Максимова Ирина Викторовна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия 13»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство общего и среднего образования Свердловской области МУ «Управление образования Городского округа Заречный» Муниципальное общеобразовательное.
Advertisements

Научно- исследовательская деятельность. Низкий уровень умений учащихся работать с дополнительной литературой. Низкий уровень умений учащихся работать.
Семинар – практикум 1 «Структура написания научно – исследовательской работы (гипотеза, цели, задачи, методы)». Практическая работа 1 «Логика»
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно- исследовательская деятельность. Низкий уровень умений учащихся работать с дополнительной литературой. Низкий уровень умений учащихся работать.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Технология проектного обучения Чичасова Валентина Ивановна.
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
Транксрипт:

Максимова Ирина Викторовна, учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия 13»

«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Исследовательская деятельность: Способ реализации компетентностного подхода Раскрытие потенциала ребенка Организации ситуации успеха ребенка Формирование положительного мнения общественности к результатам работы школы Случайный характер организации в школе исследовательской деятельности, Работа отдана на откуп педагогической инициативе противоречие Создание условий для осуществления системы учебно- исследовательской деятельности учащихся – «Научное общество учащихся »

Включение максимального количества учителей и учащихся общеобразовательных классов (до 100%) в учебно-исследовательскую деятельность, для реализации компетентности подхода в образовательном процессе.

Увеличение количества учащихся работающих по данному направлению Увеличение количества педагогов, которые используют в профессиональной деятельности метод проектов, как форму образовательной деятельности учащихся Отслеживание динамики результатов и количества участников в различных конкурсах, конференциях среди учащихся и учителей Расширение географии и уровней конкурсов для презентации результатов исследовательской деятельности

Для решения поставленных задач необходимо мотивировать прежде всего педагогов, ведь именно им предстоит распределять свои временные ресурсы, придумывать формы, мотивировать учащихся на новую деятельность. Положение о НОУ «Самовыражение»

Директор Куратор направления Руководители проектов Разработчики проектов (учащиеся) Консультант по ИКТ Руководители секций Медиацентр

Календарные планы выполнения работ Начальные этапы Времен- ные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные Август Тарификация педагогов Распределение часов дополнительного образования Директор школы Сентябрь Собрание педагогов, запланировавших данный вид деятельности Знакомство с положением о научном обществе, программой научного общества, разработка элективных курсов и спецкурсов, распространение сборника методических материалов по сопровождению ИДпрограммой научного общества разработка элективных курсов сборника методических материалов по сопровождению ИД Куратор направления Конец сентября Выбор тем и форм работы по проектам (индивидуальные исследования, групповые, сетевые) Работа с учащимися (анкета, индивидуальная карточка) и родителями в индивидуальном и групповом режиме (рекомендации для учителя)анкета индивидуальная карточка рекомендации для учителя Руководители секций и проектов Первая половина октября Определение тем проектов Заполнение таблицы с темами проектов, анкетирование руководителей проектов таблицы анкетирование Куратор направления, руководители секций и проектов

Времен- ные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные Октябрь- февраль Разработ- ка проектов Индивидуальная работа кураторов проектов с учащимися и родителями по разработке индивидуальных, групповых, сетевых проектов Создание методических рекомендаций по работе с групповыми проектами, разработка сетевых ресурсов при необходимости методических рекомендаций Проведение мастер-класса, семинара- практикума для учителей и учащихся Руководители секций и проектов, участники проектов Январь- март Защиты проектов Оформление презентаций, Подготовка к защите, Защита проекта на выбранной конференции, конкурсе, фото защиты Проведение недели науки Оформление плаката с результатами выступлений «Гимназия гордись!» до 3-х дней после защиты Проектанты, руководители проектов и куратор направления, консультант по ИКТ

Времен- ные рамки Вид деятельности Содержание деятельности Участники деятельности, ответственные апрель Подготовка альманаха и свидетельств проектов за очередной год Создание рейтинга проектов Сбор всех проектов в один документ Создание электронного диска-приложения к альманаху Цветная распечатка альманаха Участники защит, куратор направления, руководители секций Конец апреля – начало мая Школьная конференция проектов конференция Участники представляют свои проекты другим учащимся гимназии Вручение главной школьной номинации «Приз зрительских симпатий» Чаепитие членов научного общества Участники защит, куратор направления, руководители проектов май Заключитель- ное собрание руководителей проектов Подведение итогов года по данному направлению, начисление стимулирующих баллов (автоматизированная таблица), сдача методических разработок групповых проектов, рефлексия работы по направлению (оценка эффективности работы направления)автоматизированная таблица куратор направления, руководители проектов

Количество участников исследовательской деятельности Количество исследовательских работ Количество педагогов, использующих исследовательскую деятельности с применением ИКТ Количество и повышения уровня конкурсов, где презентуются результаты исследовательской деятельности

Риски Предложения по минимизации факторов риска Временные рамки образовательной деятельности Использования исследовательской деятельности на уроке Организация межпредметных проектов Участие и разработка сетевых проектов Понижение интереса педагогов к исследовательской деятельности из-за сложного, требующего временных и творческих ресурсов Своевременная помощь педагогу по организации и защите проектов Создание стройной системы материального (тарификация часов и стимулирующие выплаты) и морального (школьные грамоты, благодарности в личное дело) поощрений педагогов, работающих по данному направлению Понижение интереса учащихся к сложной, требующей времени и усилий научно- исследовательской работы Повышение статуса учеников, занимающейся данным видом деятельности: Создание плакатов по результатам презентаций проектов Сертификатов участников общества, портфолио проектов Подготовка к успешной презентации результатов проекта

Важен ПРОЦЕСС! Именно он вооружает юного исследователя теми компетенциями которые так востребованы в современном мире: Информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем) Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) Самоорганизации (умение ставит цели, планировать. Ответственно относится к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность)

Отличие проектирования от исследования 1 отличие 2 отличие 3 отличие 4 отличие

Основные понятия исследовательской деятельности Выбор темы Формулировки Исследование 1 2 3

Выбор темы исследования Область знаний Проблемная ситуация Тема проекта 1. Естественные науки ( химия, биология, физика, экология, астрономия) 2. Точные науки (математика, информатика) 3. Филология (русский язык, литература, иностранные языки) 4. Общественные науки (история, обществознание, география, краеведение) 5. Технология и общеразвивающие дисциплины И другие варианты. Проблемная ситуация – это осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности - в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности. Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и желаемой. Она берется из реальной жизни. Тема - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д. Все темы можно разделить на 3 группы: фантастические (несуществующие); эмпирические (основанные на опыте); теоретические (научное познание). На начальном этапе формулируется рабочая тема, которая в последующем может быть переформулирована. Начало работы над проектом всегда начинается с выявления интересов учащегося. Исходя из этого он выбирает ту область знания, в которой он хотел бы работать. Далее следует постановка проблемы, которая определяет направление в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?». В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий. Противоречие формулируется исходя из выявленного рассогласования между желаемым образом и реальным. На основе проблемы формулируется тема проекта.

Формулировки Актуальность Цель проекта Задачи проекта Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Формулировка цели всегда начинается с существительного: исследование, изучение, выявление и т.д. Задачи – конкретизированные или более частные цели, т.е. шаги для достижения цели. Задачи ставятся в форме перечисления и всегда начинаются с глагола: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п. Обоснование актуальности выбранной темы начальный этап любого исследования. Объяснение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости главное показать суть проблемной ситуации, ее важность и значимость для автора работы. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели, в которой должен быть отражен конечный результат данной проектной работы. Для его достижения необходимо в последующем определить конкретные последовательные шаги - задачи, позволяющие постепенно дойти до конечного результата.

Исследование Что такое исследовательский проект?Основные понятия исследовательского проекта Методы исследования Исследовательская карта

Исследовательский проект Под исследовательским проектом понимается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: мотивация исследовательской деятельности; постановка проблемы; сбор, систематизация и анализ фактического материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез; подготовка к презентации полученных результатов (продукт проекта); презентация; рефлексия. В отличии от исследовательской деятельности, результатом станет продукт, который будет создан в результате работы над проектом. Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно: · Аргументация актуальности, принятой для исследования темы; · Выделение проблемы и цели исследования; · Формулирование гипотезы исследования; · Определение методов исследования, источников информации; · Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

Основные понятия Проблема исследования Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность. Знание: о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Анализ ДедукцияИндукция Классификация МоделированиеНаблюдение Обобщение ОписаниеПрогнозирование Синтез ЭкспериментОпыт Опрос ИнтервьюАнкетирование Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться сравнительно-правовой анализ, статистический анализ, анализ системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ. Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение (написание работы или заключения). Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение методов исследования. Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат. Для каждого проекта выбирается свой метод исследования.

Исследовательская карта Сегменты исследовательской карты Ваши действия Проблема Цель Гипотеза (гипотезы) Пробы. Проверка гипотез Таблица результатов Доказательство (опровержение) гипотезы

Структура научно-исследовательской работы ПРОБЛЕМА Отсутствие технологий уборки урожая (репы) ЦЕЛЬ: Отвечает на вопрос «Что сделать?» Сопоставляется с названием работы Создать оптимальный способ уборки урожая Тема – намечаемый результат исследования, направленный на решение конкретной проблемы

Разработать методику включения всех участников Разработать методику формирования и действия коллектива Изучить сельскохозяйственную литературу и обобщить опыт по уборке урожая Разработать программу по формированию мотивации Издать методическое пособие по оптимизации уборки урожая ( Поэтапное решение цели, обычно их 4-5, могут разбиваться на подзадачи )

Объект исследования (область, в рамках которой решается данная проблема) Процесс уборки репки Предмет исследования (конкретная часть объекта или то, на что направлено исследование) на что направлено исследование) Коллективный способ уборки урожая

Повышение ответственности и формирование чувства коллективизма Гипотеза: ( предположение, где подробно изложена модель, система мер, технология того нововведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность; обычно начинается со слов ЕСЛИ…, ТО… ; ЧЕМ…ТЕМ… ) ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВЫТАЩИТЬ РЕПКУ? Если будут созданы условия, сформирован сплоченный коллектив, то будет собран хороший урожай. Ожидаемые конечные результаты Совершенствование технологии процесса и в дальнейшем повышение качества уборки хорошего урожая Разработка методики оптимального способа уборки урожая (результативность, количество участников, время)

Пассивное изучение, основанное на теории Один источник Изолированная работа Передача информации Изучение фактов и сведений В центре процесса - учитель Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе Мультимедиа Совместная работа Обмен информацией Критическое мышление и выработка решений В центре процесса - ученик В чем нам могут помочь компьютеры?

Что необходимо нашим школьникам для успеха? – Уметь работать в команде и обладать навыками общения – Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них – Эффективно использовать знания реальной жизни – Компьютерная грамотность – Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

Вопросы Что такое тема проекта? Исходя из чего она формулируется? Что такое актуальность? Как ее правильно обосновать? Что такое цель? Чем от нее отличаются задачи? Какие особенности характерны для исследовательского проекта?

Задания Задание 1Задание 2 Задание 3Задание 4

Задание 1 Вспомните 5 наиболее значимых для Вас методов исследования и укажите их характерные особенности Методы исследования Характерные особенности Охарактеризуйте методы исследования

Задание 2 Изучите проекты на сайте и заполните таблицу (охарактеризуйте примеры из задания 1) Тема проекта Межпредметные связи Определите межпредметные связи

Задание 3 Изучите проекты на сайте и заполните таблицу (охарактеризуйте примеры из задания 1) Тема проекта сформулировано чётко сформулировано нечётко свой вариант Цель Задачи Актуальность Определите межпредметные связи

Задание 4 Определите проблему, исследуемую в проекте Укажите методы исследования, которые приемлемы для него Изучите проекты на сайте и заполните таблицу (охарактеризуйте примеры из задания 1) Тема проекта Проблемная ситуация Методы исследования

Рефлексия 1. Легко ли справились с данными заданиями? А) ДаБ) Нет 2. Какие затруднения вызвали у вас предложенные задания? 3. Как вы поступили в этом случае? Обратились за помощью ….. А) к колегамБ) к руководителю В) нашли иной выход (укажите какой) А) трудностей не было Б) трудности были (перечислите какие)

Интернет-ресурсы jpg - компьютер jpg - для шаблона help-books-aj.svg_aj_ash_01.svg.hi.png - книга с вопросом help-books-aj.svg_aj_ash_01.svg.hi.png png - книга png jpg - для заданий jpg d8b720b8 - рефлексия d8b720b8 -post_10. html - Жакулина И. В. «Проектирование и исследование в начальной школе» -post_10.html