Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВасилий Бабаев
1 ПСИХОЛОГИЯ от греч. psyche - душа + logos - учение.
2 Всемирная организация здравоохранения Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благо - получие это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благо - получие
3 Подходы к понятию психологической нормы В качестве эталона большинство теорий предлагают выбрать единообразие, обыденность и заурядность – состояния, в которых меньше всего проявляется личность человека. В качестве эталона большинство теорий предлагают выбрать единообразие, обыденность и заурядность – состояния, в которых меньше всего проявляется личность человека. Но обыденность знает лишь уровень жизни (уровень материального потребления), забывая о полноте жизни (наполненности её смыслом). Но обыденность знает лишь уровень жизни (уровень материального потребления), забывая о полноте жизни (наполненности её смыслом).
4 …Следует ли рассматривать «среднее» как полезное и желательное для человека?
5 Подход к понятию нормы в антропологической психологии Норма – Норма – это то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для в конкретном возрасте для конкретного человека при конкретного человека при соответствующих условиях развития соответствующих условиях развития Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков
6 Подходы к понятию душевного здоровья в гуманистической психологии Социометрическая теория Социометрическая теория (Э.Фромм, В.Франкл, Б.Братусь ) (Э.Фромм, В.Франкл, Б.Братусь ) Персоноцентрическая теория Персоноцентрическая теория (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) Человеком надо быть! Человеком надо стать!
7 Основные признаки душевного здоровья Переживание радости и самоценности жизни Переживание радости и самоценности жизни Развитый самоконтроль поведения Развитый самоконтроль поведения Нравственное отношение к людям Нравственное отношение к людям Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути Стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути Ориентация на высшие образцы представителей человеческой цивилизации Ориентация на высшие образцы представителей человеческой цивилизации
8 Подход к понятию психологического здоровья в антропологической психологии Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие человеческого в человеке в процессе онтогенеза Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие человеческого в человеке в процессе онтогенеза В.И. Слободчиков В.И. Слободчиков
9 Человек – это кто?
10 ЧЕЛОВЕК это сознание, это сознание, устремлённое устремлённое в вечность в вечность это века, это века, представленные представленные в одном в одном человеке человеке защитная воспитательная защитная воспитательная функция функция функция функция сознательное деятельное общественное со-бытийноесамобытное
12 Основа становления – «развитие человеческого в человеке» ДУХ ТЕЛО ДУША СВОБОДА ВЕРА СОВЕСТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ РАЗУМ ВОЛЯ СПОСОБОНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕФЛЕКСИЯ ХАРАКТЕР ЭМОЦИИ ВЫСШИЕ ЧУВСТВА МОТИВАЦИЯ ТРУДОЛЮБИЕ ЮМОР ПРЯМОХОЖДЕНИЕ РЕЧЬ Смысл жизни: одухотворение тела
13 Линии развития человеческого в человеке СВОБОДА ЛЮБОВЬ Если они попираются взрослыми, то развивается: ПСИХОГЕНИИ И ДИДАКТОГЕНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ДЕЗОРИЕНТИ- РОВАННОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ПОТЕРЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ САМО- БЫТНОСТЬ САМО- БЫТНОСТЬ СОБОР- НОСТЬ Если они поддерживаются взрослыми, то развивается:
14 «Возлюби ближнего, как самого себя…»
15 Дыши… Почувствуй себя свободным Уровни здоровья (по В.Е. Кайма) КП более 60 МП более 180
16 7 уровень здоровья по В.Е. Кайма Уровень «нищеты», уровень перманентных страданий. Здесь катастрофически мало здоровья, что значительно сужает горизонты интеллектуальной и психической деятельности. Последнее отражается на умственной работоспособности, творческой активности, повседневном настроении, устойчивости к стрессам – всё значительнее хуже, негативнее, по сравнению с потенциальными возможностями данного человека. Общее состояние можно охарактеризовать фразами: «Выхода нет», «Всё плохо». Именно на этом уровне люди не только задумываются, но и совершают суицидальные попытки, так как именно здесь, в силу дефицита психической энергии, человеку кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет. На физическом плане возможны прорывы инфекций, вплоть до септических состояний, срывы адаптации, кризы и прочее, что в медицине называют обострением или новой болезнью в острой стадии. Возможная характеристика этого уровня – страдание. 3,5 % жителей России находятся на этом уровне здоровья
17 6 уровень здоровья по В.Е. Кайма Уровень «бедности» или «невозможный для долгой и активной жизни». Количество здоровья здесь немного больше, чем на предыдущем уровне, но остаётся настолько незначительным, что многие болезни и проблемы способны стать хроническими, вызвать осложнения и сократить жизнь. Любой степени конфликт оставляет раздражительность и ухудшение сна, после банальной простуды обнаруживается повышенная метеочувствительность и так далее. На этом уровне не происходит полной реабилитации (восстановления), благополучие не растягивается на всю жизнь: на каждую «бочку мёда» припасена «ложка дёгтя». На физическом плане происходит манифестация практически всех патогенных факторов экзо- и эндогенной природы: это и нарушение обмена веществ, и «коронарный профиль», и психическое переутомление. Здесь диагностируется асимметрия в работе полушарий головного мозга. 70 % жителей России находятся на этом уровне здоровья
18 5 уровень здоровья по В.Е. Кайма Уровень «бюджетников». Здоровья здесь больше, чем на 6-ом уровне, но человек по-прежнему «открыт» практически для любого недуга, полученного по наследству или спровоцированного неблагополучной экологической обстановкой. Идёт накопление болезней, порой малозаметное, что не менее опасно. Люди на этом уровне часто являются носителями и распространителями вирусов и бактерий. Ориентация на выживание имеет смешанный (биосоциальный) характер. Жизнь напоминает «зебру». Манифестация патогенных факторов ещё достаточно выражена. 15 % жителей России находятся на этом уровне здоровья Внимание: На людей, находящихся на 7,6 и 5-ом уровнях здоровья, любые неблагоприятные факторы внешней среды способны нанести здоровью существенный урон. Реализация умственного и физического потенциала ограничена; уровень работоспособности гораздо ниже того, что возможен для данного человека.
19 4 уровень здоровья по В.Е. Кайма Уровень «стабилизации». Здесь человек СОБСТВЕННЫМИ силами защищён от новых болезней и неблагоприятных факторов внешней среды. «Старые» болезни ещё есть, но они «молчат», находятся в состоянии ремиссии. На этом уровне манифестация патогенных факторов практически сведена к нулю. У человека повышается уровень работоспособности и антистрессовой защиты, наблюдается активизация творческих и физических возможностей. Сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды настолько высока, что заболеть всем известным ОРЗ при контакте с больным или пострадать от малых или средних доз любого вида радиации иммунная и адаптационная системы не позволят. Телесное в человеке мобилизовало резервы, активизировало регуляторные механизмы, значит интеллектуальное, социальное, духовное может расти и совершенствоваться. Благодаря этому, эволюция личности, осуществляется через обучение, самосовершенствование. На этом уровне диагностируется смешанная работа полушарий головного мозга. Учиться становится полезно для человеческого организма! 5 % жителей России находятся на этом уровне здоровья Внимание: этот уровень доступен ВСЕМ в нашей стране уже СЕГОДНЯ!
20 3 уровень здоровья по В.Е. Кайма Уровень «освобождения». Здесь количество здоровья у человека так велико, что организм освобождается от хронических очагов инфекции, аллергии, гормональных и обменных нарушений. В человеческом организме начинается преобразование органов и тканей, пострадавших в результате того или иного недуга. В результате от «негативных» узлов расчищаются кладовые подсознания: человеку возвращается детская радостность, спонтанность и доверчивость при одновременной способности к расширению сознания и высокому развитию интеллекта. Этот уровень обеспечивает активное долголетие с сохранением юношеских черт лица и фигуры до 100 и более лет. При достижении этого уровня в любом возрасте начинается всесторонний расцвет личности, открываются ранее не проявившиеся таланты и способности, активизируется интуиция; экстрасенсорика и телепатия становятся естественными свойствами человека. На этом уровне диагностируется одновременная работа полушарий головного мозга. 0,5 % жителей России находятся на этом уровне здоровья
21 2-1 уровни здоровья по В.Е. Кайма Уровень «нового человека», идеальная перспектива гармоничного развития человека. Людей, достигших этих уровней, единицы. Здесь абсолютно реальны телепортация, телекинез и ещё огромное количество скрытых возможностей. Именно на этих уровнях проявляются свойства «лучистого человечества», о которых писал в своё время Циолковский. 0,1 % жителей России находятся на этом уровне здоровья Внимание: просто так, благодаря лишь условиям жизни, то есть неосознанно, на 3,2 и 1 уровни здоровья никто не попадает: необходимы осознанные и систематические занятия по самоусовершенствованию. В жизни человека на этом уровне на первый план выходит работа над его духовным ростом и развитием.
22 Таблица соотношений «уровней здоровья» с проявлением различных признаков Признаки Уровни здоровья Высокая работоспособность Высокая сопротивляемость Творческая самореализация Самосовершенствование Нарушение обмена веществ «Коронарный профиль» Психическое переутомление Повышенная готовность к агрессии Рассеянное внимание «Сексуальная озабоченность»
23 Способы выживания, которыми пользуются люди, находящиеся на 7 и 6-ом уровнях здоровья При дефиците здоровья начинают проявляться следующие «реакции млекопитающих»: (необходимая для «выживания в стае», в человеческой среде она проявляется как грубость, раздражительность, приступы «бешенства», все виды агрессии) повышенная готовность к агрессии (необходимая для «выживания в стае», в человеческой среде она проявляется как грубость, раздражительность, приступы «бешенства», все виды агрессии), доминанта сексуального центра, которая возникает задолго до периода половой зрелости («синдром кроликов»: сам погибаешь, но о продолжении рода позаботься заблаговременно) «сексуальная озабоченность», доминанта сексуального центра, которая возникает задолго до периода половой зрелости («синдром кроликов»: сам погибаешь, но о продолжении рода позаботься заблаговременно) (в животном мире, если сосредоточишься на размышлениях, то останешься голодным или сам станешь добычей; у людей это проявляется в проблемах с учёбой, рассеянности и отвлекаемости) де-концентрация внимания (в животном мире, если сосредоточишься на размышлениях, то останешься голодным или сам станешь добычей; у людей это проявляется в проблемах с учёбой, рассеянности и отвлекаемости) (у животных, если попалась добыча, то необходимо есть про запас: неизвестно, когда ещё повезёт; у людей лекции по культуре питания до сих пор вызывают глухое раздражение) еда «как в последний раз» (у животных, если попалась добыча, то необходимо есть про запас: неизвестно, когда ещё повезёт; у людей лекции по культуре питания до сих пор вызывают глухое раздражение)
24 Без творчества нет человека Уровни креативности (по Гилфорду) Баллы 1,0 – 2,5 2,5 3,0 – 5,0 5,0 5,5 – 7,0 7,0 более более7,5 Харак- терис- тика уровня Лишь один вариант решения Два-три варианта решения Много вариантов решения Есть нестан- дартные решения
25 ЗАДЕРЖКА В РАЗВИТИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ» ПРИВОДИТ К ОТКЛОНЕНИЯМ: «БЕГИ» инфантильность инфантильность незрелость незрелость зависимость от лю- зависимость от лю- дей и обстоятельств неспособность неспособность делать делать самостоятельно самостоятельно нравственный выбор деформацию личности деформацию личности односторонность односторонность отсутствие радости отсутствие радости отрицание отрицание чувства долга чувства долга отсутствие нравственных отсутствие нравственных чувств и добродетельных чувств и добродетельных ценностей ценностей обезличенность обезличенность бесчувственность бесчувственность чрезмерное чрезмерное самолюбие самолюбие потребность само- потребность само- утвердиться в утвердиться в ущерб другим ущерб другим проявляется через СО-ЗАВИСИМОСТЬДЕПРЕССИЯГОРДЫНЯ «ЗАМРИ» «БЕЙ»
26 Человек рождается не единожды! ДЕТСТВОВЗРОСЛОСТЬЗРЕЛОСТЬ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ и Бога ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ и Бога ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА Бога Один возраст не развивается в другой, а сменяется другим! САМО- … стоятельность определение развитие СО- … весть знание бытие БЛАГО- … словение дарность творение ВОЗЛЮБИТЬ СЕБЯ ВОЗЛЮБИТЬ ДРУГИХ ВОЗЛЮБИТЬ БОГА ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ ИЗМЕНИТЬ ДРУГИХ
27 Человек не приходит в мир в готовом, завершённом виде В процессе жизни человеку предстоит: ПРИЗНАТЬ себя человеком ( обрести себя ) ПРИЗНАТЬ себя человеком ( обрести себя ) СТАТЬ человеком ( выбрать человеческий путь развития ) СТАТЬ человеком ( выбрать человеческий путь развития ) БЫТЬ настоящим Человеком ( развить в себе всё истинно человеческое ) БЫТЬ настоящим Человеком ( развить в себе всё истинно человеческое )
28 С самого раннего возраста… детей необходимо: детей необходимо: настраивать (как музыкальный инструмент) на здоровый образ жизни настраивать (как музыкальный инструмент) на здоровый образ жизни выращивать (как нежный росток), создавая определённые условия выращивать (как нежный росток), создавая определённые условия воспитывать (как уникального представителя человечества), помогая преодолевать ступени развития воспитывать (как уникального представителя человечества), помогая преодолевать ступени развития
29 «Взрослый» для «ребёнка» – это фундаментальное онтологическое основание его нормального развития, полноценной жизни; гарант перехода на более высокий уровень знания и со-знания
30 Импринтинг - Импринтинг - (от англ. imprint – запечатлевать) специфическая форма научения у высших позвоночных, которая совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления Результат импринтинга, как правило, не обратим! как правило, не обратим!
31 Социально- психологический импринтинг представляет собой специфическую форму мгновенного принятия тех ценностей взрослого, носителем которых он является
32 Образование – это … «неотъемлемый признак человеческой жизни, процесс формирования облика человека, настраивания на ведение человеческого образа жизни, выращивания и воспитания старшими новых поколений людей, которым в будущем можно будет доверить страну и собственную старость» А. Шувалов А. Шувалов
33 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ребёнок Ситуация развития Развивающая среда Развивающая среда взрослый Обычная образовательная среда
34 ребёнок ВСТРЕЧА взрослы й Ситуация развития Ситуация развития Развивающая среда Здоровая образовательная среда
35 Отправная точка развития – ВСТРЕЧА ребёнка и взрослого !
36 ОБРАЗОВАНИЕ – это… ВСТРЕЧА человека с миром МИР РЕБЁНОК (родовые способности, человеческие потенции) ВЗРОСЛЫЕ (предметные формы культуры) ПРИРОДА ДАР одного поколения другому
37 Образовательная ситуация Личностная Профессиональная позиция позиция Профессиональная педагогическая позиция = Встреча человека и человека + Встреча ребёнка и взрослого +
38 Душевное здоровье детей непосредственно зависит от состояния его естественного человеческого окружения, прежде всего –системы связей и отношений ребёнка со значимыми взрослыми
39 Золотой педагогический принцип Всё, что ПРЕЖДЕВРЕМЕННО, ПРЕЖДЕВРЕМЕННО, называется называется растлением; растлением; всё, что всё, что ПОЗДНОВРЕМЕННО, ПОЗДНОВРЕМЕННО, называется называется инфантилизмом инфантилизмом
40 Детско-взрослая общность является пространством личностного развития ребёнка и способом сохранения его психологического здоровья
41 Базовые педагогические позиции Процессуаль- ный аспект Онтологический аспект БытийныеКультурные Отождествление(утверждениесо-бытийности)РОДИТЕЛЬУМЕЛЕЦ Обособление (утверждение само- бытности ребёнка) МУДРЕЦУЧИТЕЛЬ
42 Три этапа становления человека 1. ДЕТСТВО, когда человеку необходимо овладеть внутренними (телесными и психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования РОДИТЕЛЬ УМЕЛЕЦ УЧИТЕЛЬ
43 Три этапа становления человека 2. ВЗРОСЛОСТЬ открывается возможность саморазвития Человек становится АВТОРОМ собственной жизни МУДРЕЦ «В само-стояньи человека залог величия его…» А.С. Пушкин
44 Три этапа становления человека 3. ЗРЕЛОСТЬ открывается возможность обожения БОГ Человек становится СВЯТЫМ «Каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды» Прав. Игн. Брянчанинов
45 От того, ЧТО мы (взрослые) передаём в дар другому поколению и КАК мы это ДЕЛАЕМ, зависит и физическое, и душевное, и духовное здоровье живущих рядом с нами детей
46 Образовательная ситуация Содержание Содержание деятельности деятельности ребёнка ребёнка Содержание педагогической педагогическойдеятельности УЧЕНИЕ ВСТРЕЧА ОБУЧЕНИЕ ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ: создать нормальные условия для нормального становления и развития растущего человека
47 НОРМА – это… это не то среднее, что есть, это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку ПРЕЗУМПЦИЮ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ – право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития
48 Несостоятельность позиции «родитель», дефицитарность процесса выращивания жизнеспособного человека порождает КОМПЛЕКС СИРОТСТВА, который переживается как одинокость, отчуждение и безродность, проявляется в дефиците душевной щедрости и искренности, отсутствии чувства здоровой сентиментальности по отношению к другим людям («синдром Маугли»). Приводит к экзистенциальному чувству одиночества, к разрушительной позиции по отношению к себе (табакокурение, алкоголь, наркотики, травмы, стяжательство, азартные и компьютерные игры) МИРОЛЮБИЕМИРОЛЮБИЕ «ЗАМРИ»
49 Несостоятельность позиции «умелец», дефицитарность процесса формирования специальных способностей порождаетКОМПЛЕКС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ, который проявляется в эффекте «педагогической запущенности», практической ограниченности, неграмотности, неумелости, безграмотной функциональности Приводит к чувству бездарности, к разрушительной позиции по отношению к окружающему миру предметов (воровство, порча имущества, погромы) ТРУДОЛЮБИЕТРУДОЛЮБИЕ «БЕГИ»
50 Несостоятельность позиции «учитель», дефицитарность процесса обучения всеобщим способам мышления и деятельности порождает КОМПЛЕКС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ, который проявляется в эффекте «выученной беспомощности», социальной зависимости, конформности, неспособности самостоятельно принимать решения, размытости целевых ориентиров; в крайнем варианте – ожесточённости, враждебности, категоричности суждений, суррогатным ценностям, тяге к анти-культурным проявлениям Приводит к отчаянию, разрушительной позиции по отношению к людям, к позиции «ничего святого» (к дракам, разбою и убийству в крайнем варианте) ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ «БЕЙ»
51 Несостоятельность позиции «мудрец», дефицитарность процесса воспитания Всечеловеческого в человеке Порождает КОМПЛЕКС ОПУСТОШЁННОСТИ, который переживается как экзистенциальный вакуум, проявляется в отсутствии или скудности романтизма и ценностно-смысловых оснований жизни, приземлённости интересов, нравственном скептицизме, моральной неустойчивости («синдром Кая») Приводит к падению жизнеспособности, астении, меланхолии, апатии и депрессии, к падению интереса к жизни (к суицидальным попыткам и суициду в крайнем варианте ) ЖИЗНЕЛЮБИЕЖИЗНЕЛЮБИЕ «УМРИ»
52 Аномалии человеческого развития БЕЗ- РОДНОСТЬ НЕ- УМЕЛОСТЬ БЕСПЕРСПЕК- ТИВНОСТЬ УКОРЕНЁН- НОСТЬ родовая и духовно- нравственная КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕН- НОСТЬ ДОБРО- ДЕТЕЛЬНАЯ УСТРЕМЛЁН- НОСТЬ ВЫХОД: ЧЕРЕЗ НОРМУ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЕЗОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ДУХОВНОСТЬ
53 Здоровье – это мера духовного развития человека
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.