Проект Карагандинского Областного института повышения квалификации и Центра Современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль,Канада ) Модератор профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: Ю.Г.Плетнева. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; Принцип активности, самостоятельности, творчества; Принцип стабильности – динамичности;
Advertisements

Теоретико-методологические основы предметно- развивающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Группа 17 В нашей группе для развития и воспитания детей создана правильная, удобная, целесообразная, информационная развивающая среда, настраивающая на.
. Выполнила: Варина Д. В.. Предметно – развивающая среда Предметно – развивающая среда Принципы Центры.
Предметно пространственная развивающая среда ДОО Шалатонова Н.М. Ст. воспитатель МБДОУ «ЦРР –д/с «Алёнушка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 59 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Развитие речи детей раннего дошкольного.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС до ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Образовательная область:
ДС 243. Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе 9 «Звездочки» Воспитатели: Борщ Т. В Грачева И. С.
В группе мы создавали развивающую среду с учетом следующих принципов: - принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у дошкольников чувства эмоционального комфорта и защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать.
Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
П РЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 3 «У МНИКИ » Воспитатели: Соколова Е.В. Громова Т.Ю.
МАДОУ «Детский сад 1» г. Тобольска. С 1,6 мес. до 3 лет.
способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Современная предметно- развивающая среда презентация МАДОУ д/с «Колосок» Логачёва О.А. восп. I кат.
Транксрипт:

Проект Карагандинского Областного института повышения квалификации и Центра Современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль,Канада ) Модератор профессор РУДИК Г.А 3

Первый в мире детский сад организован в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге.1837 году немецкимпедагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем Бад-Бланкенбурге С 1851 по 1860 детские сады в Пруссии были запрещены Пруссии Детский сад образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, с 3 до 7 лет), в Казахстане один из видов детского дошкольного учреждения. образовательное учреждение дошкольного возрастадетского дошкольного учреждения Детский сад образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно- эстетического воспитания. направлением Центр развития ребёнка детский сад. Детский сад комбинированного вида. Детский сад компенсирующего вида. Детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные).. домашниесемейные Классификаци детских садов

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Среда развития ребенка - это : -- комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Условия развивающей среды призваны удовлетворять жизненно важные - витальные - потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ? Эргономические, эстетические и главным образом психолого- педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса

Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого- педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду. Государственные требования к психолого- педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка. Государственный стандарт дошкольного образования ?

1-условия для развития детей раннего возраста 2- Наличие дидактических средства и оборудованиея для всестороннего развития детей. 3. Условия для охраны и укрепления здоровья детей 5. Условия для художественно- эстетического развития детей. 4. Наличие специального помещения для коррекционной работы с детьми. 6. Условия для развития театрализованной деятельности детей. 7. Условия для развития детей в музыкальной деятельности. 8. Условия для развития конструктивной деятельности детей. 9. Условия для развития экологической культуры детей. 10. Условия для развития представлений о человеке в истории и культуре. 11. Условия для физического развития детей. 12. Условия для формирования у детей элементарных математических представлений. 13. Условия для развития у детей элементарных естественно-научных представлений. 14. Условия для развития речи детей. 15. Условия для игровой деятельности детей. Условия для реализации проекта обязательные сопутствующие Не обязательные Мой проект

Условия условия для развития детей (опт.12) 2 дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей. (опт.17) 3 условия для охраны и укрепления здоровья детей (опт.14) 4 специальные помещения для коррекционной работы с детьми (опт.4) 5 условия для художественно-эстетического развития детей(опт.3) 6 условия для развития театрализованной деятельности детей(опт.5) 7 условия для развития детей в музыкальной деятельности (опт.7) 8 условия для развития конструктивной деятельности детей (опт.4) 9 условия для развития экологической культуры детей (опт.8) 10 условия для развития представлений о человеке в истории и культуре (опт.8) 11 условия для физического развития детей (опт.7) 12 условия для формирования у детей элементарных математических представлений. (опт.5) 13 условия для развития у детей элементарных естественно-научных представлений. (опт.2) 14 условия для развития речи детей. (опт.5) 15 условия для игровой деятельности детей. (опт.5)

1.1. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками). ДА/НЕТ 1.2. Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и др.). ДА/НЕТ 1.3. Имеется игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиоДА/НЕТ визуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон и пр.) Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). ДА/НЕТ 1. ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста

1.5. Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые. ДА/НЕТ 1.6. Имеются игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.). ДА/НЕТ 1.7. Имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки). ДА/НЕТ 1.8. Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам. ДА/НЕТ 1.9. В помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.). ДА/НЕТ Все игрушки и материалы для работы доступны детям. ДА/НЕТ Помещение украшено яркими картинками на стенах, цветами. ДА/НЕТ В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.). ДА/НЕТ 1. ДОУ созданы условия для развития детей раннего возраста

2.1. Имеются аудиовизуальные средства (диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, эпидиаскопы и т. п.) Имеются альбомы, художественная литература и пр. для обогащения детей впечатлениями В группах имеются дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игровые наборы и игрушки ("Айболит", детский телефон, разнообразные звучащие игрушки и т. п.) для развития детей в разных видах деятельности Имеются игры для интеллектуального развития (шахматы, шашки и др.) Имеются игрушки и оборудование для сенсорного развития Имеется наглядный и иллюстративный материал Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе "уголки уединения"). 2. В ДОУ имеются дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей.

3.1. Имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и профилактических мероприятий (установка тубус- кварц, оборудование для фитотерапии, электрофорез, оборудование для озонирования воздуха и др.) Имеются специально выделенные помещения, оснащенные медицинским оборудованием (зубоврачебный, процедурный, физиотерапевтический кабинеты, кабинет для медицинского осмотра детей, изолятор и др.) Имеется сауна Имеется фитобар. 3. В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей.

4.1. Кабинет логопеда Кабинет психолога Комната психологической разгрузки Другое. 4. В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.

5.1. Имеется специально оборудованное помещение для изостудии Эстетическое оформление помещений способствует художественному развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.) В группах в свободном доступе для детей имеются необходимые материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.). 5. В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей.

6.1. Имеется специальное помещение для театрализованной деятельности Имеются подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.) Имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный и пр.) Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) В группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно- ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления. 6. В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей.

7.1. Имеется музыкальный зал Имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.) Имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.) Имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.) В группах оборудованы музыкальные уголки В группах имеются музыкальные игрушки Создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.). 7. В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности.

8.1. В группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы В группах имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей) Имеются мозаики, танграммы, разрезные картинки Имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования. 8. В ДО У созданы условия для развития конструктивной деятельности детей.

9.1. Имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.) В группах имеются уголки озеленения (комнатные растения) В дошкольном образовательном учреждении содержатся животные (птицы, рыбки, черепаха и пр.) На участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветники, ягодники и пр.) Имеется отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.) На участке имеется уголок леса На участке имеется экологическая тропа Другое. 9. В ДОУ созданы условия для развития экологической культуры детей.

10.1. Имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества Имеется уголок краеведения ("изба", комната быта и пр.) Имеются образцы предметов народного быта Имеются образцы национальных костюмов (куклы в национальных костюмах и др.) Имеется художественная литература (сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских, евангельских сюжетов, Корана и пр.) В группах имеются настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения На участке имеется автогородок, моделирующий транспортную среду города Другое. 10. В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.

11.1. Имеется спортивный зал Имеется плавательный бассейн На участке имеется плескательный бассейн В группах имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (мини-стадионы, спортивный инвентарь, массажные коврики, маты, тренажеры и т. п.) Имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т. п.) На участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.) Другое. 11. В ДОУ созданы условия для физического развития детей.

12.1. В группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.) Имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений Оборудован компьютерный класс Другое. 12. В ДОУ созданы условия для формирования у детей элементарных математических представлений.

13.1. Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и др.) Имеются уголки для детского экспериментирования (в том числе для игр с водой, с песком и др.). 13. В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных естественно-научных представлений.

14.1. Имеется библиотека для детей Имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет) Имеется библиотека для сотрудников, родителей Имеются наборы картин и настольно-печатные игры по развитию речи Другое. 14. В ДОУ созданы условия для развития речи детей.

15.1. Имеется специальное помещение, оборудованное для игр ("комната сказок" и др.) На участках имеется игровое оборудование В групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевой, подвижных, спортивных, дидактических и пр В группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов- заместителей. 15. В ДОУ созданы условия для игровой деятельности детей.

1 Опт/реально. 2 Опт/реально.. 3. Опт/реально. 5. Опт/реально. 4. Опт/реально. 6. Опт/реально. 7. Опт/реально. 8. Опт/реально. 9. Опт/реально. 10. Опт/реально. 11. Опт/реально. 12. Опт/реально Опт/реально. 14. Опт/реально. 15. Опт/реально. Реальные условия для выполнения проекта

ПринципПолностью реализуется Реализуется частично Не реализует ся 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии 2. Принцип активности. 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. 5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 7. Принцип открытости - закрытости. Соответствие проекта основным принципам учебного процесса в ДУ (матрица)

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы "сверху", или "над", а ребенок - "снизу". Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как "рядом", "вместе". При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа "глаза в глаза". Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, "спуститься" к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может "подняться" до позиции воспитателя. Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства. Одна из стен может стать "рисовальной стеной творчества". На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Для самых маленьких детей (2-4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, "липучек" или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка "пересаживается" с травы на цветок, птица "улетает" в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики. Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми свето-цветового дизайна. Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в "настоящей - взрослой" жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой). 2. Принцип активности.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс "мини-стадион" может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке). Можно менять "фоны", изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным "детским" содержанием: "волшебная", "корабельная" или "марсианская" комнаты; спортивный канат выглядит как "хобот" слона, на стене нарисованы "загадочные растения" и пр. 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; "кабинеты" (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться "таинственным", "страшным", "магическим", "волшебным", "фантастическим" и т.д. Иными словами, "пространство" позволяет ребенку не только осваивать истину, но и "уходить" от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование - ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости "гасить" такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и "уголки уединения", и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была "гостиная для взрослых", куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа "Я". Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. 5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах. Открытость Природе - такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация "зеленых комнат" - маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями - деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Открытость Культуре - присутствие элементов настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыки. Открытость Обществу - обстановка детского сада соответствует сути понятия "Мой дом", в котором особыми правами наделены родители. Открытость своего "Я", собственного внутреннего мира ребенка. 7. Принцип открытости - закрытости.

. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из принципов, раскрытых в предыдущих разделах настоящего параграфа. 8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

1 принцип 2 принцип 3 принцип 4 принцип 5 принцип 6 принцип 7 принцип 8 принцип Мой проект Полностью реализуется Частино реализуется Не реализуется Х Х Х Х Х Х Х Х Диаграмма качества проекта через призму реализации принципов учебного процесса ДУ

РАХМЕТ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ