ЕЩЁ РАЗ О СОЧИНЕНИИ НА ЕГЭ ОБОБЩЕНИЕ Автор: Васильева М.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

Подготовка к ЕГЭ МАОУ гимназия 56 Учитель Шегусова М.Г.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Особенности построения части С. Все, что человеческий разум способен понять и во что он способен поверить - достижимо. Наполеон Хилл.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Транксрипт:

ЕЩЁ РАЗ О СОЧИНЕНИИ НА ЕГЭ ОБОБЩЕНИЕ Автор: Васильева М.А.

Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла – к тексту

План работы над сочинением кроется в критериях оценки этого задания Анализируя текст, необходимо рассматривать его в 4-х аспектах: 1. Проблема, поставленная в исходном тексте (= К1). 2. Комментирование проблемы, поднятой автором текста (=К2). 3. Авторская позиция (=К3). 4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами (=К4).

Очень важно! Перед тем как приступить к письменной работе, важно внимательно прочитать исходный текст (очень часто его ошибочная трактовка возникает вследствие невнимательного чтения).

1 шаг К1 Как сформулировать проблему исходного текста?

Что такое проблема? Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно найти, выбрать и прокомментировать одну из них. Какую проблему выбрать для рассмотрения? Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Несколько советов 1. Проблема должна быть обозначена более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, экологии, взаимоотношений «отцов и детей», цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

2. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте, причём не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос (Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?), либо как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: 1) Проблема (чего?) Автор затрагивает проблему отцов и детей. В тексте поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста. 2) Формулировка в виде вопроса может быть рекомендована для тех случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

3. Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего нужно понять, о чём этот текст, какова его тема. По-гречески theme – то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи» (Словарь методических терминов). И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть работы. Начало-зачин её может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.) известного писателя (публициста…) посвящено теме…».

4. Дальше, как уже говорилось, нужно сформулировать проблему, поднятую в тексте. «Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения» (Толковый словарь русского языка). Обычно проблема подсказана темой, «вытекает» из неё, но далеко не всегда чётко формулируется самим автором. В сочинении проблема может быть сформулирована с помощью таких речевых оборотов: уделить внимание какой-либо проблеме, над какой-либо проблемой думать, работать, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения; поставить, рассмотреть, разрешить какую-либо проблему.

Языковой материал Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема. Проблема (чего?): войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, культуры, нравственности. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-либо проблемы. Точка зрения на какую-либо проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, пытаться разрешить какую-либо проблему. Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Думать, работать над какой-либо проблемой. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

5. Если такую лаконичную формулу найти не удаётся, можно обозначить проблему в виде вопроса. При этом нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо выявить одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих является формулирование одной проблемы, а рассуждения – о другой, существующей в этом же тексте). В процессе подготовки к выполнению задания части С сначала полезно устное обсуждение проблематики, выявление и формулирование одной из проблем, затем переход к письменному оформлению работы в соответствии с требованиями задания.

6. Если сложно обозначить проблему, надо попробовать идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор. Что он хотел вам сказать? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим. Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу». Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова. Человек – открыть душу – красота мира. В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: как влияет красота мира на человека, на его душу? Или так: автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека.

Типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста: У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой.). Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека). Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: автор поднимает проблему сострадания или как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?). Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…).

Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора). В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно и то же). Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

. Памятка, которая поможет вам избежать ошибок при формулировке проблемы текста. 1. Вступление должно быть соотнесено с проблематикой текста. 2. Избегать повторов слова «проблема» 3. Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости» и т.д. (Проблема чего?) 4. Не искажать фамилию автора

Шаг 2 К2 Как прокомментировать проблему исходного текста?

Комментарий (рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо) от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии – что делает автор.

Это важно! «Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст» «Именно комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно выпускник понял эту проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание». Комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть её значимость, а затем – и выразить своё отношение к ней.

ВАЖНО!!! Комментарий – это НЕ ПЕРЕСКАЗ, НЕ ЦИТИРОВАНИЕ, НЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ, а АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ! Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Почему эта проблема им интересна? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном или литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображённая автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чём это проявляется (желательно основываться на выборе писателем или публицистом конкретных слов, деталей). Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание. Что автор подчёркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

. 1. нравственные; 2. экологические; 3. социальные; 4. психологические; 5. философские; 6. морально – этические и т.д. Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?

. злободневной актуальной острой важной серьезной спорной назревшей неразрешимой наболевшей мучительной жгучей сложной и т.д. Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

Возможны два способа изложения материала: 1) От комментария к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы. 2) От формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этим размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековые корни.. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

. 1. пересказа исходного текста или любой его части; 2. рассуждения по поводу всех проблем текста; 3. комментария по неназванной проблеме (называется одна проблема, а комментируется другая); 4. излишнего цитирования; 5. комментариев о действиях героев текста; 6. общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем ! В комментарии не должно быть:

В работе можно использовать следующие конструкции: Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует) интересную (сложную, серьёзную, неразрешимую, злободневную, острую) проблему…. В статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема) …. Самыми убедительными доводами являются …. Также автор отмечает …. Автор исследует … отмечает … и на основе этого делает вывод о … Свои рассуждения … начинает с замечания о том, что …. Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …. Автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает …. …! Сколько написано (говорилось) об этом. Но такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придаёт новое звучание. Почему …? (Для чего …? В чём смысл …?) Эти вопросы ставит в своём тексте (статье, публикации) ….

Шаг 3 К3 Отражение авторской позиции в исходном тексте

Что такое позиция автора? Позиция автора - это его отношение к обсуждаемой проблеме. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Позиция автора это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей».

. 1. Прямо, четко, непосредственно: в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов; 2. Через модальный план текста: риторические вопросы порядок слов лексические повторы оценочную лексику модальные слова и частицы ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д. ВАЖНО!!! Авторская позиция может быть выражена

Это важно! 1. Если позиция автора публицистического текста выражена четко и ясно, то её выявление в художественном тексте может потребовать от вас бoльших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: - Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? - Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? - Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

2. Основную мысль текста следует выразить кратко, одной-двумя фразами («Автор считает, что…» или «Автор так определяет свое отношение к…» и т.п.).; можно привести цитату из текста, но ни в коем случае не пересказывая и тем более не переписывая его. В этой части сочинения также можно указать на те приёмы (изобразительные средства или синтаксические фигуры), которые помогают автору выразить свою позицию особенно ярко и убедительно. И хотя, как уже говорилось, владение этим содержанием специальным критерием не оценивается, оно может повлиять на общее впечатление от работы.

. Автор считает, что… Автор утверждает, что… Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна… Автору важно убедить читателя в том, что… Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Задача автора – убедить читателей в том, что… Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме … Автор стремится донести до читателей мысль о том, что… При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:

Автор (писатель, публицист …) не поучает своих читателей, не осуждает … Он только стремится быть услышанным и понятым нами. Автор (писатель, публицист …) допускает возможность …. Автор (писатель, публицист …) не обличает, не критикует, он обращает наше внимание …. Автора волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает, привлекает) …. По его убеждению …. Автор (писатель, публицист …) озабочен (встревожен, обеспокоен) …. Автор откровенно иронизирует …. Ирония автора становится горькой, когда ….

Тревога автора не случайна …. Авторское повествование (рассуждение, описание) наполнено (проникнуто) необыкновенно тёплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями) …. Автор (писатель, публицист …), давая право выбора читателю, тем не менее достаточно чётко обозначает своё отношение к …. Автор ставит многоточие (обрывает повествование (описание, рассуждение), внезапно останавливается), чтобы читатель сам мог сделать вывод …. Для автора очень важно (единственно возможным является) …. Чтобы усилить мысль о …, автор ….

. Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что… Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте. Утверждение автора, что…, бесспорно Справедливость высказанных автором суждений несомненна Резкая категоричность автора вызвана тем, что… Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к … Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к … Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:

3. Кроме того, нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: «Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…». Некоторые авторы говорят от имени героя-рассказчика. Что делать в таких случаях? Иногда помогает название, но чаще всего ответ надо искать в речи героя. Из того, что говорит герой, можно делать вывод о том, что он собой представляет. Не надо ставить знак равенства между автором и героем- рассказчиком. Если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Шаг 4 К4 Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме

Как аргументировать свою позицию? 1. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем- либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. 2. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).

Это важно! В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…».

Типы аргументов Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то должны постараться не повторять его доводы, использованные в тексте, а привести свои. Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: «Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как…». Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием! Аргументы «за» должны быть: Правдивыми; опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу. Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчёркнутой корректности.

Запомните! Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми согласились бы многие. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и др. факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтверждённые экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты (цитаты из авторитетных источников); факты, события; показания очевидцев; статистические данные. К другим аргументам можно отнести примеры из художественной литературы; пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; примеры из личной жизни и жизни окружающих.

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные; примеры из жизни или художественной литературы.

Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся: эмоциональная убежденность пишущего; ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент. Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрации к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух? Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Иллюстрации к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

Структура аргументации

При опровергающей аргументации возможны два варианта: 1) ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противоположную авторской); 2) формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Типичные ошибки аргументации: ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.

На заметку! В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов. В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Варианты введения формулировки собственного мнения и его аргументирования: - Я (не) разделяю точку зрения автора… - Позиция автора близка (понятна) мне, но… - В чем-то я согласен с автором, но мне хотелось бы поспорить С… - Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы). - Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… - Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации). - Косвенно мое мнение подтверждает такой факт…

Для того чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы: Я с интересом прочитал (а) …. Я убеждён (а) (часто думал, получил подлинное удовольствие, с удивлением понял, искренне заинтересовался, согласен) …. Можно согласиться с автором в том, что …. Мне показалось интересным (актуальным, значимым) …. По моему мнению, …. Вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как …. Хотелось бы отметить …. Нельзя оставаться равнодушным, так как …. Меня особенно взволновало то, что …. Невольно задумываешься о том, что …. Начинаешь понимать, что …. Мы привыкли к …, но …. Может показаться, что …, но ….

Позволю себе высказать свою (иную) точку зрения …. Нельзя не согласиться с автором в том, что …, однако …. Я разделяю точку зрения автора, но …. Я с интересом прочитал статью, но …. Текст произвёл на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны …, но с другой …. Доводы автора достаточно убедительны, но …. Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял) …, но задумывались ли мы о …. На первый взгляд, тема (проблема) кажется привычной (слишком надоевшей, банальной, незначительной), но ….

Шаг 5 К5 Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

Цель вступления: Привлечь внимание и обозначить проблему

Как начать работу? Идеально, если вы начнете все же с какого-либо вступления (1-2 предложения). Но возможно и такое, казалось бы, банальное начало: «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…)» или «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор…»

Возможные варианты вступления: Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нём или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвёл впечатление, желательно написать почему. Можно обрисовать типичную (аналогичную изображённой в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…) Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуальности.

. В какой форме может быть написано вступление ? 1. Лирического размышления. 2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме ( идее, проблеме текста) 3. Рассуждение о заглавии (которое бы вы дали данному тексту) 4. Диалога с воображаемым собеседником о теме( идее, проблеме) текста 5. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. 7. Может начинаться с ключевого слова текста 8. Описательного утверждения 9. Описания впечатления, которое произвел данный текст. (Почему именно такое? Чем вызвано?)

Цель заключения: Подвести итог и оставить хорошее впечатление. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

Возможные варианты заключения: 1. Общий вывод. 2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. 3. Изложение собственной позиции. 4. Следствие. Рассуждения о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения. Замечания о влиянии этого текста на общественную ситуацию, на литературный процесс. 5. Расширение проблемы. Новый вопрос. 6. Открытый финал. Можно сочетать различные варианты заключений.

Композиция работы 1. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение). 2. Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

Памятка К1. Определение проблемы: факт, событие, явление, которые волнуют автора текста и являются неоднозначным для восприятия. Сформулируйте одной фразой, подтвердите текстом. Например: «Проблемой, затронутой автором в данном тексте, является неспособность людей хладнокровно и объективно воспринимать критику в свой адрес». К2. Прокомментируйте затронутую автором проблему высказываниями из текста, оформите комментарии как цитату или коротко, в двух-трех фразах, перескажите примеры автора по поводу проблемы. Например: «Автор рассказывает о вполне интеллигентном человеке, который сорвался на крик только потому, что ему сделали замечание в очереди за билетами в театр». К3. Определите отношение автора к проблеме, поставленной в тексте. Например: «Автор иронизирует по поводу ложной интеллигентности…» «Автора возмущает поведение так называемого интеллигентного человека…» « Автор с прискорбием говорит о невоспитанности …» К4. Приведите свои аргументы ( 2 примера из ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ или НАУЧНОЙ литературы или из своего жизненного опыта). Примеры должны иллюстрировать ВАШЕ мнение, которое ВЫ высказали после формулировки мнения автора. НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором текста. Постарайтесь найти ПО-НАСТОЯЩЕМУ убедительные доводы в защиту вашего мнения. Если Вы упоминаете ГЕРОЯ художественного произведения, не допускайте фактических ошибок: верно пишите фамилию автора, название произведения. Поясните, в связи с чем вы называете того или иного героя. Если не уверены в верности выбранного ВАМИ примера из рассказа, повести, романа, лучше приводите в пример факты из жизни, рассказывайте о событиях, очевидцами которых ВЫ были. К5. Помните о построении ВАШЕЙ работы. ВЫ пишите сочинение-рассуждение, поэтому придерживайтесь структуры его написания: - ТЕЗИС - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (аргументы, примеры) - ВЫВОД

УДАЧИ НА ЕГЭ!