«Деепричастие как часть речи» урок русского языка 7 класс МОУ гимназия 82 Гарбарева Н.Я.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 7 класс. Цели: уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия; научиться находить деепричастный.
Advertisements

Урок русского языка в 7 классе. Орфографический диктант -Выполните разборы: солнца¹ плещущееся² ; бескрайнее² покрытое³ - Разминка. Орфография, орфоэпия,
Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?, сохранят.
Свечаревская С. А. учитель русского языка и литературы.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. Маршак 10 класс.
КАК РАЗЛИЧАТЬ ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ Составила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 531 г. Москвы Максимова А.Н.
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия»
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении.
Деепричастие как часть речи Презентация к уроку Учитель: Федорович С. И.
Деепричастие самостоятельная Часть речи Что делая? Что сделав? Как? Отвечает на вопрос Обозначает добавочное действие Грамматическое значение Свойства.
Деепричастие – это Деепричастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы:
Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия – особой формы глагола; научить их отличать причастие от других частей речи, устанавливая.
Деепричастие Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие к основному действию Вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Морфологические признаки:
Деепричастие - неизменяемая часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид, возвратность) и наречия.глаголанаречия.
Урок русского языка по теме «Причастие и деепричастие: морфология, орфография, синтаксис и пунктуация» Подготовила и провела учитель Зыкова Е.Н.
У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо.
1. Водопад знаний ( тест ) 2. Мост суффиксов 3. Дорога умений: а) кроссворд б) правописание НЕ в)выборочный диктант 4. Дорога навыков Оценочный лист Итоговое.
Деепричастный Деепричастный оборот Подготовила Подготовила Рухлина Е.В. Рухлина Е.В.
Деепричастие Урок 1. Родословная деепричастия. Слово деепричастие возникло в результате слияния двух слов – дее (от деяти в значении делать) и причастие.
Транксрипт:

«Деепричастие как часть речи» урок русского языка 7 класс МОУ гимназия 82 Гарбарева Н.Я.

Цель: уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия. Задачи: Находить отличительные и общие признаки деепричастия с другими частями речи; Определять общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; Уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменой речи. Развивать коммуникативные навыки; Воспитывать эстетическое отношение к природе

Разминка: Графический диктант 1)Воздух тих, прозрачен и свеж. 2)Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев. Составить схемы предложений, и.,. | |

Скороговорка Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. Назовите в этой скороговорке деепричастия стуча бренча Докажите, что это деепричастия

Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола) вопроса причастие деепричастие 1. От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Имеют суффиксы: Чем отличаются по морфемному составу? 8. Какими членами предложения могут быть? 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? 10. Какую часть речи распространяют в предложении 11. Как обособляются? 12. Роль как средства выразительности

Совместное обсуждение таблицы вопроса причастие деепричастие 1. От какой части речи образуются? От глагола 2. На какие вопросы отвечают? Какой? Каков? Что делая? Что сделав? 3. Что обозначают? Признак предмета по действию Добавочное действие 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? Глагола прилагательного Глагола наречия

вопроса причастие деепричастие 5. Как изменяются? По родам, числам, падежам Не изменяется 6. Имеют суффиксы: -ущ-(-ющ-);-ащ-(- ящ-); -вш-,-ш-;-им- (-ем-, -ом-);-ен-(- ен-), -н-(-н-), -т- -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) Чем отличаются по морфемному составу? Имеет окончание Не имеет окончание 8. Какими членами предложения могут быть? Определение, сказуемое обстоятельств о Совместное обсуждение таблицы

вопроса причастие деепричастие 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? Какой? Каков? Как? Когда? Почему? 10. Какую часть речи распространяют в предложении Существительное, местоимение глагол 11. Как обособляются? После определяемого существительного Всегда обособляется 12. Роль как средства выразительности Художественое определение; украшает имя и придает красоту образу Украшает глагол, дополняет его другими действиями; создает живописную картину действия Совместное обсуждение таблицы

вопроса причастие деепричастие 1. От какой части речи образуются? От глагола 2. На какие вопросы отвечают?Какой? Каков? Что делая? Что сделав? 3. Что обозначают?Признак предмета по действию Добавочное действие 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? Глагола прилагательного Глагола наречия 5. Как изменяются?По родам, числам, падежам Не изменяется 6. Имеют суффиксы:-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш- ;-им-(-ем-, -ом-);-ен-(-ен- ), -н-(-н-), -т- -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) 7. Чем отличаются по морфемному составу? Имеет окончание Не имеет окончание 8. Какими членами предложения могут быть? Определение, сказуемое обстоятельство 9. На какой вопрос отвечают как член предложения? Какой? Каков? Как? Когда? Почему? 10. Какую часть речи распространяют в предложении Существительное, местоимение глагол 11. Как обособляются?После определяемого существительного Всегда обособляется 12. Роль как средства выразительности Художественое определение; украшает имя и придает красоту образу Украшает глагол, дополняет его другими действиями; создает живописную картину действия

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты 1.Ф.И. Тютчева «Зима недаром «злится»: … Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… 2.Ф.И. Тютчева «Весеняя гроза»: Люблю грозу в начале мая, Когда весений, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…

3.Н.А. Некрасова «Однажды…»: …И, шествуя важно, в спокойствии чином, Лошадку ведет под уздцы мужичок…; 4.А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… 5.Э.А. Асадова «Лес»: «Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! деепр. об.

6.С.А. Есенина «Отворила роща золотая»: Отворила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалеют больше ни о ком… 7.С.Я. Маршака «Словарь»: Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь… 8.И.А. Бунина «***»: В саду листки берез, без шороха срываясь, Средь тонких паутин, как бабочки, блестят И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, На блеклую траву беспомощно летят... деепр. об.

«Найди пару» …, по волосам не плачут …, не умоешься Что имеем, не храним, … …, не всегда брани дорогу …, не суйся в воду Пирога ждать, … Не замочив рук, … …, не евши, спать Спотыкаясь, … Не зная броду, … …, потерявши, плачем Снявши голову, …

«Найди пару» по волосам не плачут по волосам не плачут не умоешься не умоешься Что имеем, не храним, не всегда брани дорогу не суйся в воду не суйся в воду Пирога ждать, Не замочив рук, не евши, спать не евши, спать Спотыкаясь, Не зная броду, потерявши, плачем потерявши, плачем Снявши голову,

«Аукцион фразеологических оборотов» Работать хорошо Работать плохо Бежать быстро Уйти (остаться) ни с чем, не добиться желаемого Без особого на то желания Не солоно хлебавши (мчаться) сломя голову Спустя рукава Засучив рукава Скрепя сердце - Какими членами предложения являются даные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами) - Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие). -Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия) - Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).

Одинаковы ли деепричастия? У Л. Козыря есть четверостишие: Холмы, вырастая и в сумерках тая и думу какую-то в складках тая, о том и молчат, что совсем не простая, совсем не простая планета моя. От каких глаголов образованы деепричастия? … в сумерках тая? (таять) и думу какую-то в складках тая? (таить),…

Коварство деепричастного оборота В сочинении ученика были такие предложения: … Открыв окно, запахло соснами. Сидя у окна, в комнату влетел воробей… - Нет ли здесь ошибки?

Редактирование Отредактировать даный текст, заменить 3-4 синтаксических конструкции на деепричастные обороты. 1. Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. 2. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. 3. Вот задрожала осиновая роща. 4. Листья становятся мутного цвета. 5. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. 6. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей, рассекая воздух. 7. Заметались беспокойные муравьи, сбились в кучу. 8. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. 9. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Домашнее задание Решение кроссворда «Деепричастие» Задание. Выбрать из 3 предложеных вариантов то слово, которое обладает названым признаком 5. Деепричастие, образованое от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив 3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай. 6. Деепричастие, образованое от непереходного глагола: видев, присев, назван. 7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав. 8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать. 9. Деепричастие совершеного вида, образованое с помощью суффикса -я: читая, унеся, унося. 10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой. 11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу, Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновремено, Мишка потирал разбитое колено. 1. Деепричастие совершеного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывая. 2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывая. 4. Деепричастие несовершеного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.