Системно - деятельностный подход - методологическая основа ФГОС НОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области Проектирование.
Advertisements

Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области Системно.
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. заместитель директора по УВР: Грибанова Е.В. Декабрь 2012 год.
Системно - деятельностный подход в обучении иноязычной культуре общения в условиях ФГОС ООО Автор выступления: Широкова С. В., учитель английского языка.
Системно-деятельностный подход. Система дидактических принципов 1)Принцип деятельности 2)Принцип непрерывности 3)Принцип целостности 4)Принцип минимакса.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Переход к компетентностному и деятельностному способу обучения коренным образом меняет инструментарий педагога.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Круглый стол «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Транксрипт:

Системно - деятельностный подход - методологическая основа ФГОС НОО.

Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – …

Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; социальное проектирование и конструирование в системе образования; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта; признание решающей роли содержания образования, …; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,…; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося…; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Взаимосвязи процессов достижения результатов.

Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган и др.) и психологии (А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ Цель Средство Процесс преобразования РЕЗУЛЬТАТ

С ТАРАЯ ПРИТЧА, КАК ОДНАЖДЫ ОДИН МУДРЕЦ НАКОРМИЛ БЕДНЯКОВ УУД

В ИДЫ УУД Личностные Личностные Познавательные Познавательные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные

1. Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? 2. Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? 3. Какие методы и средства обучения выбрать? 4. Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников? 5. Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

Общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение ученика определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели, вербальное (словесное) формулирование цели; предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Регулятивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка

Типы уроков по целеполаганию : уроки «открытия» нового знания; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля; уроки рефлексии.

Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель Образовательная цель формирование способности учащихся к новому способу действия. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

У РОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Деятельностная цель Образовательная цель формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

У РОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ. Деятельностная цель Образовательная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

У РОК РЕФЛЕКСИИ. Деятельностная цель Образовательная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Типы уроков по формированию учебных действий урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки.

Тип урока Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Урок открытия нового знания Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок общеметодологической направленности Познавательные: знаково- символические, логические действия Регулятивные Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок развивающего контроля Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок рефлексии Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. Формирование УУД на уроках различного типа.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Цель – предполагаемый результат. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Действия – основной элемент деятельности...Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности..Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора.Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами. Оценка – критерий достижения цели. Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

Объяснительно- Иллюстративный (традиционный) Компоненты учебной деятельности Деятельностный (развивающий) Задаётся педагогом Цель – предполагаемый результат. В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. Используются внешние мотивы.Мотивы – побудители к деятельности. Опора на внутренние мотивы. Выбираются педагогом Средства – способы осуществления деятельности. Совместный с учащимися выбор Инвариантные, предусмотренные учителем. Действия – основной элемент деятельности. Вариативные, возможность индивидуального выбора Уровень усвоения знаний.Результат – конечный продукт. Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами. Оценка – критерий достижения цели. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений Сравнительная характеристика традиционного и развивающего урока.

соотнести результат и цель обучения осознать последовательность работы по освоению темы от цели до результата установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы реализовать воспитательные возможности темы определить возможности реализации межпредметных знаний выстроить модель эффективного взаимодействия ученика и учителя Технологическая карта позволяет учителю:

инновационный методический инструментарий, который инновационный методический инструментарий, который помогает учителю спроектировать свою деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе урока. Технологическая карта -

С КАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, П ОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, Д АЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ

У ДАЧИ И УСПЕХОВ В АМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ !