Программа коррекционной работы. создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Основная образовательная программа. Коррекционная работа ( раздел 7) Зачетная работа в рамках проведения курсов ПК заместителей руководителей образовательных.
Педагог - психолог МОУ « СОШ 11 г. Вольска » Структура и особенности коррекционной программы образовательного учреждения.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях МКОУ Центр диагностики и консультирования Ступинского муниципального района Платонова И.П. Жданова.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Подпрограмма «Коррекционная работа». Цель коррекционной работы на годы : создание эффективной системы психолого­- медико-педагогического сопровождения.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Транксрипт:

Программа коррекционной работы

создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ, их социальная адаптация.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии

Категории детей с ОВЗ (из проекта стандарта для детей с ОВЗ): Нарушения слуха (тугоухость, глухота) Нарушения речи Нарушения зрения (слепые дети, слабовидящие дети, дети с пониженным зрением) Нарушения опорно-двигательного аппарата Задержка психического развития (ЗПР) Умственная отсталость Множественные нарушения Детский аутизм

Категории детей с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Категории детей с ОВЗ (из программы МОУ сош 87): слабослышащие; слабовидящие и с пониженным зрением; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития; соматически ослабленные

Задачи программы своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ; определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей и создание соответствующих условий; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ОВЗ

Направления работы диагностическая работа коррекционно-развивающая работа консультативная работа информационно-просветительская работа

Диагностическая работа включает: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Категория детей с ОВЗВиды коррекционных занятий Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в классах СКК Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя- логопеда, учителей Дети, имеющие диагноз ЗПР и обучающиеся в общеобразовательном классе Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя- логопеда, учителей Дети с неглубокими нарушениями эмоционально- волевой сферы и поведения Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности, в т.ч. с детьми- дезадаптантами Дети со сниженными интеллектуальными способностями Занятия по коррекции познавательных процессов Дети с дефицитом внимания и низким уровнем самоконтроля Занятия с детьми с СДВГ Дети с нарушениями в письменной и устной речи Логопедические занятия Дети-инвалиды Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы назад

Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ вариативные формы получения образования;вариативные формы получения образования; специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вариативные формы обучения детей с ОВЗ (из программы МОУ сош 87): обучение в общеобразовательном классе; обучение в специальном (коррекционном) классе; обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения; организация дистанционного обучения посредством сотрудничества со Школой дистанционного обучения. назад

Механизм реализации программы взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ; социальное партнёрство назад

Основные разделы (из программы МОУ сош 2 ) I. Цель, задачи и принципы реализации коррекционной программы II. Характеристика содержания III. Этапы и механизм реализации программы IV.Основные направления коррекционной работы V.Организация работы психолого-педагогического консилиума как основного механизма сопровождения детей с ОВЗ VI. Выявление и мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья VIа. Программа психолого-педагогического обследования учащихся 1-х классов с целью выявления их особых образовательных потребностей VIII. Тематика проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Условия реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение; Программно методическое обеспечение; Кадровое обеспечение; Материально техническое обеспечение; Информационное обеспечение

Психолого-педагогическое обеспечение обеспечение дифференцированных условий ; обеспечение психолого-педагогических условий; обеспечение специализированных условий; обеспечение здоровьесберегающих условий; обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития

Направления работы Формы реализации Ответствен ный обеспечение дифференцированных условий: Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи Зам. дир-ра по УВР обеспечение психолого-педагогических условий: Коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам в классах, где обучаются дети с ОВЗ Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности участия детей с ОВЗ Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по УВР Зам. дир-ра по ВР Учёт индивидуальных особенностей ребёнка Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии Организация регулярной работы ПМПКа Зам. дир-ра по УВР, психолог Зам. дир-ра по УВР Соблюдение комфортного психоэмоционального режима Мониторинг психоэмоционального режима школьников Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим Использование педагогами современных педагогических технологий Психолог Зам. дир-ра по УВР, Зам. дир-ра по УВР

обеспечение специализированных условий: Введение в содержание обучения разделов, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся, имеющих диагноз ЗПР (как в классах СК, так и для обучающихся в общеобразовательных классах) Зам. дир-ра по УВР, педагоги, психолог Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей Зам. дир-ра по УВР Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи Рук-ль МО Зам. дир-ра по УВР Зам. дир-ра по УВР, логопед Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения Зам. дир-ра по УВР

Программно методическое обеспечение специальные (коррекционные) образовательные программы, коррекционно развивающие программы, Диагностический инструментарий,

Кадровое обеспечение Обязательное наличие у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, специализированного образования, и (или) прохождение обязательной курсовой профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Наличие в штатном расписании ставок педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.

Материально техническое обеспечение создание надлежащей материально технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно развивающую среды образовательного учреждения,

Информационное обеспечение создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении; создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам

Ожидаемые результаты внедрения Программы: (из программы МОУ сош 2 ) уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ; включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.