Психологическое здоровье «Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, даже.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическое здоровье «Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, даже.
Advertisements

Тема урока: «Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к жизни и трудовой деятельности»
Психологическое здоровье Сущность и возможности формирования в образовательной среде Автор презентации: Лукьянова Маргарита Ивановна, профессор кафедры.
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Лекция 5. Тема: Основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Преподаватель: Ильина.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Педагогический совет 30 марта 2011 года Здоровьесберегающие технологии в условиях современного образования.
Природа человека Основные представителиСмысл воспитания Безусловно позитивная Концепции К. Роджерса, А. Маслоу Условно позитивная Экзистенциальный подход.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
ХУДЯКОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА доктор философских наук, профессор кафедры философии Челябинского государственного университета ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»?
ПСИХОЛОГИЯ от греч. psyche - душа + logos - учение.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
«Приоритетные направления здоровьесозидающей деятельности в ОУ» Котова Светлана Аркадьевна Канд.психол.наук Доцент, зав. кафедрой педагогики начального.
Философская лекция по теме: «Характеристики воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства»
МБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П.Г.Т. КУЙБЫШЕВСКИЙ ЗАТОН представляет А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего.
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Транксрипт:

Психологическое здоровье «Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность» А. Маслоу

Всемирная организация здравоохранения « Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие » « Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие »

Психология XX столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы. Психология XX столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы. И только в конце 70-х годов появились первые разработки психологических концепций здоровья, главным образом, в рамках гуманистической психологии И только в конце 70-х годов появились первые разработки психологических концепций здоровья, главным образом, в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм. Г. Олпорт, А. Маслоу, (Э. Фромм. Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) К. Роджерс, В. Франкл и др.)

Подходы к понятию психологической нормы Статистически- адаптационный подход: «Норма – это образец типичного, широко распространённого и задаётся совокупностью средних показателей по ключевому критерию. Здесь в качестве эталона выступает популяция людей». Медицинский подход: Медицинский подход: «Норма – это синоним отсутствия болезни, исключение отклонений в состоянии и поведении человека». Описательный подход: «Норма – это норма развития, актуализация собственно человеческого в человеке».

Подходы к понятию психологической нормы В качестве эталона большинство теорий предлагают выбрать единообразие, обыденность и заурядность – состояния, в которых меньше всего проявляется личность человека. Но обыденность знает лишь уровень жизни (уровень материального потребления), забывая о полноте жизни (наполненности её смыслом). В качестве эталона большинство теорий предлагают выбрать единообразие, обыденность и заурядность – состояния, в которых меньше всего проявляется личность человека. Но обыденность знает лишь уровень жизни (уровень материального потребления), забывая о полноте жизни (наполненности её смыслом). «Следует ли рассматривать среднее как полезное и желательное для человека?» А. Маслоу А. Маслоу

Подход к понятию нормы в антропологической психологии «Норма – это «Норма – это то лучшее, что возможно то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для в конкретном возрасте для конкретного человека при конкретного человека при соответствующих условиях соответствующих условиях развития» развития» Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков

Подходы к понятию психологического здоровья Базовой идеей большинства теорий стало перенесённое из физиологии понятие гомеостаза, которое не совсем подходит к теме здоровья человека, ибо психологическое здоровье – это динамический процесс, процесс роста и развития человека.

Подходы к понятию психологического здоровья в гуманистической психологии Социометрическая теория Социометрическая теория (Э.Фромм, В.Франкл, Б.Братусь) (Э.Фромм, В.Франкл, Б.Братусь) Психологическое здоровье – Психологическое здоровье – это процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности, который проявляется, это процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности, который проявляется, прежде всего, в просоциальной личностной позиции. прежде всего, в просоциальной личностной позиции. Человеком надо стать! Персоноцентрическая теория Персоноцентрическая теория (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) Психологическое здоровье – Психологическое здоровье – это результат обретения это результат обретения человеком самого себя, человеком самого себя, который проявляется в который проявляется в ощущении ощущении подлинного бытия. подлинного бытия. Человеком надо быть! Человеком надо быть!

Подходы к понятию психологического здоровья в гуманистической психологии «Основу психологического здоровья составляет продуктивный характер нового Человека, который включает: Всестороннее развитие человека и его ближних; Всестороннее развитие человека и его ближних; Любовь и уважение к жизни во всех её проявлениях, всевозрастающая любовь к жизни; Любовь и уважение к жизни во всех её проявлениях, всевозрастающая любовь к жизни; Готовность отказаться от всех форм обладания ради возможности в полной мере быть (а не иметь); Готовность отказаться от всех форм обладания ради возможности в полной мере быть (а не иметь); Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе; Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе; Ощущение себя на своём месте; Ощущение себя на своём месте; Радость, получаемая от служения людям; Радость, получаемая от служения людям; Освобождение от негативных чувств и иллюзий; Освобождение от негативных чувств и иллюзий; Дисциплинированность и реалистичность; Дисциплинированность и реалистичность; Глубокое и всестороннее самопознание; Глубокое и всестороннее самопознание; Ощущение своего единения с жизнью; Ощущение своего единения с жизнью; Свободу, как возможность быть самим собой» Э. Фромм Свободу, как возможность быть самим собой» Э. Фромм

Социокультурные эталоны здоровья Элементы эталонов Античный Адаптационный Антропо- центрический Дефиниции здоровья Внутренняя согласованность Приспособление человека к окружающей среде, социальная адаптация Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и дух-го потенциала Характер-ки здоровой личности Уравновешенность,Самообладание, Господство разума над страстями, Духовная автономия Приспособленность к природе, Соответствие социальным нормам, Стрессоустойчивость, Гармония с людьми Стремление к самоактуализации, Конгруэнтность, Духовная автономия, Целостность Условия и принципы оздоровления Умеренность, Забота о себе, «Жизнь согласно природе» Природосообразность, Социализация личности, Примирение биологического и социального начала Открытость опыту, Развитие, личностный рост, Интеграция Пути оздоровления Очистительный ритуал, гимнастика, философия, музыка, «работа над собой» Нормирование, Единение с природой, Гуманизация отношений Оздоровление общества Самораскрытие, Самопознание, Само- совершенствование, Освобождение

Подход к понятию психологического здоровья в антропологической психологии «Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие человеческого в человеке в процессе онтогенеза» В.И. Слободчиков «Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие человеческого в человеке в процессе онтогенеза» В.И. Слободчиков

Человеческое в человеке: Прямохождение Прямохождение Речь Речь Разум Разум Сознание Сознание Совесть Совесть Ответственность Ответственность Свобода Свобода Рефлексия Рефлексия Творчество Творчество Вера Вера Труд Труд Юмор Юмор Высшие чувства: Высшие чувства: любовь, любовь, долг, честь, долг, честь, достоинство и др. достоинство и др.

Линии развития человеческого в человеке САМО- БЫТНОСТЬ СО- БЫТИЙНОСТЬ СВОБОДА ЛЮБОВЬ Если они попираются взрослыми, то развивается: ПСИХОГЕНИИ И ДИДАКТОГЕНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ДЕЗОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Человек – это кто?

ЧЕЛО-ВЕК – это сознание, устремлённое в вечность

Основные признаки психологического здоровья Переживание радости и самоценности жизни Переживание радости и самоценности жизни Развитый самоконтроль поведения Развитый самоконтроль поведения Нравственное отношение к людям Нравственное отношение к людям Ориентация на высшие образцы человеческой культуры Ориентация на высшие образцы человеческой культуры Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути

Нарушения психологического здоровья Малодушие Малодушие Проявляется через: инфантильность, инфантильность, незрелость, незрелость, обезличенность, обезличенность, зависимость от людей и обстоятельств, зависимость от людей и обстоятельств, неспособность делать самостоятельно нравственный выбор неспособность делать самостоятельно нравственный выбор Появляется со-зависимость! Криводушие Криводушие Проявляется через: деформацию личности, деформацию личности, чрезмерное самолюбие, чрезмерное самолюбие, односторонность, односторонность, бесчувственность, бесчувственность, потребность самоутвердиться в ущерб другим, потребность самоутвердиться в ущерб другим, отрицание чувства долга, отрицание чувства долга, отсутствие нравственных чувств и добродетельных ценностей отсутствие нравственных чувств и добродетельных ценностей Появляется смысловой вакуум!

Психологическое здоровье детей непосредственно зависит от состояния его естественного человеческого окружения, прежде всего –системы связей и отношений ребёнка со значимыми взрослыми

Классификация значимых взрослых Духовнаясвязанность Кровное родство Родной Чужой Близкий Родной и близкий Чужой, но близкий Чуждый Родной, но чуждый Чужой и чуждый

Детско-взрослая общность является пространством личностного развития ребёнка и способом сохранения его психологического здоровья

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ребёнок Ситуация развития Развивающая среда Развивающая среда взрослый

Импритинг - Импритинг - (от англ. imprint – запечатлевать) специфическая форма научения у высших позвоночных, которая совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления Результат импринтинга, как правило, не обратим! как правило, не обратим!

Социально- психологический импринтинг представляет собой специфическую форму мгновенного принятия тех ценностей взрослого, носителем которых он является

ребёнок ВСТРЕЧА взрослый Ситуация развития Ситуация развития Развивающая среда

Образование – это универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому

От того, ЧТО мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и КАК мы это ДЕЛАЕМ, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей

Базовые педагогические позиции Процессуаль- ный аспект Онтологический аспект Бытийные Культурные Отождествление(самовоспроизводство)РОДИТЕЛЬУМЕЛЕЦ Обособление (утверждение самобытности ребёнка) МУДРЕЦУЧИТЕЛЬ

Несостоятельность позиции «родитель», дефицитарность процесса выращивания жизнеспособного человека порождает КОМПЛЕКС СИРОТСТВА, который переживается как одинокость, отчуждение и безродность, проявляется в дефиците душевной щедрости и искренности, отсутствии чувства здоровой сентиментальности по отношению к другим («маугализация»)

Несостоятельность позиции «умелец», дефицитарность процесса формирования специальных способностей порождаетКОМПЛЕКС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ, который проявляется в эффекте «педагогической запущенности», практической ограниченности, неграмотности, неумелости, безграмотной функциональности

Несостоятельность позиции «учитель», дефицитарность процесса обучения всеобщим способам мышления и деятельности порождает КОМПЛЕКС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ, который проявляется в эффекте «выученной беспомощности», социальной зависимости, конформности, неспособности самостоятельно принимать решения, размытости целевых ориентиров

Несостоятельность позиции «мудрец», дефицитарность процесса воспитания Всечеловеческого в человеке порождает КОМПЛЕКС ОПУСТОШЁННОСТИ, который переживается как экзистенциальный вакуум, проявляется в отсутствии или скудности ценностно- смысловых оснований жизни, приземлённости интересов, нравственном скептицизме, моральной неустойчивости («синдром Кая»)

Здоровый образ жизни – это способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды и создавать собственными силами факторы, способствующие сохранению и укреплению собственного психофизического благополучия

Здоровье – это мера духовного развития человека

«Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству» В. Франкл