Мастерская по проектированию воспитательной системы образовательного учреждения Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, кандидат педагогических наук, доцент E – mail: rambler.ru
1 этап. Теоретические основания Цель: определить на какие известные концепции построения воспитательных систем будете опираться в создании своей системы
2 этап. Ценности Цель: определить ценностные ориентиры системы
3 этап. Принципы взаимодействия в деятельности Цель: определить комплекс принципов ( правил ), на основе которых строится взаимодействие субъектов в системе
4 этап. Цель Цель: на основе провозглашённых ценностей, опираясь на принципы, учитывая социальный, государственный и индивидуальный заказ, а также проблемы системы, сформулировать цель – как образ ожидаемого результата по развитию личности учащегося и становлению самой системы.
Цель Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который школа реально может достичь к четко определенному времени. Результат Цель преобразование Предмет Средства
5 этап. Критерии и показатели оценки достижения цели Цель: разработать комплекс критериев и показателей, по которым можно определить, достигнута – ли цель? Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило оценки. Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты, которые можно определять качественно, замерять количественно, сравнивать, описывать.
6 этап. Механизм достижения цели Ценностно- Смысловое ядро субъекты деятельность отношения Освоенная среда управление Цель этапа: разработать дела в каждом компоненте системы
Создать механизм достижения цели – значит продумать в воспитательной системе: Ценностно- Смысловое ядро Субъекты Деятельность Отношения Освоенная среда Управление Что целенаправленно провести на каждой ступени, чтобы зародились гуманные взаимоотношения? Какие дела нужно проводить на каждой ступени чтобы достичь цели? Что изучить в субъектах на каждой ступени? Чему обучить? Как мотивировать? Какую стратегическую цель ставим? Какова структура управления в целом? Какие особенности в каждой ступени? Форма самоуправления ученического, мониторинг? Что нужно изменить в предметной среде школы? Какие связи установить во внешней среде?
Субъекты Методы и методики изучения: детей, родителей, педагогов Приемы мотивации: похвальная грамота, письмо, доска почета, газета, публичное выступление, общая фотография, включенность в самоуправление через советы, персональная ответственность и др. Формы просвещения: семинар психолого – педагогический, тренинг, индивидуальная консультация, научно – практическая конференция, информационный стенд, адреса сайтов и прочее.
Деятельность с обучающимися деятельность Ключевое дело Тематический классный час Традиции, праздники Участие в конкурсах и общешкольных делах Формы : урок в форме…., дискуссия, круглый стол, пресс – конференция, Сбор, Сбор – старт, игра, экспедиция, поход, экскурсия, путешествие, трудовой десант, акция интернет – форум и другие….
Взаимоотношения Взаимо- отношения Методики изучения: социометрия, шкала взаимоотношениий, стена настроения, цветограмма, диалогово – диагностические Целенаправленные формы: упражнения на взаимодействие, « Веревочный курс», тренинг общения, тренинг личностного роста, Сбор, ролевые игры ( «Остров», «Кораблекрушение» и др.), подарок другу, классу и т.д. Формы освоения навыков анализа и самоанализа взаимоотношений: огонек « Расскажи мне обо мне», анализ и самоанализ в малой группе, огонек «Ответь своей звезде», сочинение, прием «Нарисуй настроение» и др. Символика ( эмблема, гимн, флаг, вымпел и др.), традиции ( общая песня, речевка, форма, общая фотография, видеофильм и др.)
Среда для учащихся Среда Общий дизайн классной комнаты Озеленение Классный уголок с необходимой информацией для учащихся Форма информационная для родителей ( сайт, стенд) Место для предложений ( «Корзина идей», «Стена идей» ) Перечень организаций, учреждений во внешней среде для сотрудничества Любимый уголок города….
Управление Совет дела Временная творческая группа Временная инициативная группа Классное собрание Общий Сбор Сбор – старт Организационный комитет Родительский комитет Совет класса Педагогический совет Малый педсовет Отчетно – перевыборная конференция Управление
7 этап. «Вертушка» Цель: провести экспертизу разработанных задач посредством обмена «продуктами» между группами, дополнить содержание компонентов системы
8 этап. Защита проектов Цель: представление содержания каждого компонента системы, коллективное обсуждение полученного продукта Выступление группа начинает со слов: … « Мы благодарим всех за внимательный анализ нашего продукта, внесённые дополнения и изменения, поставленные вопросы»…
9 этап. «Сборка» системы Цель: сконструировать целостную модель системы, соединив все компоненты в ЦЕЛОЕ
10 этап. План действий по реализации задач Цель: составить конкретный план действий по реализации разработанной концепции развивающейся системы ПодцельЗадачаСрокРесурсыОтветствен ный Ожидаемы й результат Контроль 1.Обновить содержани е воспитания к Реализ овать целевую программу «Лидер» С по , внебюджет Иванова В.П Рост активности и ответствен ности актива, активности учащихся Ежегодная конференц ия лидеров
Россия, вперёд!!!