесса в России: Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года).

Преимущества двухуровневой системы высшего образования: В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Влияние перехода на двухуровневую систему на качество высшего образования: Качество образования не есть некое абстрактное свойство; высокое (достаточное) качество – это максимальное (достаточное) соответствие той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста данного уровня.

Приложение к диплому, модель которого разработана ЮНЕСКО (UNESCO/CEPES) Приложение к диплому – документ, в обязательном порядке (бесплатно) выдаваемый выпускнику вуза вместе с дипломом о высшем образовании. Его назначение – сделать максимально «прозрачным» уровень и тип высшего образования, отвечающие полученному диплому. Приложение включает 8 основных разделов.

Образец приложения к диплому DIPLOMA SUPPLEMENT Приложение к диплому 1. INFORMATION IDENTIFYING THE HOLDER OF THE QUALIFICATION Информация об обладателе квалификации 1.1. / 1.2. Family Name / First Name Фамилия, имя, отчество 1.3. Date, Place, Country of Birth Дата, Место, страна рождения 1.4. Student Number or Code Идентификационный номер специальности (направления подготовки, специальность) 2. INFORMATION IDENTIFYING THE QUALIFICATION Информация о квалификации 2.1. Name of Qualification (Full, Abbreviated) Название квалификации (полное, сокращенное) 2.2. Name of Title* (Full, Abbreviated) Название званий, степеней (полное, сокращенное) 2.3. Main Field(s) of Study for the Qualification Основная область обучения на данную квалификацию 2.4. Name of Institution Awarding Qualification: Status (Type /Control) Название ВУЗа, присуждающего квалификацию.Статус Name of Institution Administering Studies*: Status (Type / Control) Название института, осуществляющего обучение.Статус.

3. INFORMATION ON THE LEVEL OF THE QUALIFICATION Информация об уровне квалификации 3.1 Level of Qualification Уровень квалификации 3.2 Official Length of Programme Продолжительность обучения 3.3 Access Requirement(s) Требования по допуску к обучению 4. INFORMATION ON THE CONTENTS AND RESULTS GAINED Информация о содержании и полученных результатах 4.1 Mode of Study Форма обучения 4.2 Program Requirements Программа обучения.Требования 4.3 Program Details Содержание программы 4.4 Grading Scheme,grade distribution guidance Схема, шкала оценок, их распределение 4.5 Overall Classification Общая классификация

5. INFORMATION ON THE FUNCTION OF THE QUALIFICATION 5.1 Access to Further Study: Допуск к дальнейшему обучению 5.2 Professional Status Профессиональный статус 6. ADDITIONAL INFORMATION (Дополнительная информация) 6.1 Additional Information Дополнительная информация о квалификации 6.2 Additional Information Sources Дополнительная источники информация о квалификации. 7. CERTIFICATION OF THE SUPPLEMENT (Сертификат приложения) This Diploma Supplement refers to the following original Documents(Заверение диплома): The name and signature Ф.И.О., Подпись удостоверяющего лица Capacity Должность Official Stamp/Seal Печать 8. INFORMATION ON THE NATIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEM Информация о национальной системе образования

Приложение к диплому не содержит оценочных характеристик, не дает сведений относительно возможной эквивалентности данной квалификации каким-либо иным, как и не является основанием для признания диплома другим вузом или страной.

Сравнение академических степеней В странах, где выпускник университета или колледжа получает по завершении соответствующего курса обучения квалификацию «бакалавр», а затем, при условии освоения дополнительного курса объемом в 1 – 2 года, квалификацию «магистр», обычно «не понимают», чему соответствует квалификация «дипломированный специалист»: является она аналогом бакалавра – или же аналогом магистра? Имеется достаточно общее мнение, что для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в пределах от 180 до 240 зачетных единиц ECTS. Первые степени должны вести к возможной занятости на рынке труда или, главным образом, быть подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне.

Система зачетных единиц (академических единиц, кредитов) Зачетные единицы – это своего рода «евро», «общая валюта» в сфере (высшего) образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. В Европе наиболее распространена система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов).

Примерное содержание одной зачетной единицы – 36 (академических) часов, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий (в большинстве стран бакалавриат предполагает, что студент «набрал» 180 единиц, по 60 в год).

Система зачетных единиц выполняет две основные функции: Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе; иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать – частично - в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту (пере)зачесть – без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д.

Вуз полноценно участвует в Болонском процессе В вузе идет процесс внедрения ECTS и других элементов Болонского процесса Внедрение системы ECTS в вузах России

Правила организации учебного процесса Учебная программа Учебная программа строится в соответствии с утвержденным графиком до начала учебного процесса. Продолжительность теоретического обучения составляет 148 учебных недель. Учебная программа включает предлагаемые на факультете обязательные и элективные курсы. Учебный план и система кредитов Каждый студент самостоятельно составляет свой индивидуальный учебный план на основе рабочего, исходя из того, что в процессе обучения он должен набрать заданное количество кредитов. Ему предоставляется возможность ознакомиться с описаниями курсов, установ. занятиями и консультация с тьютором. Выбор курсов завершается в течение после окончания первого и второго семестров. Индивидуальный учебный план каждого студента согласовывается с деканом факультета и передается в учебную часть.

Основные понятия Кредиты или количество кредитных единиц – это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов, притом, что годичная нагрузка студента- бакалавра составляет 60 кредитов. Иными словами, кредитная система нужна для того, чтобы обозначить объем учебной нагрузки, временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. Это единица измерения затрат студента на образовательный процесс: учитывается время, потраченное на изучение курса, его сложность, профильность и другое. Российский образовательный стандарт по каждой специальности состоит из нескольких блоков дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, общие профессиональные, специальные. В каждом из этих блоков есть обязательные курсы, а также курсы, которые выбирает сам студент. Каждый курс «стоит» несколько кредитов, или кредитных очков. За год обучения студент должен набрать не менее 60 кредитов. Один кредит составляет 36 часов, так называемого, учебного времени. «Учебное время» состоит из нескольких элементов. Это: Собственно аудиторная нагрузка, которая составляет примерно 50% от общего объема учебного времени; Время, отводимое на самостоятельную работу студента, где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы; Время, необходимое на чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспектов; Время, необходимое на подготовку письменных работ; Время, необходимое на подготовку к экзаменам. Этот объем времени примерно равен аудиторной нагрузке. Модульная система. (Модульность: набор дисциплин модуля создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям).

1. ГОС II поколения. Внутренняя мобильность. Определенная свобода при формировании учебных планов по циклам ГСЭ и ЕН, позволяет предлагать на выбор различные курсы. Требование – выполнение объема часов, определяемого ГОС.Внутренняя мобильность. Определенная свобода при формировании учебных планов по циклам ГСЭ и ЕН, позволяет предлагать на выбор различные курсы. Требование – выполнение объема часов, определяемого ГОС. 2. Первая ступень высшего образования. Реализуется на первых 2-х курсах. Закрывается в основном группами дисциплин циклов ГСЭ и ЕН.Реализуется на первых 2-х курсах. Закрывается в основном группами дисциплин циклов ГСЭ и ЕН. Посредством выполнения осуществляется социализация и воспитание – циклы ГСЭ и ЕН.Посредством выполнения осуществляется социализация и воспитание – циклы ГСЭ и ЕН. 3. Фундаментальность и систематичность. Выражается в логической последовательности читаемых курсов.Выражается в логической последовательности читаемых курсов. Отражаются научные приоритеты факультета. Основные темы спецкурсов связаны с генеральной научной темой факультета: Диалог цивилизаций: «Восток – Запад»Отражаются научные приоритеты факультета. Основные темы спецкурсов связаны с генеральной научной темой факультета: Диалог цивилизаций: «Восток – Запад» Спецкурсы и спецсеминары направлены на углубление тем фундаментальных курсов, которые и являются системообразующими для всего учебного плана.Спецкурсы и спецсеминары направлены на углубление тем фундаментальных курсов, которые и являются системообразующими для всего учебного плана. 4. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студента. Исходили из соотношения 50/50Исходили из соотношения 50/50 5. Модульная система. Значительно расширяет возможность выбора.Значительно расширяет возможность выбора. Интенсификация учебного процесса.Интенсификация учебного процесса. Позволяет студенту на компенсационной основе прослушать курс без потери года.Позволяет студенту на компенсационной основе прослушать курс без потери года. 6. Методическое и информационное оснащение учебного процесса. 7. Траектория учебного процесса. Исходные принципы формирования учебного плана

Основные принципы формирования учебного плана Рабочий учебный план Индивидуальный учебный план студента Типовой учебный план студента Возможность выбора

Анализ ГОСВПО ИСТОРИЯ Полный объем часов, определяемый ГОСВПО 8478 Недели, определяемые ГОСВПО Несоответствие: 8478/54 Недели СессииРеально недели Теоретическое обучение, включая сессии Все практики 13 Соответственно все остальные показатели должны измениться Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту квалификационной работы 8 Каникулы 34 ИТОГО 208

График учебного процесса Календарное распределение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс СЗЕ ГОС ВПО Теоретическое обучение Каникулы Практика 444 Выпускная работа, ГАК884 Сессии 28 Новогодние праздники Итого общий объем недель Путь решения проблемы графика учебного процесса основывается на: Отмене недель на сессии; Учет новогодних праздников; включения недель на подготовку и защиту курсовых работ.

График учебного процесса в кредитах Календарное распределение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Итого Теоретическое обучение Установочные недели Каникулы Курсовые 3339 Практика 66 Выпускная работа, ГАК12 Сессии Итого общий объем кредитов «Вес» одной недели в кредитах равен 1,5 Выпускная работа равна 8 кредитам (6 недель) Гак равен 4 кредитам (2 недели)

Балльно-рейтинговая сопоставительная система Кредит Оценка Неуд 345 Оценка ECTS FFXEDCBA Сумма баллов менее менее менее менее менее менее менее менее Позволяет увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса

Балльно-рейтинговая сопоставительная система A Отлично - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. B Очень хорошо - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному. C Хорошо - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. D Удовлетворительно - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. E Посредственно - теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному. FX Условно неудовлетворительно - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий. F Безусловно неудовлетворительно - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, все выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. Пояснение оценок

Формы контроля знания ПИСЬМЕННЫЕ Псевдотестирование (псевдо поскольку не является действительно тестированием, а набором множественных вопросов, т.е. задания по выбору правильного ответа) проводится на бланке или на компьютере, где из набора суждений необходимо выбрать правильные. Письменные ответы на заданные темы, требуют самостоятельной переработки и интегрирования материала. Требуются комментарии преподавателя. УСТНЫЕ Выступления, сообщения, доклады. Должна включать оценку коммуникативного компонента и образец отличного, хорошего и удовлетворительного выступления должен быть создан самим преподавателем. Неформальное собеседование. Участие в дискуссии. Оценка групповой работы. Примером задания может быть групповое обсуждение научной статьи или сложного текста.

Формы контроля знания БАЗИРУЮТСЯ НА МЕТОДАХ ОПРОСА И ТЕСТИРОВАНИЯ Опросники могут использоваться для оценки отношения студентов к изучаемой теме, материалу и дисциплине. Кроме того, интервью и опросы могут проводиться для того, чтобы выявить недостатки в знаниях или программе курса, на которые обратили внимание сами студенты. Опрос может проводиться через . Собственно тестирование - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Личностные опросники, тесты для оценки интеллекта, внимательности, скорости реакции, проективные методики. ГЕНЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ СТУДЕНТОМ Оценка, разработанных студентами продуктов - письменных работ (статей), обзоров статей, дипломных работ, рефератов, портфелей заданий, эссе, графов концепции и т.д. РЕШЕНИЕ СИТАУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Практика. Лабораторные занятия. С использованием компьютера или без.

Схема реализации учебного плана Студент ТЬЮТОР Студент Инспектор учебной части Ответственный За направление ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕКАНА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Функциональное взаимодействие Тьютор Формирование типового учебного плана Студент Преподаватель Инспектор учебной части Формирование учебных групп Внесение оценок за дисциплины Начисление стипендий и др. Зам. Декана Воспитательная функция Ответственный За направление

локальный компьютер студента Базы данных: Студент ППС Описания курсов Учебно- методические материалы обработка данных Определение специальности курса генерация html-страниц для студента html-страницы с паролем для входа Например Фамилия и с/б генерация html- страниц для тьютора (Индивидуальный план студента) Формирование учебных групп по дисциплине Структура системы Студент -Тьютор

Роль студентов в развитии Болонского процесса Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов. Студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса, совершенно ясно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. Студенты должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса.

В процессе двухступенчатого обучения у студентов должны быть сформированы компетенции. Они разделены на три категории: инструментальные; межличностные; истемные.

Инструментальные: 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Элементарные компьютерные навыки. 7. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 8. Способность решать проблемы. 9. Способность принимать решения.

1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям. Межличностные:

Системные: 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способности к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и их управлению. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.

Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции: 1. Способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины; 2. Способность логично и последовательно представить освоенное знание; 3. Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование; 4. Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами; 5. Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий; 6. Способность правильно использовать методы и техники дисциплины; 7. Способность оценить качество исследований в данной предметной области; 8. Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.

1. Владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации; 2. Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; 3. Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне; 4. Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной работы; 5. Продемонстрировать оригинальность и творческий подход; 6. Овладеть компетенциями на профессиональном уровне. 7. Необходимо подчеркнуть, что одинаковые результаты могут быть получены через различные типы обучения, методики, техники форматы. Выпускники второго уровня должны:

«Подводные камни» Болонского процесса o отсутствие гос.финансирования o приложение к диплому o статус бакалавра o признание кредитов o «интегрированный магистр» o академическая мобильность o докторская степень

Благодарю за внимание!