Односоставные предложения Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ (В-4)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Односоставные предложения Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ.
Advertisements

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 33 г. Магнитогорска Логинова Т. В. Односоставные предложения.
И ТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ Русский язык 8 класс Подготовила Гончаренко Н.М., учитель русского языка и литературы.
Научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена. Цель.
Урок русского языка 8 класс. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения.
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Подготовка к ГИА 9 Класс Средства выразительности.
О ДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Цель: повторить основные группы односоставных предложений и составить алгоритм определения типа односоставного предложения.
КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО ТЕМЕ: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Козлова Елена Сергеевна учитель русского языка и литературы.
Виды односоставных предложений С главным членом - подлежащим С главным членом - сказуемым назывное (сущ. в Им.п.) опред.-личное (1 или 2 л. ед. и мн.ч.;
[ ] «…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате,
Презентация по русскому языку. Харитонов Виталик-ученик 9 класса Бишевской СОШ Апастовского района республики Татарстан. Учитель-Алексеева Галина Юрьевна.
Повторим ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнила: ученица 11 класса Велумян Люсине.
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
С главным членом сказуемым С главным членом подлежащим Назывное (Безмолвная тишина) Определённо- личное (Тихо еду по полю) Неопределённо -личное (В дверь.
Односоставные предложения Урок русского языка в 8 классе МОУ Павловская ООШ Каргасокского района Учитель русского языка и литературы : Топорова Ирина.
Односоставные предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Односоставные и двусоставные предложения. 8 класс. Простое предложение с одним главным членом. Без личные предложения.
Простое предложение с одним главным членом. Неопределенно-личные предложения. Односоставные и двусоставные предложения. 8 класс.
Транксрипт:

Односоставные предложения Методические рекомендации для выпускников при подготовке к ЕГЭ (В-4)

Вспомним! Наличие только одного главного члена – принципиальная отличительная черта односоставных предложений. Этот главный член предложения называет определённый предмет, явление или действие и выражает отношение к действительности. Отсутствие второго состава не создаёт неполноты, а является структурной особенностью этих предложений. Ср.: Выпускники склонились над КИМами: заполняют бланк регистрации. Классный журнал заполняют только чёрной пастой. Неполное, подлежащее опущено, но легко восстанавливается Односоставное, важен не источник сообщения, а само сообщение Двусоставное

определённо- личные неопределённо- личные обобщённо- личные безличные

Определённо-личные Главный член – глагол в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. изъявительного или повелительного наклонения настоящего и будущего времени Люблю тебя, Петра творенье (Пушк.);Жди меня, и я вернусь (Сим.); Возьмёмся за руки, друзья!(Окудж.) Употребление определённо-личных предложений сообщает повествованию большую динамичность, делает его более лаконичным и помогает избежать излишнего повторения Деятель мыслится как говорящий или собеседник

Неопределённо-личные Главный член – глагол в форме 3 л. мн.ч. настоящего и будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени. В Москве прибавят вечно втрое(Гр.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты(Ч.) Неопределённо-личные предложения широко распространены в разговор- ном стиле, что связано с необходимостью в ряде случаев акцентировать внимание на действии, а не на его производителе. Деятель мыслится как неопределённая группа лиц

Обобщённо-личные Главный член – глагол в форме 1 или 2 л. ед.ч. или 1, 3 л. мн.ч. Чужую беду руками разведу(посл.);Что посеешь, то и пожнёшь(посл.); Что имеем– не храним, потерявши – плачем(посл.);Цыплят по осени считают(посл.);Когда становишься взрослее, начинаешь ценить каждый миг жизни. !!! Содержание таких предложений верно всегда, в любой момент времени Деятель мыслится как каждый, всякий человек (часто пословицы, поговорки, крылатые фразы, афоризмы, лирические отступления)

Безличные Главный член – глагол в форме 3 л. ед.ч.(в наст. или буд. вр.) или ср.р. ед.ч.(в пр. вр.);безличный глагол, глагол быть в отрицательных предложениях, инфинитив, категория состояния, слово нет. Ночью несколько стихло(Гонч.) Мело, мело по всей земле/Во все пределы(Паст.) На дворе ещё чуть брезжило(Т.) В голове до сих пор стучит(Г.) Бывает, моего счастливее везёт(Гр.) Быть грозе великой(П.) Далеко видно кругом!(Т.) Что же мне так больно и так трудно?(Л.)Я потороплюсь, чтобы не опоздать. Там счёту нет столетьям(Щип.) !!! Безличное предложение не может быть преобразовано в двусоставное без изменения смысла. Деятель не мыслится (процесс, состояние человека или природы)

Назывные предложения Главный член назывного предложения выражен формой И.п. имени существительного или словосочетанием, включающим слово в И.п. Недвижный камыш. Не трепещет осока./Глубокая тишь. Безглагольность покоя(Бальм.) В назывных предложениях сообщается о существовании, наличии предмета или явления. В предложениях этого типа всегда выражается грамматическое значение реальности и настоящего времени

Различай! Предложения односоставные, назывные, распространённые Поздний вечер. Весёлое занятие! Встречный ветер. Отличнейшая ярмарка! Предложения двусоставные, нераспространённые Вечер поздний. Занятие весёлое. Ветер встречный. Ярмарка отличнейшая.

Не относятся к назывным предложениям: 1.Названия, надписи на вывесках, заголовки Дворец спорта. Дом техники. Универмаг. 2. Именительный представления (существительное в И.п., синтаксически не связанное с предложением) Земля! На ней никто не тронет…Лишь крепче прижимайся к ней(Сим.) Труд, мечта…Здесь нам не знать предела!(Щип.) 3. Двусоставные неполные с опущенным подлежащим --Ты кто?-- ещё раз спросил он.Да крендельщик, рабочий(М.Г.); Ерунда!(Это всё ерунда); Молодец!(Ты молодец!) 4. Двусоставные неполные с опущенным сказуемым Скоро осень.(Скоро наступит осень.) На улице дождь.(На улице идёт дождь.)

В4 Среди предложений 2-11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». (10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежитие лен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 7, 11

В4. Среди предложений найдите сложное(-ые), в состав которого(-ых) входит односоставное безличное предложение. Напишите номер(-а) этого (этих) предложения(- ий). ( 24)В любые времена нарождающиеся художественные формы казались, да и были, варварскими. (25)Прошлое всегда прекрасно мы ведь ценим его по лучшим образцам. (26)Будущее пугающе туманно. (27)Однако будущее реальнее прошлого, хотя его трудно принять. (28)Современное искусство не может быть элитарным, каким оно было раньше. (29)Оно вынуждено искать массовые формы. (30)Искусство перестаёт делиться на производителя и потребителя оно вторгается прямо в жизнь, моделирует её по своим законам. 27

В4. Среди предложений 14 найдите односоставное назывное предложение. Напишите номер этого предложения. (1)Память одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... (2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»... 2

В4. Среди предложений 110 найдите односоставные предложения (и простые, и в составе сложных). Напишите номера этих предложений. (1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2) Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца. (3)Константин Батюшков говорил: (4)«0, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». (5)Это справедливо и в отношении знания нравственных начал. (6)Знание сердца сильнее знания рассудка. (7)Я невольно задумываюсь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных районах Москвы. (8)Растёт парень в своём микрорайоне, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного гражданина нового микрорайона лишён какой-либо характеристики, особости, он такой же, как у всех. (9)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (10)Штамп нельзя любить подавно. 8,9,10

В4. Среди предложений найдите безличные предложения (в том числе и в составе сложных). Укажите номера этих предложений. ( 12)Проще всего с теми профессиями, названия которых имеют в языке как мужские, так и женские формы: тракторист трактористка, продавец продавщица, лётчик лётчица, учитель учительница, художник художница. (13)К таким названиям привыкли довольно скоро. (14)Но освоение мужских профессий женщинами происходило так быстро, что язык не поспевал создавать соответствующие эквиваленты. (15) Пришлось многих женщин называть по-мужски: строитель, инженер, доктор, врач и т. д. (16)Сюда же относятся и обладательницы научных степеней и званий кандидат и доктор наук, доцент, профессор, академик. 12,15

В4. Среди предложений 36 найдите определённо-личное предложение (в том числе и в составе сложного) и укажите его номер. ( 3)Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления военной лирики не воевавших поколений. (4)Раскройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдёте стихи о войне. (5)Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни. (6)Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии. 4

В4. Среди предложений 1420 найдите безличные предложения (в том числе и в составе сложного) и укажите их номера. (14)Падает лист, маленький, бледный. (15)Наступает ещё одна осень, всегда пробуждающая потребность в самоочищении. (16)Нам захочется остановиться, побыть наедине с собой, заглянуть в глубину себя. (17) Но и это робкое желание невыполнимо. (18)Остановиться уже невозможно. (19)Мы мчимся, бежим, рвём, копаем, жжём, хватаем, говорим пустые слова, много, очень много самоутешительных слов, смысл которых потерян где-то в торопливой, гомонящей толпе, обронен, будто кошелёк с мелочью. (20)Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного листа предвестника осени, ещё одной осени, еще одного кем- то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землёю, с этими горами, лесами, и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты. 16,18,20

В4. Среди предложений 19 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. (1)Неряшливость в одежде это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. (2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. (4)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Это происходит полусознательно. (8)Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.... (9)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость: «плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. 2

В4. Среди предложений 410 найдите односоставное определённо-личное предложение, простое или в составе сложного. Укажите номер этого предложения. (4)Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых хлебах! (5)Когда-то тот, кто первый привёл попа, и освятил «Покров пресвятыя Богородицы». (6)И с тех пор старая икона дни и ночи охраняла старую степную дорогу, незримо простирая своё благословение на трудовое крестьянское счастье. (7) В детстве мы чувствовали страх к серому кресту, никогда не решались заглянуть под его кровельку, одни ласточки смели залетать туда и даже вить там гнёзда. (8)Но и благоговение чувствовали мы к нему, потому что слышали, как наши матери шептали в тёмные осенние ночи: (9) Пресвятая Богородица, защити нас покровом твоим! (10)Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. Двусо ставн ое,неп олное 9

В4. Среди предложений найдите назывные предложения и укажите их номера. (15)Благовест. (16)Музыка. (17)Мрак исчез. (18)Взошло солнце. (19)Всё преображается вокруг. (20)3 ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными. (21)И никого нет в зале! (22)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга. (23)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра... 15,16

В4. Среди предложений 718 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения. (7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.(8)Есть и другие.(9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни.(10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании.(11)После таких книг становишься только глупее.(12)Вечная проблема выбора.(13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь.(14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться.(15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели.(16)А в «толстяках» редакционный цикл –полгода, а то и больше.(17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство.(18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. 15 Двусоставное, неполное

Литература Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля/ В.А.Багрянцева и др.– М.: Изд-во Моск.ун-та,2004. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. вузов/ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина.– 5-е изд., перераб.М.: Высш.шк.,1987. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: Учебное пособие.– Изд.2-е, испр. и доп. – Самара: ООО «Офорт»,2006.

Презентация подготовлена учителем русского языка МОУ лицей 2 г. Бугульмы РТ Зуевой И.Ю. 2010