Урок-мастерская «Проблема единства азарта, богатства, любви и светской жизни» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Учитель МОУ «Гимназия 10» г.Ржева Суслова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(Создание кластера при изучении повести А.С.Пушкина «Пиковая дама») Работу выполнила учитель русского языка и литературы Терентьева Л.В. МОУ «Клюквинская.
Advertisements

Ежова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 4, сентябрь 2011 г. Творческая мастерская СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ.
«Пиковая дама» А.С.Пушкин Составлена учителем МБОУ УСОШ 1 г Удомля Золотухиной И.А.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Урок развития речи. Эссе. Письменное творчество 9 класс Педагогическая технология «Мастерская»
Психолого-педагогический центр «Здоровье» «Профессиональные мастерские как форма работы по сопровождению профессионального самоопределения учащихся ГБОУ»
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Свобода и ответственность Модуль «Основы светской этики» Урок 10 МОУ Шацкая средняя общеобразовательная школа.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Тема четверти: Великие наши «современники» Тема урока: «Единый лавр их дружно обвивает» Я. Платек П.И.Чайковский А.С.Пушкин Основополагающий.
Классный час Основополагающий вопрос Истоки любви…Много ли мы знаем об этом? Истоки любви…Много ли мы знаем об этом?
Учебный проект «Сокровища «Кладовой солнца» Автор: учитель русского языка и литературы Шулькина Г.М.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
П ОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ НА НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Автор: учитель русского языка и литературы Муртазина Катира Багитовна.
Транксрипт:

Урок-мастерская «Проблема единства азарта, богатства, любви и светской жизни» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Учитель МОУ «Гимназия 10» г.Ржева Суслова Т.С.

Законы мастерской Ценностно-смысловое равенство всех участников. ( Учитель может участвовать в работе наравне с учениками). Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Предоставление свободы в рамках принятых мер. Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Диалог – главный принцип сотрудничества. Организация и перестройка реального пространства. Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя.

ПП

помочь учащимся найти ответы на вопросы: К чему ведёт преступление против человека? В чём смысл и ценность человеческой жизни? развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения; воспитывать нравственно устойчивую личность, пробуждать интерес к классической литературе. Цели урока:

Эпиграф Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В.Г.Белинский

«Пиковая дама» – это шедевр. Л.Н. Толстой.

Реконструкция Хорошо ли вы знаете содержание повести А.С.Пушкина « Пиковая дама»? Восстановите сюжет по данными иллюстрациям.

Психологи утверждают, что игра в карты больше, чем пристрастие, это хуже, чем привычка, это - болезнь. Болезнь, заключающаяся в потере контроля над собой, утрате собственной воли и возможности свободного выбора. Болезнь, которая последовательно и планомерно разрушает жизнь игромана и его близких.

Индуктор Какие ассоциации у вас вызывают карты? Напишите эти слова алчность страсть азарт пристрастие безволие обман нажива выигрыш проигрыш случай преступление болезнь надежда привычка жажда денег лотерея богатство нищета

Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, путей её решения) Примерные задания для групп: 1- группа исследует характер главного героя, так как через его поступки мы можем раскрыть значение слов АЗАРТ и БОГАТСТВО. 2- группа исследует способы, которыми главный герой пытался разбогатеть: ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ. 3- я группа рассмотрит СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО, их представителей и образ жизни, обратит внимание на изображение Петербурга в повести.

Социализация Примерные вопросы, составленные учащимися 1- группы Каков главный герой повести? Что он говорит сам о себе? Как его характеризуют другие персонажи? Какую характеристику ему даёт автор? В каком окружении жил герой? Какова цель жизни автора? Как он её добивается? Против кого Германн совершил преступление? Что привело героя к трагическому концу?

Каков же главный герой повести? Германн. Скрытен Честолюбив Твёрдость Расчётлив Сильные страсти Огненное воображение Цель жизни: покой и независимость Средства достижения этой цели: -расчёт, -умеренность -трудолюбие - это человек противоречивый: в нём совмещаются сильные страсти и сдержанность, огненное воображение и скрытность Поставив цель – упрочить независимость, идет к ней любыми средствами. Игра для Томского – забава, развлечение, а для Германна – деньги, дающие власть, положение в обществе

Вопросы, составленные учащимися 2-ой группы Лиза Почему она «пренесчастное создание»? Каков её характер? Что толкнуло её откликнуться на домогания « влюбленного» военного инженера? Лиза – домашняя мученица, « во сто раз милее наглых и холодных невест», « была самолюбива», «с нетерпением ожидала избавителя» Вывод: Узнав Германна, она точно определила его суть: «Чудовище!»

Вопросы, составленные 3-ей группой Что составляло суть жизни русского дворянства в 30 – годы? Как представлено это дворянство в повести? Какие люди окружали Германна, с кем мы встречаемся на страницах повести? Каким было отношение А.С.Пушкина к ним?

Выводы: o В «Пиковой даме» Пушкиным создан новый в литературе образ Петербурга – столицы империи, города призрачно абсурдной жизни. Города фантастических событий, происшествий, идеалов, города, обесчеловечивающего людей, уродующего их чувства, желания, мысли, их жизнь. o Именно в этом обществе у обрусевшего немца, офицера Германна, рождается алчная жажда к деньгам, которая толкает его на ложь, обман и преступление. Он сходит с ума. В основе его безумия – порок. o В столице много сумасшедших: огромный город не щадит своих подданных.

Подведение итогов В чём смысл и ценность человеческой жизни? Учащиеся: Пушкин показывает современную молодёжь с её желанием во что бы ни стало утвердиться в обществе, их безграничную жажду власти, неразборчивость в средствах. Азарт приводит к нехватке денег, которые нужно добыть любым путем к следующей игре. Автор нас приводит к мысли, что помимо денежных средств в мире существуют более важные вещи – добрые человеческие чувства, умение держать слово. Добро, милость, милосердие – вот что, по мнению автора, есть правда жизни. А самое страшное наказание за преступление – не смерть, а сумасшествие. Играя в карты, люди убивают время, которое можно потратить на учёбу, чтение хороших книг, на честный труд, на занятия спортом, на встречи с друзьями и т.д.

Рефлексия Какие выводы каждый из вас сделал для себя? Продолжить фразы: -Я понял(а), что… -Я не знал(а), что.. -нечестная жизнь влечёт за собой наказание; -искушению способен противостоять только духовно сильный человек; -Я никогда не буду играть в азартные игры

Слово учителя Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Действительно, А.С. Пушкин в этом произведении не просто и не только бичует «добрых молодцев». Он показывает, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека Автор врачует людей своим словом, жжёт их сердца и выводит на дорогу истины и добра. На дом Написать мини-сочинение «Моё отношение к уроку- мастерской по «Пиковой даме».