Методический семинар «Коммуникативная компетентность учащихся - необходимое условие для формирования социально- успешной личности, готовой к речевому взаимодействию» Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 16 города Белгорода ПАЛЬЧИК Любовь Викторовна
«Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере». А.П.Чехов
«Вам завтра позвОнят, и тогда мы заключим дОговор, у нас их более восьмиста» Недостаточно развитая речь снижает рейтинг любого делового человека
В микрорайоне «Савино» школа - единственное учреждение, где дети имеют возможность получить навыки речевого взаимодействия и взаимопонимания
Противоречия между речевой нормой и примерами ее «размывания» в современном мире; между ожидаемым результатом и реальным уровнем коммуникативной компетенции выпускников; между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учащихся; несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока
Решение Подбор оптимального комплекса образовательных технологий для обеспечения позитивных результатов деятельности учащихся
Активная речевая и мыслительная деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании Результат
Задачи изучить технологии личностно-ориентированного, практико-ориентированного и творческого характера; отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях средней школы, а также варианты их интегрирования с ИКТ; выявить условия для эффективного применения выбранных технологий на уроках и во внеурочное время.
Своего рода симбиозом личностно-ориентированного, практико-ориентированного и творческого характера образовательного процесса является технология проектного обучения, наиболее часто используемая в педагогической практике. Кроме того, важно отметить, что проектная технология является ведущей в условиях федеральных образовательных стандартов второго поколения.
формирование личностных качеств, мотивации и самооценки; обучение выбору и осмыслению последствий данного выбора; создание самого проекта Результативность метода проектов
1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной исследовательской, информационной, практической проблемы. 2. Выполнение работы всегда начинается с перечня конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных 3. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы. 5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Требования к проекту
Общий алгоритм работы над проектом Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация
Число участников проекта Продолжительность проекта Типологические признаки проекта Метод, доминирующий в проекте Характер контактов Характер координации проекта Непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (имитирующий участника проекта) Исследовательский, творческий, информационный, практико- ориентированный, игровой и др. Среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира
Виды проектов Творческие Исследовательские ВнутриклассныеВнутришкольные
Творческие проекты Позволяют приобрести учащимся опыт творческой деятельности. Данный вид проектов является наиболее простым и как бы стартовым в освоении учащимися проектной технологии.
Тема проекта: «Слово не воробей», или что такое лингвоэкология?» Вид проекта – творческий Класс -5-6 Цель: распознавание факторов, негативно влияющих на развитие языка, совершенствование речевого общения, развитие творческого потенциала личности
Форма продукта проектной деятельности – сборник стихов Глебова А. 5»А» класс Речь и речка Наша с вами речь, ребята, И красива, и богата – Мелодично так звучит, Словно реченька журчит. Ну а если в эту речку Разный мусор набросать? Делать это бесконечно. Что же с речкой может стать? Кулабухов М 5 «Б» класс Слов плохих не говори, Ведь они как воробьи – Разлетятся кто куда- Будет горько от стыда. Плахотин А. 5 «Б» класс Берегите нашу речь – Не сорите словом. Пусть побольше будет встреч С книжным эталоном
Исследовательские проекты Проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему. Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку.
Тема проекта: «Поле брани», или эпидемия сквернословия» Вид проекта – исследовательский Класс - 11 Цель: определить разрушительную силу бранных слов на речевой фактор нашей жизни и здоровье человека; выявить причины словесной распущенности. Форма продукта проектной деятельности – защита проекта, агитбригада, презентация
Тема: «Посмотри в глоссарий, или говорите по-русски» Вид проекта исследовательский Класс 8 Цель: определить причины неоправданного использования заимствованных слов в русском языке Форма продукта проектной деятельности: защита проекта
Вербальный словесный Глоссарий словарь Кастинг отбор Ксенофобия ненависть Превентивные меры предупредительные Промульгация обнародование Саммит съезд Скрининг обследование Тинэйджер - подросток
Тема: «Далёк от мысли», или речь современных политиков и чиновников» Вид проекта исследовательский Класс 10 Цель: выявить и систематизировать речевые ошибки, допускаемые политиками Форма продукта проектной деятельности- защита проекта
«Ухудшается уровень жизни народа» (из выступления политика) «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в стране» (из выступления политика) «Ребёнок это индивидуальная личность »(из выступления политика)
Проектный метод способствует формированию самостоятельности и инициативности, настойчивости в достижении цели, навыка планомерной и технологичной деятельности, способности к анализу и сравнению, самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции
Результаты динамики развития коммуникативных умений и навыков (вопросник самоактуализации личности (Калинина Н.Ф., Лазукин А.В. (САМОАЛ)) Гендерные различия динамики самоактуализации подростков 9 класса (по результатам 2010– 2011г.)
Шкалы САМОАЛПоказатели самоактуализации подростков (%) Девушки (начало учебного года) Юноши (начало учебного года) Девушки (конец учебного года) Юноши (конец учебного года) Шкала ориентации32, 441,853,358,8 Шкала ценностей54,559,545,060,4 Взгляд на природу человека 47,549,540,049,4 Потребность в познании 46,845,549,151,3 Креативность42, 251,350,858,0 Автономность40,448,343,349,9 Спонтанность44,055,534,141,2 Самопонимание48,235,445,851,3 Аутосимпатия45, ,055,0 Шкала контактности 36, 439,543,351,3 Шкала гибкости42,754,354,149,4 Общий уровень САМОАЛ 43,548,145,752,4
Ещё одним критерием результативности можно считать успешность выполнения обучающимися творческих и исследовательских проектов
Большое значение имеют проекты социальной направленности, продуктом которых являются программы школьной агитбригады
Заключение Выпускники, владеющие универсальными умениями и навыками показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы должен быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему успешно социализироваться в современном обществе.
5+
Спасибо за внимание! Творческих и профессиональных успехов!