Тема: Анализ социально - экономических процессов в системе государственного управления экономикой. Экономический анализ как специальная отрасль знаний.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Advertisements

Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ Роль экспертов в управлении: Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
Социальное прогнозирование, его виды и особенности Социальное прогнозирование, его виды и особенности Студента 1 курса гр. ГМУ-ЗМ-1 Бычкова М.В.
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Этапы планирования потребности в персонале
С планомС прошлым С лучшим Со средними данными Сравнение - наиболее ранний и распространенный способ анализа. В экономическом анализе способ.
Транксрипт:

Тема: Анализ социально - экономических процессов в системе государственного управления экономикой. Экономический анализ как специальная отрасль знаний и метод познания. Роль и место экономического анализа в системе управления социально-экономическими процессами. Виды анализа, характеристика основных групп и область их применения. Предмет и объект анализа социально-экономических процессов. Основные современные направления исследований социально-экономических процессов. Управляемые социально-экономические процессы: их свойства и особенности, классификация, цели и задачи исследования. Взаимосвязь анализа социально-экономических процессов с другими науками. Место анализа социально-экономических процессов в решении проблем государственного и местного управления.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это постоянно изменяющиеся, непрерывные, формирующиеся на макроуровне сложные явления, оказывающие одновременное воздействие как на экономическую, так и социальную стороны жизни общества. Они теснейшим образом связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Они объективны, от них нельзя избавиться, но ими можно управлять.

Объект анализа СЭП - социально-экономические процессы. Предмет анализа СЭП – законы развития и функционирования СЭП, закономерности влияния отдельных факторов на СЭП, взаимодействия и взаимовлияния СЭП, поведение СЭП и его компонентов, методы анализа, адекватные различным состояниям, стадиям, этапам и конкретным задачам развития СЭП. Цель анализа СЭП – определяется аспектом исследования

Принципы разграничения фундаментального и прикладного аспектов анализа социально-экономических процессов Критерии Фундаментальный (широкий) аспект Прикладной (узкий) аспект Цель Раскрытие объективных механизмов функционирования экономики Решение остроактуальных проблем, стоящих перед экономикой Объект Предмет Социально- экономические процессы Поведение СЭП, результаты их развития Социально- экономические процессы Проблемы развития СЭП Таблица 1

Критерии Фундаментальный (широкий) аспект Прикладной (узкий) аспект Продолжение табл. Участие в экономическом развитии В большей степени- созерцательное В большей степени - преобразовательное Субъект Ученые, объединенные в специальные научные корпорации (университеты и институты) Аналитики, работающие в специализированных центрах или госструктурах Заказчик СоциумЭкономический субъект

ии Анализ социально-экономических процессов как учебная дисциплина Цель изучения дисциплины «Анализ социально-экономических процессов»- - изучение методологических и методических основ анализа СЭП Основные задачи курса – изучение - сущности, основных свойств СЭП; - принципов их анализа; - основных этапов, составных частей анализа СЭП; - приемов и методов проведения анализа СЭП; - инструментария, применяемого при анализе СЭП.

Основные информационные источники - экономическая информация, в т.ч.статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность; социальная информация, в т.ч. социологическая; патентная информация. Базовые курсы – теория экономического анализа как источник знаний о методах и приемах анализа; бухгалтерский (финансовый учет) - информационный источник ; статистика: информационный источник анализа, источник методов анализа, способов и приемов обработки информации; экономика предприятия – источник информации о воздействии СЭП на производственную деятельность; маркетинг: источник информации о функционировании рынка ; менеджмент: дает информацию о законах управления и принятия управленческих решений; экономическая теория: источник информации об объективных законах развития СЭП.

Основные признаки и свойства социально-экономических процессов свойство целостности свойство устойчивости свойство взаимосвязи и свойство управляемости взаимообусловленности;

Свойство целостности СЭП Нельзя оценивать функционирование СЭП не зная составляющих его внутренней структуры, т.е не зная свойств и характеристик компонентов СЭП. В то же время СЭП обладает свойствами, которые отсутствуют у любой из составляющих его частей, а также каждая из составляющих СЭП обладает свойствами не характерными для целостного СЭП. Отдельное рассмотрение свойств и характеристик любого из компонентов не дает полного представления о СЭП в целом и наоборот. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов СЭП порождает качественно новые функциональные свойства СЭП, которые нельзя получить из суммы свойств его компонентов. Свойство целостности заключается в невозможности свести свойства составляющих к свойствам целостного СЭП и наоборот.

Выводы из свойства целостности СЭП: 1. Каждый СЭП характеризуется не только самостоятельностью по отношению к внешним условиям, но и целостностью каждого из его компонентов по отношению к данному СЭП. Это обосновывает невозможность рассматривать характеристики СЭП как механический результат сложения черт и свойств его компонентов. 2. Изменения СЭП под воздействием изменений любого из его компонентов могут вызывать значительно отличающуюся реакцию экономики, чем реакция ее на отдельные компоненты. 3. Анализ и изучение поведения СЭП не может строиться на представлении об одном или нескольких, пусть даже основных его компонентов. 4. Для принятия обоснованного управленческого решения по любому рассматриваемому СЭП необходимы не только декомпозиция и анализ его составляющих, но и синтез, обусловливающий рассмотрение и характеристику процесса в целом.

Свойство взаимосвязи и взаимообусловленности Кроме внутреннего строения СЭП, важным аспектом анализа является характер его отношений с другими СЭП. Каждый СЭП связан с другими социально-экономическими процессами информационными, причинно-следственными, иерархическими, функциональными и многими видами других связей. Эти связи правомерно именовать внешними. Каждый компонент СЭП также можно рассматривать как самостоятельный процесс с его внешними связями. Внешние связи между социально-экономическими процессами и его компонентами настолько существенны, что изменения в одном из них почти всегда вызывают цепную реакцию изменений в других процессах.

Выводы из свойства взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических процессов : 1. Рассматривая СЭП, кроме характеристик его внутренней структуры, обязательно необходимо: - учитывать воздействия внешней среды на исследуемый СЭП и реакцию СЭП на эти воздействия; - оценивать СЭП с учетом его воздействий на другие процессы (внешнюю среду), рассматривать последствия этих воздействий; 2. На взаимные изменения поведения СЭП могут оказывать влияние: - управляющие воздействия органов власти с целью корректировки процесса; - неуправляемые факторы, нарушающие существующий процесс функционирования СЭП. 3. Решая проблему одного из СЭП, необходимо учитывать влияние на него принимаемых решений по функционированию других взаимосвязанных СЭП

СОСТАВ ЗАДАЧ АНАЛИЗА СЭП Задача декомпозиции Задача синтеза Задача анализа Задача 1 анализа Задача 2 анализа Свойство целостности социально-экономических процессов и свойство их взаимосвязи и взаимообусловленности формируют состав задач анализа СЭП:

Задача декомпозиции означает выделение в структуре СЭП основных составляющих, подлежащих анализу. Задача 1 анализа состоит в анализе свойств составляющих процесса и нахождении взаимосвязи и механизма взаимодействия между составляющими процесса. Задача 2 анализа состоит в нахождении различного рода взаимосвязей и взаимообусловленности процесса и среды, окружающей процесс. Цель анализа - определение закона преобразования информации внешней среды, задающего поведение процесса. Задача синтеза заключается в необходимости дать характеристику процесса в целом в соответствии с законом преобразования процесса в зависимости от состояния окружающей среды и его элементов.

Свойство устойчивости способность в определенном временном интервале сохранять качественную определенность при изменениях отдельных составляющих процесса или других взаимосвязанных процессов. Свойство устойчивости объясняется функциональной избыточностью СЭП и проявляется в периодичности и степени изменения выполняемых функций. В СЭП происходят непрерывные разнонаправленные колебания, стремящиеся вывести СЭП на качественно новое состояние и в то же время обеспечивающие ему динамическое равновесие и устойчивость. Именно разно векторные направления реакций обусловливают устойчивость поведения СЭП в течение определенного времени. Свойство устойчивости СЭП является относительным: для каждого СЭП существуют пороговые значения, переход за которые ведет к новому качественному состоянию процесса. Предельная граница изменений, происходящих в СЭП, зависит от глубины возмущающих воздействий.

Новые качественные свойства СЭП обостряют безопасность его состояния, а также могут вывести процессы в смежных сферах за пределы их пороговых значений, что затрагивает уже безопасность развития экономики в целом. Вывод: Важнейшая задача анализа СЭП заключается в своевременном обнаружении пороговых значений. Для этого требуется постоянный анализ изменений параметров СЭП, обеспечивающий органы управления достоверной информацией. Возможность выхода характеристик процесса за пределы пороговых значений и изменение качественной определенности СЭП вовсе не означает, что процесс может прекратить свое функционирование. Социально-экономические процессы непрерывны в своем развитии и не могут быть приостановлены извне.

Свойство управляемости: - позволяет создать условия эффективного функционирования как рассматриваемого процесса, так и других взаимосвязанных с ним процессов, обеспечивает решение проблем экономики в целом; - дает возможность провести анализ СЭП с целью обострения интуиции, суждений руководителей, принимающих управленческие решения; - позволяет на основе анализа СЭП сформировать предложения, позволяющие оказать руководящим работникам действенную помощь в выборе путей решения той или иной проблемы.

Таким образом - АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ представляет собой систему специальных знаний и действий, связанную: а) с исследованием социально-экономического процесса во времени, его структуры, тенденций и пропорций развития под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка; б) с выявлением изменений составляющих компонентов СЭП и количественным измерением их действия; в) с раскрытием взаимодействия развития СЭП с другими процессами, с определением неиспользованных резервов; г) с обобщением развития социально-экономического процесса и с принятием оптимальных управленческих решений.

Тема 2. Методологические основы анализа социально-экономических процессов Лекция 1: Основные методологические подходы к анализу социально-экономических процессов 1. Понятие и основные элементы методологии экономического анализа; 2. Основополагающие принципы и подходы к анализу социально-экономических процессов; 3. Факторы и резервы в анализе социально-экономических процессов.

1. Понятие и основные элементы методологии экономического анализа Под методологией анализа понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов проведения исследования и обоснования предложений для принятия управленческих решений, а также логику аналитической деятельности. Методология анализа базируется на: - теории экономического анализа, изучающей общетеоретические вопросы аналитической деятельности; - экономической теории, отражающей основные экономические законы и закономерности развития СЭП; - статистике, дающей возможность сформировать информационную базу анализа, а также пополнить анализ СЭП аналитическими способами и приемами обработки информации; - других экономических науках.

Важнейшими составными элементами методологии анализа являются: Методологические принципы – исходные положения, основополагающие правила проведения анализа; Методы – способы, приемы, с помощью которых ведется исследование социально-экономических процессов; Показатели, представляющие собой количественные и качественные характеристики, отражающие сущность, состояние, развитие СЭП и принимаемых по корректировке их решений; Методики – совокупность рабочих методов, приемов и показателей, используемых для проведения конкретных аналитических действий; Логика – упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с проведением анализа.

2. Основополагающие принципы и подходы к анализу социально-экономических процессов Принцип целеполагания. Любой анализ СЭП должен быть целенаправленным. Любой анализ СЭП должен быть связан с достижением только определенной и единственной цели, стоящей перед аналитиком. Целью определяется выбор в строении и во взаимосвязях СЭП тех составляющих, свойства которых формируют границы анализа процесса. Принцип целеполагания дает возможность определить лишь те направления анализа, которые позволяют решить поставленную проблему, отсекая на данный момент развития процесса все лишнее и не имеющее принципиального значения.

Постановку цели анализа СЭП можно подразделить на несколько этапов. Этап 1. Определение главной (общей) цели анализа. Главная цель анализа – это цель отражающая решение одной проблемы; цель, отражающая разные, порой несравнимые аспекты и характеристики СЭП; цель, требующая решения множества подцелей. Главная цель анализа настолько отдалена от конкретных средств ее достижения, что увязка цели со средствами ее достижения требует последовательной детализации главной цели на подцели.

Этап 2. Выделение подцелей анализа. Подцели к рассматриваемой цели занимают подчиненное положение. Подцели: - должны быть сопряжены с основной целью; - должны являться ее составляющей; - должны являться ресурсами достижения главной (общей) цели. Вывод: Принцип целеполагания в анализе СЭП: - устанавливает направления анализа, - обосновывает границы исследования процесса, - определяет направления декомпозиции СЭП. Выработка общей цели и подцелей сопровождается разработкой сценария анализа СЭП.

Принцип единства целей Основные цели анализа формируются в самом начале анализа и только затем распадаться на подцели. Их нельзя сформировать из совокупности целей различных уровней иерархии. Принцип единства целей подразумевает обоснованную их субординацию: - цели более низкого уровня иерархии должны обусловливать реализацию вышестоящих целей; - подцели, в свою очередь, становятся целями для нижестоящего уровня иерархии; - любая цель более высоких уровней иерархии достигается лишь посредством решения подцелей, на которые она распадается. Вывод: Каждая цель верхнего уровня иерархии должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом.

Принцип многокомпозиционности компонентов и элементов СЭП Сочетание рассматриваемых компонентов СЭП может быть различным в соответствии с целями, задачами анализа, состоянием внешней среды, аспектами решаемой проблемы. Анализ СЭП всегда базируется только на определенном, выбранном аналитиками сочетании компонентов и элементов. Исследование любого СЭП представляет собой характеристику отдельных сегментов процесса. Многие из сегментов могут являться источниками аналитической информации при исследовании различных СЭП. Это могут быть: кредитно-денежная система, производственная, социальная, рыночная инфраструктура, сила власти, инвестиционный, социальный климат и другие.

Выводы: В анализе СЭП очень важны увязка - проблемы с целью анализа, - цели анализа с компонентами СЭП, которые будут рассматриваться для ее реализации; - внутренних и внешних условий развития СЭП. Большое количество композиций компонентов и элементов в структуре СЭП, а также его взаимосвязей с внешней средой обусловливают многогранность аналитических заключений.

Принцип децентрализации Это сочетание в СЭП централизованного и децентрализованного управления, которое заключается в том, что степень централизации должна быть минимальной, обеспечивающей выполнение поставленной цели. Принцип децентрализации означает, что значительная часть информации, полученная в процессе анализа структурных компонентов СЭП, должна быть максимально использована для принятия необходимых управляющих решений на уровне органов управления данными компонентами. В то же время поток информации на более высокие уровни иерархии должен быть достаточным для раскрытия сущности анализируемой проблемы СЭП и удовлетворять главной цели анализа.

Принцип эффективности Суть управления каждым СЭП состоит в повышении эффективности его функционирования. Изменения в отдельных СЭП вызывают комплексные изменения во всей экономике. Эффективность СЭП оценивается изменениями, происходящими под воздействием как самого процесса на экономику, так и изменениями других процессов, взаимосвязанных с исследуемым. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЭП определяется Эффективностью поведения компонентов СЭП; Эффективностью использования ресурсов; Связями между компонентами Степенью и направлениями изменения взаимодействующих СЭП;

Комплексное воздействие на экономику порождает синергетический эффект СЭП – при совместных действиях составляющих СЭП и других взаимосвязанных СЭП обеспечивается изменение общего эффекта до значения, отличающегося от суммы эффектов этих компонентов и СЭП, действующих независимо. Выводы: Эффективность функционирования СЭП нельзя оценивать на основе его изолированного исследования через результат сопоставления затрат по корректировке данного процесса и изменений траектории его поведения. Эффективность социально-экономического процесса можно оценить только тенденциями и размерами изменений совокупности основных макроэкономических характеристик.

Принцип сочетания количественных и качественных оценок в анализе СЭП При анализе СЭП огромную роль наряду с количественными оценками играют качественные характеристики. Методологической основой выработки качественных оценок является совокупность приемов логического анализа. Они строятся на субъективных суждениях и интуиции экспертов, а также лиц, ответственных за принятие решений. В анализе СЭП количественные оценки преобладают и носят неопределенный характер.

Выводы: 1. В качестве результата анализа СЭП признается не только количественно определенное решение, но и увеличение степени понимания СЭП. 2. Сочетание количественных и качественных оценок в анализе СЭП дает возможность: а) провести анализ СЭП с целью обострения интуиции и суждений руководителей, принимающих управленческие решения; б) оказать руководителям действенную помощь в выборе путей решения той или иной проблемы СЭП.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СЭП Выявление проблем, анализ проблем и выбор важнейших их них. Определение главной цели анализа социально-экономического процесса (СЭП) Определение структуры анализа СЭП Построение дерева целей анализа СЭП Конструирование моделей и проведение анализа Диагностика: выявление взаимодействия факторов социально-экономического процесса; определение критериев анализа, сбор и обработка информации

Выявление проблем, анализ проблем Проблемой называется расхождение между желаемым и действительным состоянием интересуемого объекта. Проблема должна быть: а) понятна б) обоснована в) доступна для исследования.

Критерии обоснования проблемы Каждая проблема характеризуется определенной совокупностью критериев, важнейшими из которых являются: -Место возникновения проблемы (отрасль, регион, экономика в целом и т.д.); -Время возникновения проблемы, ее продолжительность; -Темпы развития проблемы, быстрота развития; -Причины возникновения проблемы, а также условия, способствующие ее возникновению и обусловливающие дальнейшее развитие; -Масштаб проблемы (круг развития, круг вовлеченных в проблему, круг заинтересованных в ее разрешении); -Содержание проблемы (суть вопроса, требующего решения). -Степень важности, сложности решения проблемы.

Анализ проблемы подразумевает ответы на вопросы: 1. Что нужно знать, чтобы приступить к анализу проблемы? Предполагает ответы навопросы: а) Ради чего анализируется рассматриваемый процесс. Ответ может быть получен от заказчика проведения анализа. б) В каких условиях будет развиваться СЭП. Ответ может быть получен в результате оценки и диагностики экономического развития и прогнозирования будущей ситуации. 2. Что нужно организовать, чтобы приступить к анализу проблемы? Предполагает ответы на: а) Какими силами и средствами будет проводиться анализ СЭП. Ответ может быть получен исходя из планируемых масштабов проведения анализа. б) Каково должно быть техническое, информационное обеспечение в анализе. Ответ может быть получен от заказчика. в) Как организовать проведение анализа СЭП. Это вопрос кооперации исследований, привлечения специалистов, выбора методов анализа.

Постановка проблемы при анализе СЭП должна обязательно ответить: -кто должен нести ответственность за проведение анализа -что должно быть проанализировано; -с помощью чего должен быть проведен анализ; -где должен быть проведен анализ; -когда должен быть проведен анализ.

Определение главной цели анализа Цель определяет желаемое состояние СЭП Цель не может быть сформирована автоматически Условия формирования цели : а) Цель должна быть обоснована возникшими проблемами; б) Цель должна быть четко сформулирована; в) Цель должна быть подкреплена возможностями ее осуществления. Постановка цели анализа СЭП подразумевает определение общей (главной) цели и подцелей анализа

2. Определение структуры анализа СЭП Структура – частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку. Структура анализа СЭП – частичное упорядочение его внутренних составляющих (компонентов)в соответствии с целями анализа. Структура анализа СЭП отражает функциональную и иерархическую лестницу анализа. Структура анализа СЭП дает возможность выявить: взаимоотношения, которые видимы, наблюдаемы; взаимоотношения, за которыми скрывается то новое качество, которое нужно выявить для решения поставленной цели.

3. Построение дерева целей анализа СЭП Построение дерева целей – это трансформация общей целей в подцели до конкретной цели-задания. Подцели не всегда должны совпадать с основной целью. Подцели обязательно должны быть сопряжены с основной целью, т.е не могут присутствовать изолированные цели. Анализ проблемы СЭП - анализ каждой из составляющих подцелей в дереве целей.

Основные правила построения дерева целей в анализе СЭП 1.Главные, основные цели анализа формируются «сверху» и затем распадаются на подцели. Их нельзя сформировать из совокупности подцелей. 2. При построении дерева целей анализа СЭП следует учитывать интересы всех основных уровней и звеньев экономики. 3. Цели анализа проблемы СЭП можно дробить лишь в той степени, пока они остаются в рамках, характеризующих рассматриваемый СЭП. 4. Любая цель высших уровней иерархии дерева целей достигается лишь посредством осуществления подцелей, на которые она распадается. Средством достижения цели являются ее подцели; они в свою очередь становятся целями для нижестоящего уровня иерархии. Поэтому дерево целей в целом необходимо рассматривать как однородную структуру.

5. Цели верхнего уровня анализа СЭП формулируются неизбежно в очень общем виде, весьма агрегированных абстрактных понятиях. По мере перехода на каждый последующий нижний уровень иерархии цели детализируются, формулируются в более конкретные понятия, приобретают сначала более определенные качественные, а затем и количественные характеристики. Все дерево целей представляет собой единую, но детализированную цель анализа данного СЭП в целом. 6.Цели, сформулированные в дереве целей, не должны быть привязаны ни к каким конкретным органам управления, они не могут быть отождествлены с конкретными организациями и мероприятиями. 7. Построение дерева целей анализа СЭП само по себе не является информацией для принятия управленческих решений. Но с его помощью собирается вся информация, необходимая для проведения анализа СЭП и принятия решений.

4. Диагностика: выявление взаимодействия факторов СЭП, определение критериев анализа, сбор и обработка информации Диагностика, или факторный анализ применяется для выявления влияния различных факторов на некоторый результирующий. Классификация факторов по группам: внешние и внутренние, основные и второстепенные, определяющие и подчиненные. Диагностика требует определения критериев, отражающих суть и содержание факторов.

Правила структуризации: 1. СЭП должен быть представлен как расчлененный на составные части процесс; 2. Каждая составная часть СЭП может быть отделена от других составляющих; 3. Каждая составная часть СЭП должна обладать своим собственным поведением и состоянием. Технологии. Инновации.Научно- технические разработки. Фонды. Институты управления. Инфраструктура. Рынок. Финансы. Бюджет. Инвестиции Кадры. Персонал. Рабочая сила. Сбалансированная система факторов анализа СЭП Сбалансированная система факторов анализа СЭП

Факторы в анализе социально-экономических процессов Объективные Субъективные факторы: факторы : а) действие экономических законов; а) управленческие б) проявление общехозяйственных решения закономерностей; в) взаимообусловленные изменения СЭП. Классификация факторов по группам: внешние и внутренние, основные и второстепенные, определяющие и подчиненные.

При количественных факторных характеристиках проведение диагностики в анализе СЭП включает следующую последовательность: выделение групп соподчиненных факторов; выделение в группе факторов основных и второстепенных; определение системы показателей (критериев), описывающих объект исследования по выделенным факторам; установление соподчиненных показателей; установление формы взаимосвязи между показателями, построение экономико-математической модели.

При качественных факторных характеристиках – задача диагностики заключается в сборе как можно больше сведений о поведении данных характеристик. Любые сведения считаются равноценными и расцениваются лишь в качестве исходного материала для последующего анализа. Задача диагностики при качественных характеристиках сводится к установлению: -места возникновения проблемы; - причин, порождающих ее возникновение; - периодичности проявления; - формы влияния проблемы на СЭП; - в чьей компетенции решение проблемы.

Критерий раскрывает понятие фактора и указывает способ представления фактора в виде количественных и качественных характеристик. Критерий анализа СЭП – количественные, аналитические выражения; субъективная информация экспертов. Сопоставления критериев Преобразования критериев Сравнения критериев Средства для анализа факторов

Формирование информационного массива анализа СЭП Информация по исследуемому СЭП должна отражать все анализируемые стороны СЭП и удовлетворять требованию согласованности. Требование согласованности информации отнюдь не эквивалентно совпадению перечня критериев и показателей по различным составляющим СЭП. Различные факторные составляющие предполагают применение разнообразных критериев, используемых при анализе. В то же время это не отрицает совпадение отдельных характеристик по различным составляющим процесса. Согласованность информации обеспечивается одинаковыми временными интервалами, едиными подходами к формированию информации, базой агрегирования, единой исследуемой проблемой, общей целью..

Формирование информационного массива включает сбор исходной информации, оценку ее полноты и достоверности. Основные требования к формированию информационного массива : древовидность системы показателей, т.е. взаимосвязь и взаимозаменяемость, наличие обобщающих и частных показателей; обозримость и полнота, т.е. способность всесторонне характеризовать процесс, охватывать все существенные его стороны; разумное сочетание абсолютных и относительных показателей; адекватность отображения; неформальность; непрерывность.

Система показателей в анализе СЭП Под системой показателей, характеризующих определенный объект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного процесса Любая система показателей, характеризующих социально- экономический процесс, состоит из натуральных и стоимостных показателей. Натуральные показатели отражают в абсолютных или относительных величинах отдельные характеристики процесса или результата деятельности (показатели технического использования и движения основных средств, показатели материалоемкости продукции и т.д.). Стоимостные показатели являются универсальными, так как сводят к денежной оценке разнородные показатели, характеризующие состояние и развитие анализируемого процесса.

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ АНАЛИЗА Моделирование (конструирование моделей анализа) – - это исследование путем построения моделей на основе изучения взаимосвязей процессов, явлений или их составляющих. Моделирование – воспроизведение некоторых факторов СЭП на модели, специально созданной для изучения поведения СЭП в зависимости от изменений этих факторов. Основная цель моделирования – разработка моделей, обеспечивающих проведение анализа СЭП, т.е. разработка моделей, дающих возможность проанализировать причины, порождающие проблему в развитии СЭП, определить средства устранения этих причин и установить пути реализации выбранных средств. Модель строится в виде связанных множеств отдельных процедур. Эти процедуры максимально отражают сущность каждого из анализируемых факторов, их взаимосвязь, и, как результат, траекторию развития компонентов в СЭП и СЭП в целом.

Для конструирования моделей необходимо провести градацию рассматриваемых факторов в анализируемом СЭП. Все факторы в зависимости от глубины их познания подразделяются на 3 класса: А) хорошо структурированные или количественно отображаемые, в которых существенные зависимости могут быть выражены в числах и символах, получающих в конце концов численные оценки. Б) неструктурированные или качественно выраженные факторы, содержащие лишь словесное описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. В) слабо структурированные или смешанные факторы, которые содержат как количественные, так и качественные элементы, причем качественные стороны факторов доминируют.

Для анализа хорошо структурированных факторов используется методология исследования операций, состоящая в применении математических формул, методов линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и т.д. Основная проблема применения методов исследования состоит в том, чтобы правильно подобрать типовую или разработать новую математическую модель, собрать необходимые исходные данные и убедиться, что эта модель отражает существо решаемой задачи. В анализе неструктурированных факторов традиционными являются интуитивные методы, которые состоят в том, что опытный специалист собирает максимум различных сведений о факторах и на основе интуиции и суждений вносит предложения о решаемой задаче.

К анализу слабо структурированных факторов относятся факторы, которые: - сталкиваются с широким набором альтернатив; - обладают большой неопределенностью и содержат элементы риска; - внутренне сложны. Анализ слабо структурированных факторов требует комплексного подхода. После того как определен структурный класс факторов следует выбор методов, способов и приемов анализа. Выбор методов, способов и приемов анализа и применение их для отражения поведения СЭП в конструировании моделей анализа играет ведущую роль. При этом наиболее эффективным является разумное сочетание интуитивных и формализованных методов анализа. В зависимости от выбранных методов, способов и приемов построение самой модели может вестись в виде: математических формул, уравнений, в форме машинной программы, либо в виде словесного сценария.

Модель должна строиться для решения конкретной задачи исследования. Поэтому при решении каждой конкретной задачи нужно иметь свою модель, отражающую те аспекты, которые являются наиболее важными в данной задаче. Из этого вытекает: анализ СЭП требует разработки целой иерархии моделей, различающихся уровнем отображаемых операций. Методология конструирования моделей анализа СЭП предполагает существование, с одной стороны, группы специалистов, анализирующих весь комплекс решаемой проблемы, и, с другой стороны, лица или группы лиц, которые используют полученную в результате анализа информацию для принятия обоснованных решений.

6. Конструирование моделей и проведение анализа Обоснование и выбор методов анализа, построение моделей анализа Разработка планов взаимодействия моделей различных уровней для реализации основной цели анализа. Оценка СЭП: Определение потенциалов основных факторов СЭП, их динамики. Оценка предполагаемого поведения коррелируемых СЭП. Определение благоприятных и неблагоприятных возможностей. Определение сильных и слабых сторон СЭП Выработка предложений для принятия управленческих решений Проведение анализа

ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ CЭП Ситуационный анализ отражает текущее положение исследуемого процесса. Ситуационный анализ - это оценка состояния СЭП в целом, комплекса взаимодействий между его компонентами в определенный конкретный период времени, а также взаимодействия процесса с другими процессами в текущий момент. Объектом ситуационного анализа могут выступать не только социально-экономические процессы в целом, но и их составные части, а также экономические корпорации, общественные организации, их взаимоотношения с властными структурами.

Общий ситуационный анализ - это детальное исследование состояния данного процесса в целом. Базовые подходы к общему ситуационному анализу 1. Расчленение СЭП на отдельные составляющие и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и их взаимодействия друг с другом. Данный тип общего ситуационного анализа можно назвать сегментным, поскольку он как бы рассекает процесс на отдельные сегменты. Сегменты для различных СЭП различны.Однако многие из сегментов являются источником анализа различных СЭП. 2. Вычленение из экономического состояния системы взаимосвязей анализируемого процесса с другими процессами и явлениями. В этом случае объектом анализа являются социально-экономические процессы в целом.

Общий ситуационный анализ СЭП требует продолжительного времени. Зачастую он подменяется анализом какой-либо части социально- экономического процесса. Этими частями являются наиболее актуальные или лежащие на виду фрагменты процесса. Ситуационный анализ в основе которого лежит анализ фрагментов СЭП называется фрагментарным. Происходит замена ситуационного анализа социально-экономического процесса анализом проблемы, требующей решения. Ситуационный анализ проблемный и диагностический жестко связан с определенной проблемой и всегда выражается в выработке определенного решения Информирует о состоянии процесса, о соотношении процесса в экономическом развитии, о внутренних противоречиях и о экономической безопасности в целом

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СЭП Основа ретроспективного анализа - динамические ряды, включающие в себя количественные отношения между процессами, его структурными элементами в различные временные периоды. При анализе экономических изменений время само по себе является важным фактором. Выводы: Анализ прошлых состояний для оценки социально-экономических процессов не всегда является значимым. Применяя ретроспективный анализ развития процесса необходимо обязательно оценивать устойчивость временного ряда событий. Выводы сравнительного анализа обязательно должны подкрепляться исследованиями с применением других аналитических методов.

Прогноз будущего развития СЭП Чтобы быть гарантированными от того, что принятие решения не будет базироваться на устаревшей информации и отражать недостатки прошлой и сложившейся ситуаций, требуется хотя бы приблизительно рассмотреть возможные изменения в будущем развитии СЭП. Интерес представляет любая информация о будущем – - о будущих ситуациях в развитии СЭП, - об изменениях ресурсов, коренным образом преобразующих СЭП, -о будущих состояниях взаимосвязанных процессов. Прогноз можно осуществлять с позиций изменения внешнеэкономических условий, изменений инновационных и инвестиционных процессов, распределения во времени и т.д.

Могут использоваться Прогноз и Гипотеза Прогноз - это научно обоснованные суждения о вероятностных состояниях СЭП в будущем и о вероятных путях и сроках их достижения. Гипотеза – это предположение о возможных решениях, о возможном состоянии зависимостей и тенденций. Гипотеза обычно выполняет вспомогательную роль и требует дополнительной аргументации. Однако гипотеза широко используется при прогнозировании развития СЭП по качественным критериям, так как опирается зачастую на интуицию и воображение.

ПРОГНОЗ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ СЭП Прогноз – это научно обоснованные суждения о вероятностных состояниях СЭП или отдельных его составляющих в будущем и о вероятных путях и сроках их достижения. информация о будущем состоянии СЭП информация о будущем развитии составляющих СЭП, о ресурсах, различных ситуациях Информация о будущих состояниях взаимосвязанных процессов Информация о будущем взаимовлиянии СЭП Прогноз- это: Основные функции прогноза СЭП - определить возможное развитие СЭП в прогнозируемом будущем; - определить условия, при которых возможно достичь желаемое состояние СЭП.

Прогноз СЭП - поисковый - нормативный Цель поискового прогноза - определение возможных состояний процесса прогнозирования в будущем. Поисковый прогноз выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковый прогноз дает ответ на вопрос: в каком направлении будут происходить изменения СЭП без принятия управленческого решения. Цель нормативного прогноза – определить пути и сроки достижения желаемых состояний процесса прогнозирования в будущем. В данном случае речь идет о прогнозировании способов достижения желаемых результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений.

Прогнозы развития СЭП носят сценарный характер. «Написание сценария» означает метод, который пытается установить логическую последовательность событий. Он показывает как из заданной ситуации может последовательно развертываться будущее состояние. Сценарный характер прогноза – выделяется несколько доминирующих тенденций и показывается по очереди, как будут развиваться события в случае, если каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать. Прогноз СЭП позволяет выявить потенциальные «полюса роста» - еще не сформировавшиеся, но уже просматривающиеся тенденции в социально-экономической сфере.

Прогнозы СЭП Активные Пассивные оказывают существенное не оказывают существенного воздействие на объект воздействия на объект прогнозирования прогнозирования Прогноз, который получает развитие в принятии решения - активный. Все нормативные прогнозы – активные. Поисковые прогнозы – активные в случае, если они стали основанием для начала разработки решения с целью изменения социально-экономического процесса. Поисковые прогнозы, не имеющие цели послужить базисом для выработки решения - пассивные.

Осуществимость прогноза – не всегда признак его успешности. Качество прогноза СЭП определяется способностью решить поставленные задачи. По срокам упреждения прогнозов СЭП Оперативные Краткосрочные Среднесрочные Дальнесрочные

Оперативные прогнозы СЭП - рассчитаны на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследований; Краткосрочные прогнозы СЭП – рассчитаны на перспективу только количественных изменений; Среднесрочные прогнозы СЭП – рассчитаны на перспективу, когда количественные изменения будут преобладать над качественными; Дальнесрочные прогнозы СЭП – когда будут достигнуты серьезные качественные изменения. Анализ будущего позволяет своевременно защитить экономику от назревающих угроз со стороны внешней среды, а также активно использовать новые перспективные возможности, которые в текущий момент еще слабо проявились.

ОЦЕНКА СЭП Задача оценки 1 – Своевременно обнаружить критические уровни, пороговые значения в динамике развития социально-экономического процесса, переход за которые связан с угрозой кризиса. Это позволяет: - выявить закономерности в развитии социально- экономического процесса; - определить наступление переходных процессов; - установить качественно новый режим развития. Задача оценки 2 - Выявить размеры и динамику отклонений определенных показателей, отражающих суть СЭП, от базисных значений его критериев, отражающих желаемое состояние процесса.

Оценка СЭП должна дать ответы на вопросы: - при помощи каких мероприятий будет достигнута цель анализа; - где реализуются мероприятия по достижению цели анализа; - кем, как и каким образом реализуются мероприятия; - когда они реализуются. Технология оценки включает следующие этапы: выбор критериев и базы сравнения, определение анализируемых значений характеристик, отражающих анализируемый процесс; проверка достоверности информации, обеспечение ее сопоставимости, выбор приемов оценки, вычисление показателей оценки, определение отклонений от критериев и базы сравнения, оформление результатов оценки, формулировка выводов.

Оценка внутренней и внешней среды в анализе является базой поиска ключевых резервов, реализация которых дает возможность устранить отклонения от желаемого поведения анализируемого СЭП и их природы. Оценивая СЭП, можно составить огромный перечень имеющихся резервов.

Классификация резервов повышения эффективности СЭП Первая группа. Резервы повышения эффективности использования экономического потенциала: - Совершенствование налоговых отношений. - Совершенствование кредитной системы - Совершенствование денежной политики - Снижение инфляции - Стимулирование повышения темпов экономического роста - Увеличение инвестиционной активности - Увеличение конкурентоспособности страны, производств, продукции - Совершенствование законодательной и нормативной базы государства - ……….

Вторая группа. Резервы использования организационного потенциала: - повышение эффективности рекламы; - повышение уровня патентной работы; - обеспечение технико-экономических и качественных показателей производства, определяющих приоритетность продукции предприятий на рынках; - определение возможностей модификации продукции в целях повышения ее качественных характеристик, (долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнего оформления); - нахождение и использование возможных приоритетных сфер реализации продукции, в особенности новой; - обеспечение сертификации продукции; -развитие сервисного обслуживания -совершенствование маркетингового потенциала; -………

Ключевым звеном оценки является выработка предложений по достижению цели анализа. Предложения представляют собой ответную реакцию на внутренние и внешние воздействия, направленную на обеспечение максимального приближения к цели, и эта реакция всегда выражается в форме действия. Предложения являются действием, направленным на разрешение выявленной проблемы.

Предложения могут быть: - экономические, связанные с совершенствованием экономики, отрасли, самого процесса или других процессов; - административно-правовые, связанные с правовым регулированием взаимоотношений субъектов хозяйствования, с разграничением прав и ответственности органов управления, совершенствованием хозяйственного механизма; - организационные, включая совершенствование экономических рычагов управления, организационных структур и методов работы органов управления. Можно выделить три модели предложений, направленных на корректировку СЭП: - устранение причины; - изменение характеристик причины; - нахождение лучшего способа приспособления к среде.

Все предложения по совершенствованию функционирования СЭП можно разделить на три основные группы: - предложения, которые могут быть немедленно реализованы и принесут непосредственный эффект; - предложения, связанные с проведением организационных исследований определенных средств; - предложения, требующие комплексного обследования, специальных разработок, отладок, апробации. При принятии решения всегда встают вопросы: - какие предложения включает в себя решение; - можно ли заменить их более дешевыми и эффективными; - во что обойдется внедрение предложения (затраты времени, труда, финансовых ресурсов); - что это даст.

Классификация решений по СЭП: - фундаментальные – этот вид решений затрагивает всю систему; - законодательные – устанавливающие новые процедуры организации СЭП; - административно-экономические - осуществляющие корректировку конкретных ситуаций СЭП.

Перечень работ по этапам алгоритма анализа СЭП 1-й этап: Выявление проблем, анализ проблем и выбор важнейших их них. а) определение проблем и выбор приоритетной из них; б) точное формулировка проблемы; в) анализ логической структуры проблемы; г) рассмотрение состояния проблемы в прошлом настоящем и будущем д) внешние связи проблемы с другими проблемами е) принципиальная разрешимость проблемы

Цель анализа социально-экономического процесса(СЭП) а) определение целей- требований к СЭП б) определение и формулирование общей (главной) цели анализа СЭП и ограничений среды в) определение общих критериев анализа, соответствующих главной, общей цели 2-ой этап: Определение структуры СЭП а) определение уровней иерархии б) определение внутренних факторов воздействия и взаимодействующих СЭП в) определение границ проведения анализа г) определение каналов информации д) спецификация уровней иерархии

3-й этап: Построение дерева целей анализа СЭП а) формулировка подцелей анализа и определение ограничений б)формулировка внешних целей и ограничений 4-й этап: Диагностика: выявление взаимодействия факторов социально-экономического процесса и определение критериев анализа а) выделение групп соподчиненных факторов; б) выделение в группе факторов основных и второстепенных; в) определение критериев анализа, соответствующих подцелям и внешним целям г) декомпозиция общих критериев по уровням иерархии в соответствии с подцелями д) композиция общих критериев из иерархических

е) выявление потребности в ресурсах ж) определение системы показателей, описывающих объект исследования по выделенным факторам; з) установление соподчиненных показателей; и) установление формы взаимосвязи между показателями, построение экономико-математической модели; 5-й этап: Прогноз будущих условий развития СЭП а) анализ устойчивых тенденций развития рассматриваемых СЭП б) прогноз развития и изменения среды в) прогноз появления новых факторов, оказывающих сильное влияние на развитие СЭП г) анализ ресурсов будущего

д) комплексный анализ взаимодействия факторов и воздействующих процессов на будущее развитие анализируемого СЭП е) анализ возможных сдвигов целей и критериев 6-й этап: Определение сильных и слабых сторон СЭП (оценка СЭП) а) определение оценок по иерархическим критериям б) оценка взаимозависимостей критериев и подкритериев в) определение оценок по основным критериям г) оценка влияния внешних факторов, взаимодействующих с анализируемым СЭП д) определение комплексных оценок е) выявление недостатков ж) анализ потерь

7-й этап: Выработка предложении для принятия управленческих решений а) формулирование предложений б) определение очередности предложений по их достижению

Подбор методов и способов для проведения анализа СЭП Методы анализа – это аналитический аппарат, служащий для характеристики экономических процессов, т.е. способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результирующих социально-экономических процессов. Статика изучает состояние социально-экономического процесса без учета его изменения во времени. В динамических задачах отражается зависимость переменной величины от фактора времени, а также зависимость нескольких переменных во времени. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, способов и технических средств исследования.

Классификация методов анализа социально-экономических процессов Традиционные -сравнение; -графический; -группировки; -балансовый Факторный анализ -детерминированный; -стохастический Интуитивные -экспертных оценок; -сценариев; -совещания; - «Дельфи» и т.д. Формализованные -Экстраполяции; -математического моделирования Выбор приемов и способов решения задач анализа социально- экономических процессов зависит от характера взаимосвязи между факторами, выраженными в показателях.

Традиционные методы оценки в анализе Способ сравнения. Сравнение данных; Определение динамики и структуры показателей; Является неотъемлемым элементом любого метода анализа. Наиболее распространенные виды сравнений: сравнение показателя или системы показателей с базовыми значениями; сравнение динамики факторных и результирующих показателей; сравнение параллельных рядов; сравнение динамических рядов; сравнение отдельных частей (элементов) совокупности с показателями, характеризующими совокупность в целом.

Сравнение с базовыми значениями: Базовыми значениями могут быть - плановые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестатистические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя. Сравнение динамики показателей Позволяет дать экспертную и количественную оценку влияния каждого фактора на совокупный показатель на основе знания модели зависимости между показателями. Сравнение параллельных рядов. Сравнение динамических рядов Используется для выявления взаимосвязи между изучаемыми величинами и для выявления формы взаимосвязи (прямая или обратная, линейная или нелинейная связь).

Сравнение отдельных элементов процесса с показателями, характеризующими процесс в целом Обеспечивает решение ряда аналитических задач, а именно: определение влияния изменений каждого элемента процесса на изменение процесса в целом (горизонтальный сравнительный анализ); оценку структурных сдвигов в процессе (вертикальный сравнительный анализ). Горизонтальный анализ направлен на определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого процесса от базового его значения Вертикальный анализ направлен на изучение структуры процесса и представляет собой изучение изменений долей или удельных весов каждого фактора внутри процесса. Проводится путем определения в абсолютном отклонении показателя, характеризующего процесс, отклонений, происходящих под влиянием тенденций развития, и отклонений под влиянием структурных сдвигов.

Многомерные (многокритериальные) сравнения Необходимы для комплексной оценки результатов хозяйствования. Комплексная оценка предполагает изучение совокупности показателей, которые дают многостороннюю характеристику изучаемого процесса. Комплексная оценка применяется для анализа большинства экономических процессов, для исследования обобщающих данных о их развитии.

Приемы группировки, выявления «узких мест» и «ведущих звеньев» - позволяют разъяснить смысл средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Означает деление изучаемого процесса на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Типологические группировки – это группировки по типам, например, группировки населения по роду деятельности, группы предприятий по организационно-правовым формам и т.д. Структурные группировки - позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в процессе отдельных частей. Например, состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасты и т.д. Аналитические группировки (причинно-следственные)- используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

Для построения группировок в анализе используется следующий алгоритм: 1. сбор данных по исследуемому процессу; 2. ранжирование данных по выбранному для группировки признаку; 3. выбор интервала распределения данных и их деление на группы; 4. определение средних показателей по групповым и факторным признакам; 5. анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Прием выделения «ведущего звена» означает выявление тех факторов, которые могут дать большую эффективность при оптимальных условиях. Прием выделения «узких мест» означает выделение факторов, которые лимитируют рост результативности экономики. Балансовый способ в анализе социально-экономических процессов. Баланс – это система показателей, характеризующих какой-либо процесс путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Кроме привычного бухгалтерского баланса в анализе используются трудовые, товарные, денежные балансы. В балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (например, превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом).

Детерминированный факторный анализ Функционально-детерминированная связь между показателями связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное (неслучайное) значение результативного признака. Детерминированный факторный анализ представляет собой способ исследования влияния факторов на результирующий процесс (показатель) при условии функциональной связи факторов и результирующего показателя. Основными задачами детерминированного факторного анализа является построение экономико-математических моделей, определяющих влияние факторов на результирующий показатель, и оценка оказываемого влияния.

Идея факторного анализа заключается в разложении общей результирующей переменной «У» на независимые компоненты, каждая из которых характеризуется фактором «Хi» или взаимодействием целого ряда факторов. Основные условия проведения детерминированного факторного анализа состоят в следующем: - наличие детерминированной модели путем логического анализа; - наличие функциональной (жесткой) связи между факторами и результирующим показателем; - наличие промежутка времени, при котором внутренние свойства исследуемого процесса не могут измениться. Прямой анализ влияния факторов на результирующий показатель используется при оценке состояния экономической системы при известных факторах.

При решении прямой задачи предполагается, что зависимость y = f (x1, x2 … xn) заранее известна, т.е. известен перечень факторов, которые оказывают влияние на результирующий показатель, форма и степень влияния каждого фактора на этот показатель и базовые условия функционирования исследуемого процесса. Обратная задача – по известному изменению результирующего показателя и набора некоторых факторов, которые предположительно влияют на результирующий показатель, определяется перечень влияющих факторов, а также определяется степень и форма влияния этих найденных факторов на результирующий показатель. При решении обратной задачи предполагается, что имеется некоторый набор показателей x1, x2, … xm, которые характеризуют экономический процесс у. Необходимо найти зависимость у = (х 1, х 2, … хn), причем m > n. Но нахождение такой зависимости необходимо не само по себе, а для дальнейшего использования ее при решении прямой задачи – задачи управления процессом.

Этапы проведения детерминированного факторного анализа: 1. строится экономически обоснованная (с позиций факторного анализа) детерминированная факторная модель; 2. выбирается условия для выполнения анализа; 3. реализуются счетные процедуры; 4. формулируются выводы. По виду (принципу построения) различают аддитивные, мультипликативные, кратные и смешанные модели факторных систем. Принцип построения аддитивных моделей выражается следующей формулой: y = Z xi = x1 + x2 + … + xn

В качестве примеров аддитивных моделей можно рассматривать местные, республиканский, консолидированный бюджеты, которые представляют собой сумму их разделов по активу и пассиву и т.д. Мультипликативные модели соответствуют следующему принципу: У = х 1. х 2. …. хn Примеры мультипликативных моделей наглядно просматривается в воздействии капитальных вложений в строительстве на развитие экономики в целом. Принцип построения кратных моделей выражается формулами: У = х 1 /х 2; у = Z xi / xn; у = х 1 / Z xi y = Z xi / Z xj Смешанные (комбинированные) модели представляют сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей. Используемые способы: Способ цепных подстановок; Индексный способ; Дифференциальный способ; Способ интегрирования и др.

Факторный стохастический анализ Стохастическая (вероятностная) связь между показателями связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака или определенное статистическое распределение. Очень многие процессы, происходящие в окружающем нас мире, имеют вероятностный, случайный характер. Для таких процессов характерно то, что за причиной некоторого явления не всегда наступает следствие. Такие процессы носят название стохастических (случайных). В отличие от детерминированного анализа одному набору факторов могут соответствовать различные значения результирующего показателя, и наоборот, одному значению результирующего фактора различные наборы факторных переменных.

Стохастические исследования процессов могут проводится при: оценке существующего положения; прогнозировании экономического развития на некоторый промежуток времени. Факторный стохастический анализ это общее название целого комплекса методов: корреляционный анализ, регрессионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ и некоторые другие.

При построении факторной стохастической модели в качестве независимых факторов необходимо выбрать такие, которые не связаны между собой никаким взаимодействием. В противном случае факторная модель может получиться искаженной вследствие того, что некоторые факторы влияют на результирующий показатель не только сами по себе, но и через влияние на другие факторы. Поэтому выбор исходной системы факторов необходимо проводить таким образом, чтобы среди них были только те, которые действительно оказывают влияние на результирующий показатель и, кроме того, независимы между собой.

Основные статистические характеристики временных рядов Наименование Базисный Цепной Абсолютный прирост ^y i = y i – y 0 ^y i = y i – y i-1 Коэффициент роста K i = y i / y 0 K i = y i / y i-1 Коэффициент прироста H i = (y i – y 0 ) / y 0 H i = (y i – y i-1 ) / y i-1 Темп роста T i = К i 100 Темп прироста F i = T i – 100 n Z у i Среднее значение y = i= n Средний абсолютный прирост ^y = (y n – y 0 ) / (n -1) Средний темп роста Т = y n /y 0 Средний темп прироста F = T – 100