Лекция 2. Политический анализ: особенности методологии. Политанализ как вид деятельности Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине «Государственное и региональное управление» Тема 5 «Принятие управленческого решения в органах государственной власти»
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Презентация магистерской диссертации На тему : «Методики оценки рисков корпоративных клиентов» Выполнил: Родионов К.В. Научный руководитель: Васенкова.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Транксрипт:

Лекция 2. Политический анализ: особенности методологии. Политанализ как вид деятельности Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ»

Структура лекции 1. Общие характеристики ППА, отличия от других социальных наук. 2. ППА: методология, метод и методика 3. ППА: R- и Q-методологии 4. ППА: Направления и типы 5. Роль и статус политического аналитика 6. Проблемы этики

1. Общие характеристики ППА, отличия от других социальных наук. 1.1.Клиент-проблемная ориентация, 1.2.Гетерогенность концептуально- методологической базы, 1.3.Инструментальный мультиплицизм, 1.4. Соединение эмпирического и нормативного подходов

1.1.Клиент-проблемная ориентация Традиционные социальные науки социология, политология, психология, экономика обладают четко отграниченными предметными областями, исследовательскими объектами и методами, научными школами и теориями. В политанализе подобного рода мануфактурно- цеховая специализация просто невозможна в силу как многомерности изучаемых проблем, так и самой организации прикладного исследования А заказчику нужен не многотомный монографический труд, а конкретные выводы и практические рекомендации.

1.2.Гетерогенность концептуально- методологической базы, Политический анализ довольно космополитичен в отношении концептуальных подходов и принципов, заимствуя их из самых разных социальных, гуманитарных и даже естественных наук Например, чтобы проанализировать всю совокупность последствий для российской политики американской военной кампании в Ираке в 2003 г., нужно привлечь концептуальные знания из теории международных отношений, международной экономики, военной науки, социологии, истории, психологии, статистики и т.д.

Методология политического анализа складывается из элементов множества дисциплин: политической науки, социологии, психологии, экономики и философии Понятийный аппарат современного политического анализа исследование входов, выходов, конверсии, содержания политического курса и процесса принятия решений сформировался на основе системной теории Философии политический анализ обязан эпистемологической концепцией решения проблем а также принципами этики, вошедшими в учебные пособия и кодексы практикующих аналитиков

1.3.Инструментальный мультиплицизм основной методологической установкой критического мультиплицизма выступает принцип триангуляции, согласно которому аналитики, стремящиеся углубить политически релевантное знание, должны использовать множество измерений, методов, инструментов, источников информации и средств коммуникации (Dunn 1994) Потребность в многомерных принципах, подходах и инструментарии обусловлена все большей комплексностью общественно-политических проблем, а также усложнением процесса принятия решений, в котором сегодня участвуют не только государственные акторы, но и группы давления, общественные объединения и местные сообщества, и т.д

1.4. Соединение эмпирического и нормативного подходов Для подготовки рекомендации заказчику, аналитик должен не только описать, объяснить и предсказать развитие политических событий, но и дать им оценку, опираясь на определенные ценностные критерии Поэтому, в отличие от фундаментальных наук, где эти подходы часто разводятся, в ППА эмпирический подход (отвечающий на вопросы: что происходит и будет происходить?) неизбежно сочетается с нормативным (в рамках которого ищутся ответы на вопросы: станет ли от этого хуже или лучше и что нужно дальше делать?)

2. ППА: методология, метод и методика Методология политического анализа указывает на метатеоретический уровень прикладного исследования, который включает в себя, с одной стороны, совокупность подходов и моделей, принципов и методов, а с другой пути и способы их применения. Она охватывает собой стандарты и процедуры отбора общих принципов и подходов для рационального исследования типовых проблем и эффективного решения практических задач

Методология политического анализа При разработке методологии организационной диагностики часто используют неоинституционализм, открывающий широкие возможности для оценки внутренней среды той или иной государственной структуры, сочетая его с так наз. экологической моделью, помогающей в изучении ее внешней среды и основанной на системном подходе. Затем подбираются адекватные указанным подходам методы анализ нормативных документов (неоинституционализм) и экспертный метод SWOT- анализа (системный подход). Методология аналитической работы, таким образом, ответственна за общие принципы построения алгоритмов прикладного исследования политического процесса.

Под методом ППА, понимается типовой инструмент или прием аналитической работы, позволяющий приобретать и обрабатывать релевантную в практически-политическом отношении информацию. Так, при прогнозировании развития предвыборной ситуации могут использоваться трендовый метод, экспертная оценка Дельфи или сценарное конструирование. В отличие от теоретиков и инструментальщиков, при отборе методов исследования аналитик исходит из их адекватности не только поставленным задачам и методологическому подходу, но и имеющимся ресурсам (время, финансы, информация и др.), причем последнее соображение нередко оказывается решающим.

Методический уровень аналитической работы нацелен на конструирование комбинации методов и процедур для решения конкретной задачи, а также на определение последовательности и сопряженности их применения, т.е. системы исследовательских этапов и операций. По сути дела, речь идет о материализации общей методологической канвы (принципов, подходов, критериев, полученных на методологическом уровне, под которые отобраны соответствующие методы и инструменты) в конкретную схему прикладного исследования, где на разных этапах и при различных комбинациях методов проводятся операции по сбору, переработке и производству политически релевантной информации.

3. ППА: R- и Q-методологии Сегодня существует противостояние между адептами так наз. R-методологии, т.е. традиционного для нынешней политологической практики позитивистского подхода, опирающегося на принципы научной объективности и (главным образом) точные, количественные методы, и приверженцами постпозитивистской Q -методологии, которая строится на принципах ценностного критицизма и предполагает учет субъективных факторов и активное использование, наряду с математическими, качественных методов Позитивистская R-методология сеголня все еще является доминирующей

4. ППА: Направления и типы А.А.Дегтярев выделяет 4 подхода к определению направлений ППА: Структурирование предметного поля ППА ведется по следующим критериям: 4.1. Функциональные задачи и фазы политико- аналитической деятельности 4.2. В соответствии со сферами и объектами политического анализа 4.3. Исходя из методологии эксперта и используемого им инструментария 4.4. По отношению к фактору времени

4.1. Функциональные задачи и фазы политико-аналитической деятельности моделирование и структурирование проблемной ситуации, сбор данных и их дескриптивный анализ, ситуационная диагностика, прогнозирование тенденций политического развития, разработка управленческих рекомендаций и, наконец, оценка результатов политической деятельности

4.1. Варианты классификации Данн пишет о пяти функционально- процедурных типах ППА (структурирование проблемы, прогнозирование ситуации, разработка рекомендаций, мониторинг акций и оценка их результатов) (Dunn 1994) Хогвуд и Ганн о трех (исследование входов, содержания и выходов политического процесса) (Hogwood, Gunn 1984)

4.1. Самостоятельные области внутри ППА определение проблем (problem definition) политическое прогнозирование (policy forecasting) анализ решений (decision analysis) анализ результатов политики (impact analysis) политическое планирование (policy planning)

4.2. Сферы и объекты ПП Пример: Энциклопедия политико-управленческих исследований, где различные сферы государственного управления политико-институциональная (внешняя, оборонная, электоральная и др. политика), экономическая (налоги, аграрная и бюджетная политика и т.д.), социальная (бедность, преступность, образование и пр.) и научно-техническая (технологии, энергетика и т.п.) выделены в особые разделы

Сегодня от политического анализа постепенно начинают отпочковываться различные отраслевые субдисциплины внешнеполитический анализ анализ бюджетной экономической, образовательной, электоральной военной политики Национальной Миграционной политики.

4.3. Классификация по методологии эксперта и используемого им инструментария На основе методологических школ, доминирующими в социальной и политической науке: системные, рационального выбора, неоинституциональные, бихевиоралистские

4.3. Классификация на основе исследовательских методов: ивент-анализ, риск-анализ, политический маркетинг, оценочные исследования (evaluation studies) и т.д В последнее время в основу такой классификации все чаще кладется отмеченное выше деление на R- и Q-методологию, тем более что оно непосредственно влияет на соотношение в исследовании количественных и качественных методов

4.4. Классификация по фактору времени Данн (Dunn, 1994) предлагает подразделять аналитические разработки на перспективные (которые предшествуют политическим действиям); ретроспективные (где дается оценка уже состоявшимся акциям), и интегрированные (включающие в себя анализ прошлого, настоящего и будущего состояний политического процесса). Последнюю форму анализа Данн считает наиболее плодотворной, ибо в ней соединены все сильные стороны перспективного и ретроспективного анализа

5. Роль и статус политического аналитика. Политический анализ это и информационно-аналитическое консультирование И профессия и дисциплина И те, кто считает себя профессиональными аналитиками и консультантами – пока лишь группа людей, практикующих «искусство и ремесло говорить правду власти» Рассмотрим место политанализа в цикле политического решения

Место политанализа в структуре политического (policy) процесса А + В + С Проблемная ситуация Анализ проблемы и решения Выработка и принятие решения Реализация решения Проблемы Альтерна- тивы РешенияДействия

Профессиональный политически анализ Локализован структурно в первом блоке – А, на выходе – варианты решений в форме рекомендаций Три ролевые позиции: Консультанта-аналитика Лица, принимающего решение и Исполнителя решения Как правило не совпадают Вторая фаза - оценка результативности и эффективности принятых решений – также функция политанализа Оценка может выявить новые проблемы и т.д.

Содержательно политанализ Не ограничен областью А – областью выработки вариантов и прогноза последствий Для успеха решения необходимо провести и анализ политической проходимости решения – область В Необходимым элементом будет и имплементационный анализ – область С

Сегодня политические аналитики могут работать в: Национальных, региональных и муниципальных органах власти Консультативных фирмах; Исследовательских институтах; Предпринимательских ассоциациях и иных формах групп интересов Коммерческих структурах Некоммерческих организациях

Политические аналитики и консультанты Могут работать в структуре администрации президента: Как президентские назначенцы они разделяют приверженность общей идеологии и политическому курсу президента Их рекомендации касаются политических, экономических и социальных последствий решений Они часто координируют работу коллег в исполнительной ветви власти

Политаналитики работают и в законодательной ветви власти Их клиенты – как отдельные депутаты, так и ассамблеи в целом Существенную аналитическую работу ведут сотрудники аппаратов депутатских комитетов, А также помощники депутатов Как на национальном, так и на региональном уровнях

Муниципальные органы власти (кроме крупных центральных городов) Редко содержат в аппарате профессиональных аналитиков- консультантов – как правило эти функции – по совместительству Местные и региональные власти Часто обращаются к консультативным фирмам

Политанализ ведут также Сотрудники и эксперты «Фабрик мысли» и исследовательских институтов, но как правило не в узких целях Наконец, аналитики работаю в коммерческих компаниях и а предпринимательских ассоциациях, в национальных профсоюзах и государственных корпорациях, имеющих интерес в сфере законодательства и политического регулирования

С.Туронок предложил классификацию статусно-ролевых позиций Ролевые позиции: Помощник Советник Консультант- технолог Статусные позиции: Технократ Политик Активист Роль – совокупное поведение, обоснованно ожидаемое окружающими от человека Статус – совокупное отношение, обоснованное ожидаемое человеком от окружающих

Ролевая позиция – помощник Как правило – наиболее доверенное лицо клиента, Посвящен в его служебные, экономические и даже личные дела Информирован и о проблемах, интересующих клиента, и о планируемых решениях От него ожидают полной лояльности, конфиденциальности и даже – эмоционально окрашенной приверженности интересам клиента Часто – «карьера одного клиента»

Ролевая позиция – помощник (2) Может стать частью «команды», соратником и партнером (компаньон, совладелец, политический назначенец. Иногда – может сменить клиента на его посту (или даже пойти дальше) Пример – помощник Председателя Ленсовета А.А.Собчака – В.В.Путин Часто помощниками депутатов становятся их бывшие коллеги по цеху

Ролевая позиция – помощник (3) Помощник разделяет как деловые, так и личные пристрастия клиента, в том числе и дурные (Этическая проблема!) От него не ждут глубоких экспертных знаний, скорее ждут способности Организовать сам аналитический процесс, привлекая внешних экспертов И он несет ответственность за результаты экспертизы

Ролевая позиция – советник Более глубокий, но узкий специалист в определенной области интересов клиента Более «статусная» фигура, может иметь ученое звание, научную степень, авторитет в аналитическом сообществе. Как правило, работа на клиента – не основная, сохраняет престижную публичную должность в университете или институте РАН

Ролевая позиция – советник (2) Как правило, нет доверительности и посвященности в дела клиента, нет и долговременного контракта Ожидается нейтральный «совет» общего характера в конкретных вопросах. Сохраняется дистанция. Нет ответственности за действия клиента Материально – наименее привлекательно, Исключая места «советника» как формы коррупции чиновника Повышает престиж в международном сообществе

Ролевая позиция – консультант-технолог Сочетает ряд признаков помощника и советника Он ведет «проект» на всех стадиях, распоряжается ресурсами и ответственен за них, может нести ответственность за успех проекта Но отношения с клиентом редко долговременны, остаются формализованными и дистанцированными. Он становится членом команды, как внешний, привлеченный участник

Ролевая позиция – консультант-технолог (2) Эта роль позволяет аналитику сохранять самостоятельность и активность в отношениях с клиентом Брать инициативу и в постановке проблем Материально – наиболее привлекательна, но наиболее рискованна, не дает ощущения стабильности

Статусная позиция – технократ Считает главной ценностью – аналитическую объективность своих консультаций Предпочитает общепризнанные методы и инструменты анализа, применяемые в таких зрелых науках, как экономика, статистика, социология Равняется на коллег по дисциплине, которые способны оценить методологическую корректность анализа

Статусная позиция – технократ (2) Рассматривает клиента как необходимое зло. Клиент обеспечивает ресурсы, которые позволяют работать над интересными проблемами Лучше обезопасить себя от вмешательства со стороны клиента Поэтому лучше работать с организациями, чем с частными лицами

Статусная позиция – политик (адвокат клиента) Как врач, аналитик должен «не навредить» клиенту, как адвокат – последовательно защищать его интересы Считает, что черпает свою легитимность как участник цикла политических решений, Исходя из позиции клиента При неоднозначности фактов имеет право интерпретировать их исходя из интересов клиента В идеале – совпадение ценностных предпочтений с предпочтениями клиента

Статусная позиция – активист (адвокат идеи) Убежден, что его профессиональная деятельность – инструмент в реализации собственных ценностных представлений о благе. Социальные ценности решения интересуют более, чем аналитическая объективность или ответственность перед клиентом Собственное участие в политическом процессе – достаточный источник легитимности

Статусная позиция – активист (адвокат идеи) - 2 Может рассматривать себя как проводник интересов инвалидов, экологов и т.д. Выбирает клиента исходя из собственных интересов и полезности для решения проблемы Признает только записанные в контракте обязанности перед клиентом Если итоги анализа не поддерживают его собственных позиций, ставит под сомнения методическую часть работы

Синтетическая позиция – «антрепренер» (А.Мелтснер, 1976) Обладает высокими техническими и аналитическими навыками Занимает ясные нравственные и гражданские позиции Отдает себе отчет в том, в какой мере его личные предпочтения оказывают влияние на процесс анализа и решения проблем

Антрепренер (2): Заслуживает доверия и конфиденциальности со стороны клиента, однако сохраняет дистанцию, не позволяя личным мотивам искажать профессиональные ценности Осознает объективные и субъективные ограничения политических альтернатив Обладает волей и навыками мобилизации информационных, политических, организационных и финансовых ресурсов, необходимых для успешного принятия и реализации политических проектов

Политическое антрепренерство «это self-promotion, властная политическая активность, сопровождающаяся риском и напоминающая кросс по пересеченной местности» (Колин Дайвер, американский аналитик)

Проблема объективности и предвзятости аналитиков Занимающих две позиции – политика и активиста Этическая сторона (аналитик-клиент) Методологическая сторона (аналитик – научное сообщество) Гражданская сторона (аналитик – общество) Только изучать – или изучать и влиять???

Гражданский аспект – допустимость предвзятости (???) В демократическом обществе, где политические решения являются продуктом конкурентного процесса, право на участие в котором имеют все группы интересов При этом нет дискриминации участия групп в этом процессе Тогда политический аналитик имеет право на предвзятость и необъективность «У каждого интереса должен быть свой сторожевой пес» (С.Торонок)

В конкурентной плюралистичной системе Где нет постоянных победителей и проигравших Принцип справедливости реализуется не столько в каждом отдельно взятом политическом решении, Сколько в общей системе процедурных гарантий («сдержек и противовесов») Итак, аналитик имеет право, но не обязан разделять ценностные предпочтения клиента Исходя же из собственных ценностей, он не должен этого скрывать

Ограничения среды – выбор статусно- ролевых позиций аналитика (М.Мюнгер, 2000) Политическая свобода Экономическая свобода Работа в госучреждении Профессиональные политконсультанты Работа в НКО Академическая наука

Идеальный клиент «обязан» Содействовать идентификации проблем и вопросов, требующих анализа делегировать ответственность и необходимые полномочия для осуществления исследования конкретному исполнителю или коллективу Обеспечивать адекватные организационные и финансовые ресурсы Определять временные ориентиры выполнения анализа Согласовывать выбор целей и задач, оценочных критериев, альтернатив и других политически значимых аспектов анализа Периодически контролировать ход анализа Оценивать результаты и использовать значимые выводы анализа (M.Munger, 2000)

6. Проблемы этики. Ценностные конфликты М.Мюнгер выделяет 5 форм конфликта аналитика: Конфликт между лояльностью к клиенту и собственными принципами Конфликт из-за ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критерии/альтернативы Конфликт между потребностью в аналитической точности и сроками сдачи работы Конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества Конфликт из-за ресурсных ограничений

Три вида ответственности аналитика Клиент Научное сообщество Гражданское общество Аналитик

Три альтернативы конфликта: протест, выход и нелояльность Протест Выход Нелояльность Саботаж Возражение Отставка Ультиматум Утечка Отставка и разоблачение

Условия моральной оправданности нелояльности (Питер Френч, 1983) Должны быть исчерпаны все возможные способы протеста в рамках организационной структуры Должна присутствовать убежденность в нарушении процедурных, юридических, политических либо этических норм Должна быть уверенность, что это нарушение будет иметь негативные последствия для общества Надо быть готовым подкрепить обвинения недвусмысленными доказательствами

Мы продолжаем наше путешествие вниз по Темзе