Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Advertisements

Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Единый режим работы с текстовой информацией как средство создания единого читательского пространства системы образования г.Сорочинска Галина Валентиновна.
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Диагностика грамотности чтения. Смакотина М.В. Учитель истории МАОУ лицея 7.
Читательская компетентность. Килинг Т.В., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Pisa 2009 Читательская грамотность 7 декабря 2010 Г.А. Цукерман.
ДИНАМИКИ Работа "Чтение и понимание текстов" направлена на определение ДИНАМИКИ читательской грамотности.
Подходы к оценке особенностей читательской грамотности учащихся 4, 6, 9-х классов (конструирование теста, проведение исследования в школах, возможные направления.
Формирование умений работать с текстом на уроках биологии Канд.психол.наук Е.В.Чудинова.
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Дошкольное образование Ступеньки детства Комплект «Ступеньки детства» направлен на всестороннее развитие дошкольников 4-6 лет с учетом реальных требований.
Мастер-класс Грамотность чтения: динамика формирования метапредметного результата. Часть 1 Князева Наталья Владимировна Живина Оксана Викторовна – учителя.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
Рябинина Любовь Анатольевна, Чабан Татьяна Юрьевна г. Красноярск ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ : ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА.
Транксрипт:

Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – это чтение. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – это чтение. Д.С. Лихачёв. Д.С. Лихачёв.

Международные исследования грамотности чтения PIRLS (начальная школа) и PISA (основная школа)

Что такое читательская грамотность? PIRLS (цит. По Цукерман Г. А.): «Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».

Что такое читательская грамотность? Определение читательской грамотности, данное авторами PISA : «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трёх групп умений: 1) ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла и нахождение в нём необходимой информации; 2) интерпретация текста; 3) рефлексия на содержание или форму текста, а также оценка текста.

Результаты российских школьников по развитию метапредметного умения «читательская грамотность» Начальная школа - II место в мире Основная школа – 40 место в мире.

Уровни понимания текстов ( PIRLS ) Высокий уровень понимания текста характерен для читателей, в основном готовых к предстоящему образовательному переходу. Они уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Уровни понимания текстов ( PIRLS ) Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они нуждаются в помощи двух видов. Во-первых, в отличие от читателей, достигших высокого уровня, им все еще нужна помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту, укладываются в их собственную картину мира, не требуют ее перестройки. Во-вторых, так же, как и читателям, достигшим высокого уровня, им нужна помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с опытом юных читателей.

Уровни понимания текстов ( PIRLS ) Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие помощи педагога в этом главном читательском труде: в использовании письменных форм сообщения о человеке

Почему важно измерять читательскую грамотность? «Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования умения учиться. Между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению, начинается чтение для обучения использование письменных текстов как основного ресурса самообразования». (Цукерман Г. А. и др. «Хорошо ли читают российские школьники?»)

Выводы Ученики с низким уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника) не могут. со средним уровнем самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника могут только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны. с повышенным уровнем способны учиться на основе чтения текстов самостоятельно. С высоким уровнем способны использовать извлеченную из текстов (как учебных, так и не учебных) информацию для собственного развития.

ФГОС: Основные группы умений 1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений).

Основные группы умений 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста – включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. 3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Особенности читательской грамотности пятнадцатилетних школьников место среди 57 стран-участниц; 2. Базовым уровнем овладело - 64,3%. Соответственно, не достигли базового уровня – 35,7% школьников. 3. Невысок процент тех, кто анализируя текст может дать объяснение и привести аргументы.

Результаты диагностики

Репродуктивные умения

Продуктивные умения

Вывод Если у ученика сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера. Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности

Использованные ресурсы Рябинина Любовь Анатольевна, Чабан Татьяна Юрьевна г. Красноярск. Презентация «Читательская грамотность: ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ НОВОГО СТАНДАРТА». Цукерман Г. А. и др. «Хорошо ли читают российские школьники?»