«Здоровый образ жизни -залог здорового ребёнка».
Здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека, способ жизнедеятельности, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствует профилактике различных заболеваний.
Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.
Основными составляющими этой системы являются: оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении; закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы); соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена;
экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков; безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Питание и здоровье. Существуют заболевания (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Важно научиться составлять ежедневные рационы питания. Для детей особенно важно употреблять в пищу овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, необходимые растущему организму.
Для обеспечения аминокислотного состава, необходимого организму, целесообразно использовать различные сочетания продуктов, взаимно дополняющих друг друга. Например, употребление пшеничного хлеба с молоком более рационально с биологической точки зрения, чем употребление одного хлеба.
Не всегда разнообразное питание обеспечивает сбалансированное поступление пищевых веществ в организм. Замечено, если употреблять в избытке мясные продукты, способствующие повышенному содержанию незаменимых аминокислот, в организме могут наступить нарушения функции органов и систем. Будет страдать, прежде всего выделительная функция почек.
Особую ценность имеют белки рыбы. Они легко усваиваются организмом и по своим качествам не уступают белкам мяса и птицы. Кроме полноценного белка, рыба содержит витамины А и D, большое количество солей и микроэлементов (йод, цинк, фосфор и др.).
Исключительное значение имеют молоко и молочные продукты; ценность этих продуктов обусловлена благоприятным соотношением входящих в белки молока аминокислот, хорошей усвояемостью жира, молочного сахара, витаминов, минеральных солей и способностью связывать некоторые токсичные элементы и выводить их из организма.
Кровоточат дёсна, курит – Дефицит витамина С. Часто нервничает по пустякам, срывается, злится – нужны витамины группы В (В1, В5, В6, В12, В9). В9- фолиевая кислота. Появились трещинки в уголках рта, шелушатся губы – надо В2.
Проблемы со зрением в темноте, покрасневшие глаза, сыпь и кожный зуд. Дефицит витамина Е – мышечная слабость и судороги. Витамины А и Е эффективнее употреблять в сочетании друг с другом.
Витаминный запас быстро «сгорает» при инфекционных заболеваниях с лихорадкой, хронических заболеваниях органов дыхания, печени, почек, при лечении антибиотиками и сульфаниламидами. В этих случаях необходимо дополнительно принимать витамины А,С, В1, В2, В6.
Однако бесконтрольное применение витаминов в больших дозах может привести к интоксикации организма, вызвать аллергическую реакцию, вплоть до развития анафилактического шока. Особенно опасен переизбыток жирорастворимых витаминов А, Д, Е, которые накапливаются про запас в печени и жировых тканях.
Печень, почки, жирная рыба, яйца, молочные продукты, растительное масло.
мясо, субпродукты, рис, фасоль, горох, зерновые, чёрный хлеб, орехи, яичный желток, печень, рыба, птица, молочные продукты, шпинат, брокколи, дрожжи, грибы, картофель, арахис, свёкла.
Свежие овощи и фрукты, особенно чёрная смородина, клюква, цитрусовые, шиповник, перец.
Витамин Д. Яйца, сыр, молоко, жирная рыба, рыбий жир. Витамин Е. печень, рыба, мясо, яйца, растительные масла, орехи, продукты из немолотого зерна.
Основы здорового питания ребёнка. Не реже 3-4 раз в неделю растущему организму необходимы продукты животного происхождения. Пусть ест мясо, рыбу, печень, орехи, картофель. Не забывайте давать ребёнку пивные дрожжи- все эти продукты содержат необходимый для поддержания хорошей физической формы витамин В6.
Давайте пить как можно больше морсов, приготовленных из замороженных ягод и фруктов, зелёный чай. Не позволяйте ребёнку злоупотреблять сладостями- любители сладкого часто остро нуждаются в витаминах А, Д, В1. Вместо конфет и тортов- мёд (если нет аллергии).
Что о здоровом образе жизни знают ваши дети. Анкета для 2-4 классов. Делаешь ли ты дома зарядку? Ты куришь? В какие подвижные игры ты любишь играть? Как ты бережёшь своё здоровье?
Делаешь ли ты дома зарядку?
Ты куришь?
В какие подвижные игры ты любишь играть?
Как часто ты гуляешь?
Как ты бережёшь своё здоровье ?
Выводы: Большинство обучающихся не делают дома зарядку. Для решения этой проблемы каждое утро в рекреации проводится зарядка для всех обучающихся классов выравнивания. Помогает нам Андрей Викторович. Но при необходимости и сами ребята с удовольствием проведут зарядку.
На зарядку становись!
Учащиеся классов выравнивания не курят. Необходимо продолжить работу по профилактике табакокурения среди обучающихся классов выравнивания. Дети не знают подвижных игр. С целью ликвидации данного пробела разработан и реализуется проект «Наши игры».
Этот проект включает в себя следующие разделы: История игр на Руси; Учим считалки; Подвижные игры в помещении; Подвижные игры на улице. Каждый класс получил своё задание с целью не только рассказать и показать, но и научить других ребят играть, соблюдая правила техники безопасности.
Результаты анкетирования показали, что дети недостаточно находятся на свежем воздухе. Исключение составляют воспитанники детских домов, которые гуляют 2 раза в день. Всем классным руководителям и воспитателям ГПД рекомендовано (при благоприятных погодных условиях ) проводить прогулки с обучающимися.
На прогулке.
В связи с тем, что дети плохо представляют себе, как сохранить своё здоровье, в классах будет проведён цикл бесед по данной теме. Завтра с обучающимися будет проведена игра по станциям «Путешествие в страну Здоровье»
СПАСИБО. ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ!