Навигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога ДОУ Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад 76» Комарова И.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Advertisements

Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ, ИГРАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ.
Педагог - психолог МКДОУ Детский сад «Ёлочка» Кондинского района с. Болчары Т.В. Губачёва.
МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
П. Центральный 2013 год. Цель: развитие эмоционально-волевой, познавательно-интеллектуальной, коммуникативной сфер личности ребенка 6-7 лет, формирование.
Инструментарий психолога в контексте ФГОС ДО: программы психологической коррекции Павленко Татьяна Андреевна, к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
Участие педагога- психолога в комплексном сопровождении развития ребенка с социально- личностными проблемами.
СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная начальная школа – детский сад «Сказка» IV вида». «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Презентация программы предшкольной подготовки «Росток»
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ФОРМАТЕ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Автор Программы «Колыбель детства» Вайс Светлана.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Навигатор коррекционно-развивающих программ для работы педагога- психолога ДОУ Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад 76» Комарова И.И.

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ 1. Цель Цель это результат, которого мы хотим достичь. Важно корректно сформулировать цель, для того чтобы впоследствии можно было оценить, сумели ли мы ее достичь. Именно, исходя из цели, мы в дальнейшем и будем оценивать эффективность коррекционного воздействия. Примеры цели 1) Развитие уверенности в себе у детей 6–7 лет. 2) Интеллектуальное развитие дошкольников. 2. Задачи Задачи это конкретизация цели, дробление ее на составные части. Примеры задач Для первой цели: снятие существующих страхов; развитие самостоятельности; формирование умения отстаивать свою позицию и т.д. Для второй цели: развитие произвольной памяти; развитие произвольного внимания; развитие логического мышления и т.д.

3. Критерии отбора в коррекционную группу - это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребенком занятий по той или иной коррекционной программе. Это своего рода установочная диагностика. Критерии должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность коррекционного воздействия. Эти признаки могут быть выделены: с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.); с помощью психодиагностических методик (например, для программы по интеллектуальному развитию измерение уровня развития памяти, мышления и т.д.); в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.); в процессе наблюдения за поведением ребенка (для этого необходимо выделить параметры наблюдения, например, для программы по развитию уверенности в себе: пассивность ребенка на уроках и на переменах, участие в общих играх и т.д.); с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка). с помощью экспертной оценки особенностей ребенка, которую дают родители или педагоги (например, взрослый оценивает в баллах уровень развития памяти, внимания, мышления ребенка).

4. Направления коррекционной работы, этапы программы Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления. А при формировании уверенности в себе сначала снять актуальные страхи, а затем формировать отношения с окружающими.Необходимо продумать общее направление работы, логику продвижения к цели. Например, коррекцию интеллектуального развития целесообразно начинать с развития восприятия, а только затем переходить к развитию мышления. А при формировании уверенности в себе сначала снять актуальные страхи, а затем формировать отношения с окружающими. Стоит отметить критерии перехода с одного этапа на другой.Стоит отметить критерии перехода с одного этапа на другой. 5. Организация занятий Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (в том числе на каждом этапе), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.

6. Структура занятий Мне понравилась структура занятия, предложенная М.Р. Битяновой в книге «Организация психологической работы в школе». Мне понравилась структура занятия, предложенная М.Р. Битяновой в книге «Организация психологической работы в школе». 7. Список игр и упражнений, используемых на каждом этапе Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы. Это, пожалуй, самая вариативная часть программы. Список игр и упражнений можно дополнять, изменять. Главное, чтобы они соответствовали целям и задачам коррекционной программы. При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими. При описании программы упражнения и игры можно просто перечислить, если они взяты из книг и пособий. При этом необходимо указать список литературы. А можно эти игры подробно описать, особенно если они являются модифицированными или авторскими.

8. Критерии эффективности программы На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой требует повторного прохождения программы. На этом этапе используется повторная диагностика. Лучше, если она проводится с помощью тех же методов, что и в начале коррекционных занятий. Необходимо продумать, какой уровень развития является достаточным, а какой требует повторного прохождения программы.

Коррекционно – развивающие программы: ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ» ПРОГРАММА "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО" ПРОГРАММА "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ» Цель Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 3– 7 лет.Развитие эмоциональной сферы у дошкольников в возрасте 3– 7 лет. Задачи: Познакомить детей с основными эмоциями.Задачи: Познакомить детей с основными эмоциями. Способствовать осознанию своих эмоций.Способствовать осознанию своих эмоций. Формировать умение понимать эмоции других людей.Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами. Обучить приемам регуляции и саморегуляции.Обучить приемам регуляции и саморегуляции. Критерии отбора детей Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение:Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение: особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции; особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции; понимания детьми эмоциональных состояний других людей по изображению; понимания детьми эмоциональных состояний других людей по изображению; понимания детьми своего эмоционального состояния. понимания детьми своего эмоционального состояния. Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметрам.Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметрам.

Этапы программы Формирование знаний об эмоциях. Формирование умения выражать эмоции.Формирование умения выражать эмоции. Формирование умения управлять эмоциями.Формирование умения управлять эмоциями. Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных диагностических заданий (не ниже среднего уровня) Организация занятий В группе может быть 6–8 человек. Частота занятий 1 раз в неделю. Продолжительность 15–35 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий 20. В группе может быть 6–8 человек. Частота занятий 1 раз в неделю. Продолжительность 15–35 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий 20. Структура занятий Приветствие Приветствие Игра «Поздоровайся радостно, грустно...»Игра «Поздоровайся радостно, грустно...» Рефлексия прошлого занятия Испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия? Чем это было вызвано?Испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия? Чем это было вызвано? Основная часть Методические приемы: прослушивание и обсуждение рассказов, музыкальных произведений; прослушивание и обсуждение рассказов, музыкальных произведений; рисование различных эмоций, чувств, настроений; рисование различных эмоций, чувств, настроений; разыгрывание этюдов; разыгрывание этюдов; использование танцевальных техник; использование танцевальных техник; игры-драматизации. игры-драматизации. Релаксационные упражнения Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, например, «Волшебный сон»Упражнения, направленные на расслабление, успокоение, например, «Волшебный сон» Рефлексия занятия Что нового мы узнали сегодня на занятии? Что особенно понравилось?Что нового мы узнали сегодня на занятии? Что особенно понравилось?Прощание Игры «Рукопожатие в кругу», «Солнечный лучик», «Улыбнись другу». и др.Игры «Рукопожатие в кругу», «Солнечный лучик», «Улыбнись другу». и др. Критерии эффективности программы Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам. Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам.

ПРОГРАММА "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО" Цель Развитие дружеских взаимоотношений у детей 5–7 лет Развитие дружеских взаимоотношений у детей 5–7 лет Задачи Развитие эмоциональной сферы: формирование умения различать эмоции и называть их, осознавать свои эмоции и чувства, выражать их.Развитие эмоциональной сферы: формирование умения различать эмоции и называть их, осознавать свои эмоции и чувства, выражать их. Формировать умение устанавливать контакты.Формировать умение устанавливать контакты. Повышение уверенности в себе.Повышение уверенности в себе. Развитие самостоятельности.Развитие самостоятельности. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них. Развитие умения слушать и понимать других.Развитие умения слушать и понимать других. Обучение умению отстаивать свою позицию.Обучение умению отстаивать свою позицию. Формирование позитивного отношения к сверстникам.Формирование позитивного отношения к сверстникам. Критерии отбора детей На основе запроса родителей, педагогов; на основе результатов социометрии. В группу включаются изолированные, отвергнутые дети, отрицательные лидеры.На основе запроса родителей, педагогов; на основе результатов социометрии. В группу включаются изолированные, отвергнутые дети, отрицательные лидеры. Этапы программы Развитие эмоциональной сферы (3–4 занятия).Развитие эмоциональной сферы (3–4 занятия). Формирование коммуникативных навыков (4–5 занятий).Формирование коммуникативных навыков (4–5 занятий). Формирование навыков сотрудничества (6–7 занятий).Формирование навыков сотрудничества (6–7 занятий). Формирование умения находить выход из конфликтной ситуации (2–3 занятия).Формирование умения находить выход из конфликтной ситуации (2–3 занятия). Организация занятий Занятия проводятся один раз в неделю по 45–60 минут. Количество занятий 15. Количество детей в группе 6–10 человек, (в зависимости от возраста).Занятия проводятся один раз в неделю по 45–60 минут. Количество занятий 15. Количество детей в группе 6–10 человек, (в зависимости от возраста).

Структура занятий Приветствие Приветствие На первом этапе по имени, на втором с пожеланиями друг другу, на третьем и четвертом этапах с комплиментами.На первом этапе по имени, на втором с пожеланиями друг другу, на третьем и четвертом этапах с комплиментами.Разминка На первом этапе эмоциональные этюды. Далее игры типа «Рука к руке», «Соберитесь вместе», «Пятнашки».На первом этапе эмоциональные этюды. Далее игры типа «Рука к руке», «Соберитесь вместе», «Пятнашки». Обсуждение домашнего задания На каждом занятии дети получают домашнее задание, выполнение которого обсуждается в группе. На первом и втором этапах рисование на тему «Мое настроение в детском саду, дома, на занятии», «Автопортрет», «Я и мои друзья». На втором и последующих этапах новые игры дома, в детском саду, на улице.На каждом занятии дети получают домашнее задание, выполнение которого обсуждается в группе. На первом и втором этапах рисование на тему «Мое настроение в детском саду, дома, на занятии», «Автопортрет», «Я и мои друзья». На втором и последующих этапах новые игры дома, в детском саду, на улице. Основная часть Первый этап упражнения и игры «Страна Колобков», «Азбука настроения», «Маски», «Волшебник».Первый этап упражнения и игры «Страна Колобков», «Азбука настроения», «Маски», «Волшебник». Второй и третий этапы упражнения и игры «В тесноте да не в обиде», «Граница», «Рисование клубком», «Совместное рисование».Второй и третий этапы упражнения и игры «В тесноте да не в обиде», «Граница», «Рисование клубком», «Совместное рисование». Четвертый этап упражнения и игры типа: «Война», «Петушки», «Ругаемся овощами».Четвертый этап упражнения и игры типа: «Война», «Петушки», «Ругаемся овощами». Рефлексия занятия или релаксация (в зависимости от этапа) Прощание Ритуал прощания включает в себя игры «Что в партнере понравилось?», «Добрые пожелания», «Придумай подарок». Критерии эффективности программы На последнем занятии детям даются задания, требующие умения сотрудничать, договариваться, решать спорные вопросы. Успешность выполнения этих заданий является критерием эффективности проведенной коррекции.

ПРОГРАММА "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ" Цель: Формирование познавательной сферы старших дошкольников. Задачи: Формирование навыков произвольного поведения. Обучение детей умению выражать свои мысли.Обучение детей умению выражать свои мысли. Развитие восприятия, наблюдательности.Развитие восприятия, наблюдательности. Развитие воображения.Развитие воображения. Обучение приемам мнемотехники. Развитие образного и логического мышления.Обучение приемам мнемотехники. Развитие образного и логического мышления. Развитие крупной и мелкой моторики.Развитие крупной и мелкой моторики. Критерии отбора детей Проводится педагогическая и психологическая диагностика.Проводится педагогическая и психологическая диагностика. Педагоги определяют, кто из детей испытывает трудности при обучении.Педагоги определяют, кто из детей испытывает трудности при обучении. В процессе психологической диагностики определяются: произвольность поведения (используются игры с правилами); произвольность поведения (используются игры с правилами); соотношение мышления и речи («Подбери узор», можно использовать первую матрицу Равена «Объясни, как ты это понял?»); соотношение мышления и речи («Подбери узор», можно использовать первую матрицу Равена «Объясни, как ты это понял?»); возможности восприятия (используются зашумленные картинки); возможности восприятия (используются зашумленные картинки); наблюдательность (можно попросить ребенка описать картинку, отметить, сколько деталей он увидел); наблюдательность (можно попросить ребенка описать картинку, отметить, сколько деталей он увидел); образное и логическое мышление (кубики Коса, последовательные картинки); образное и логическое мышление (кубики Коса, последовательные картинки); возможности памяти; возможности памяти; воображение (дорисовать картинки); воображение (дорисовать картинки); крупная и мелкая моторика. крупная и мелкая моторика.

Критерием отбора являются показатели ниже среднего уровня по трем параметрам. Этапы программы Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики.Развитие восприятия, крупной и мелкой моторики. Развитие наглядного мышления.Развитие наглядного мышления. Развитие логического мышления, обучение приемам мнемотехники.Развитие логического мышления, обучение приемам мнемотехники. На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения и формирование умения выражать свои мысли.На каждом этапе происходит развитие произвольного поведения и формирование умения выражать свои мысли. Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня). Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий (не ниже среднего уровня). Организация занятий Первые 3–4 занятия проводятся индивидуально.Первые 3–4 занятия проводятся индивидуально. Их целью является подготовка детей к групповым занятиям; выявление индивидуальных особенностей детей; выработка стиля группового взаимодействия.Их целью является подготовка детей к групповым занятиям; выявление индивидуальных особенностей детей; выработка стиля группового взаимодействия. Групповые занятия проводятся 1–2 раза в неделю. В них участвуют 4–6 детей. Продолжительность 25–30 минут. Количество занятий: около 20 (3–5 индивидуальных; 15 групповых). Критерии эффективности программы Способность детей к обучению в школе.Способность детей к обучению в школе.

Две программы рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ «Азбука общения» - в программе представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстами и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок и т.д., А также комплекс методик оценки эффективности работы педагога по развитию общения у детей

Программа « Я, ты, мы» - социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. В ней имеется 3 раздела: «Уверенность в себе»«Уверенность в себе» «Чувства, желания, взгляды»«Чувства, желания, взгляды» «Социальные навыки»«Социальные навыки» Комплексная, многоцелевая разработка. Комплексная, многоцелевая разработка. Программа развивающей направленности Программа развивающей направленности требовательна к условиям и оборудованию, нет диагностики.

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь…» Крюкова С.В. Работа с «предметными чувствами», эмоциями, переживаниями; Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование. Задачи: 1)научить детей понимать эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации 2) знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение эмоциональной устойчивости. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, Работа с «предметными чувствами», эмоциями, переживаниями; 4-6 лет, 17 занятий, минут, человек Основная цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное наименование. Задачи: 1)научить детей понимать эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации 2) знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение эмоциональной устойчивости. Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: Генезис, Менее требовательна к условиям. Есть подробные конспекты. Мало диагностики.

«Занятия психолога с детьми 24-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А. С. 2-4 года,2-4 года, 15 занятий,15 занятий, мин.,10-20 мин., 2-3 раза в неделю, можно проводить в течение года, (автор рекомендует повторять каждое занятие по 3-4 раза).2-3 раза в неделю, можно проводить в течение года, (автор рекомендует повторять каждое занятие по 3-4 раза). Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий: преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения. развитие игровых навыков, произвольного поведения. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 24-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, с. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 24-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.:Книголюб, с. Рекомендую - есть подробные конспекты, нетребовательна к условиям, очень хорошая методическая разработка для раннего возраста, есть диагностический инструментарий у автора. Рекомендую - есть подробные конспекты, нетребовательна к условиям, очень хорошая методическая разработка для раннего возраста, есть диагностический инструментарий у автора.

Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста автор Ирина Ярушина Старшие дошкольники, 30 минут, 20 занятий (разделены на 5 блоков) Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия.Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Основная цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи по блокам: Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение. Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления. корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе. Школьный психолог 2000 г. Школьный психолог 2000 г. Подробная разработка. Не требовательна к условиям. Нет диагностики Подробная разработка. Не требовательна к условиям. Нет диагностики

« Психогимнастика в детском саду » Алябьева Е.А. Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями» 4-7 лет, 20 занятий, 30 минут, до 7 детей в группе. Задачи: - обучение детей выразительным движениям. - тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам. - формирование у детей моральных представлений. - коррекция поведения с помощью ролевых игр. - снятие эмоционального напряжения. Обучение навыкам ауторелаксации. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е.А. Эмоционально – волевая, нравственная, коммуникативная сферы. ( логопедические группы) Цикл занятий: Старшая группа (5-6 лет), 27 занятий,Старшая группа (5-6 лет), 27 занятий, Подготовительная группа (6-7 лет), 18 занятий,Подготовительная группа (6-7 лет), 18 занятий, минут минут. Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. Основные задачи: Успешная адаптация детей в новой группе;Успешная адаптация детей в новой группе; Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире; Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. Зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. Зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; Развить умение чувствовать и понимать другого;Развить умение чувствовать и понимать другого; Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;Повысить самооценку детей, их уверенность в себе; Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей;Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей; Развивать любознательность, наблюдательность;Развивать любознательность, наблюдательность; Способствовать сплочению детского коллектива.Способствовать сплочению детского коллектива. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, – 96 с.

Семенака С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет Коррекционно-развивающая программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 21 занятие), в процессе которых педагог должен решать ряд важных задач: Коррекционно-развивающая программа включает проведение занятий (в настоящий момент разработано 21 занятие), в процессе которых педагог должен решать ряд важных задач: раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют; знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку; учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; развивать эмоциональную произвольность;развивать эмоциональную произвольность; учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно -развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности. Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно -развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности. Рекомендуемая продолжительность занятий по 30 минут два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев. Рекомендуемая продолжительность занятий по 30 минут два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев. Критерием эффективности проводимой коррекционно- развивающей работы с детьми может служить: Критерием эффективности проводимой коррекционно- развивающей работы с детьми может служить: исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; преобладание положительных эмоций;преобладание положительных эмоций; способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим); изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

Пазухина И.А. (сост.) Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет В предлагаемом вашему вниманию программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 46 лет. Основная его цель опознание ребенком своих эмоциональных проявлений взаимоотношений с другими людьми и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт. В предлагаемом вашему вниманию программе представлена система занятий, направленная на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников 46 лет. Основная его цель опознание ребенком своих эмоциональных проявлений взаимоотношений с другими людьми и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт. Цель: формирование коммуникативной компетентности, воспитание ребенка активным субъектом эмоционально нравственных проявлений, общения и познания, пробуждение эмоциональной отзывчивости к людям. Цель: формирование коммуникативной компетентности, воспитание ребенка активным субъектом эмоционально нравственных проявлений, общения и познания, пробуждение эмоциональной отзывчивости к людям. Задачи: формировать умение различать и понимать эмоциональное состояние сверстников, выраженные в мимике, в интонации и содержании речи. формировать адекватные способы реагирования на эмоции и чувства окружающих формировать адекватные способы реагирования на эмоции и чувства окружающих формировать коммуникативные навыки и положительные взаимоотношения. формировать коммуникативные навыки и положительные взаимоотношения. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, занятия 1 раз в неделю по 30 минут в течении 1 учебного года. Направления работы подразумевают реализацию 4 блоков. Переход блоков осуществляется по принципу последовательности – усвоенный материал предыдущего блока служит базой другого. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, занятия 1 раз в неделю по 30 минут в течении 1 учебного года. Направления работы подразумевают реализацию 4 блоков. Переход блоков осуществляется по принципу последовательности – усвоенный материал предыдущего блока служит базой другого.

1 блок «Здравствуйте, а вот и мы». Предполагается: 1 блок «Здравствуйте, а вот и мы». Предполагается: развитие чувства единства и сплоченности. развитие чувства единства и сплоченности. обучение действовать согласованно.обучение действовать согласованно. возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроениевозможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение формирование позитивного отношения к сверстникам.формирование позитивного отношения к сверстникам. повышение уверенности в себе.повышение уверенности в себе. развитие навыков позитивного социального поведенияразвитие навыков позитивного социального поведения 2 блок «Удивительный мир чувств и эмоций». Его содержание: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоцийввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций дать представление об эмоциях (радость, злость, робость, страх, вина)дать представление об эмоциях (радость, злость, робость, страх, вина) учить ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей.учить ориентироваться в собственных чувствах и чувствах других людей. формировать адекватные способы реагирования на эмоциональные состояния.формировать адекватные способы реагирования на эмоциональные состояния. учить контролировать свои эмоции.учить контролировать свои эмоции. 3 блок «Я+Я» ориентирован: 3 блок «Я+Я» ориентирован: сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности.сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности. пробудить эмоциональную отзывчивость, желание выражать внимание к окружающим людям.пробудить эмоциональную отзывчивость, желание выражать внимание к окружающим людям. создать в группе детей благоприятный эмоциональный климат.создать в группе детей благоприятный эмоциональный климат. формировать партнерские отношения и учить сотрудничеству друг с другом.формировать партнерские отношения и учить сотрудничеству друг с другом.

4 блок «Азбука общения» предполагается: привитие навыков сотрудничества.привитие навыков сотрудничества. обучение слушать и слышать. обучение слушать и слышать. обучение воспринимать и понимать информацию.обучение воспринимать и понимать информацию. обучение подчиняться правилам и следовать им.обучение подчиняться правилам и следовать им. обучение передавать содержание какого- либо события, впечатления.обучение передавать содержание какого- либо события, впечатления. обучение рассказывать о поведении, переживаниях и объяснить их.обучение рассказывать о поведении, переживаниях и объяснить их. Ожидаемые результаты: –Дети будут более открытыми, раскрепощенными. –Будут готовыми к взаимодействию с другими людьми. –Сформируются социально приемлемые навыки общения. –Уменьшатся конфликтные напряжения в группе. –Благоприятно отразиться на адаптации к школе. Качество и необходимость реализации данной программы можно оценить по окончанию всех блоков с помощью диагностики, а так же наблюдений родителей и педагогов. Качество и необходимость реализации данной программы можно оценить по окончанию всех блоков с помощью диагностики, а так же наблюдений родителей и педагогов.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. В программе представлен курс развивающе- коррекционных занятий, целью которых является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие их творческого, нравственного, интеллектуального потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Области применения Специфика трудностей или проблемы для коррекции: данная программа направлена на комплексное развитие и коррекцию различных сторон психики детей с различными трудностями психического развития: страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и т.д.Специфика трудностей или проблемы для коррекции: данная программа направлена на комплексное развитие и коррекцию различных сторон психики детей с различными трудностями психического развития: страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и т.д. Общее описание Формы проведения, возможное количество детей в группе: для групповой формы работы. Оптимальный состав группы – 6-8 детей.Формы проведения, возможное количество детей в группе: для групповой формы работы. Оптимальный состав группы – 6-8 детей. Основная цель программы: раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи: управление двигательной активностью,управление двигательной активностью, развитие произвольности и самоконтроля;развитие произвольности и самоконтроля; развитие внимания, восприятия, мышления, речи, воображения;развитие внимания, восприятия, мышления, речи, воображения; развитие согласованности движений;развитие согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения;снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений;развитие эмоционально-выразительных движений; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения;коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения; помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, отреагирование внутренних конфликтов, развитие потенциальных возможностей.помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, отреагирование внутренних конфликтов, развитие потенциальных возможностей. Продолжительность занятий:16 коррекционных занятий продолжительностью по 30 минут. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю.

Большинство занятий не требует специального оборудования. Большинство занятий не требует специального оборудования. Занятия продолжительностью минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. Занятия продолжительностью минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять творческую инициативу. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять творческую инициативу.

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группах Цель занятий: Развитие зрительного восприятия.Развитие зрительного восприятия. Совершенствование навыков счета.Совершенствование навыков счета. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи). Развитие внимания и памяти.Развитие внимания и памяти. Развитие общей и мелкой моторики.Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Имеется приложение к пособию, которое поможет психологам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. В программе содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у детей младшей группы, средне, старшей и подготовительной к школе группы. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий. Имеется приложение к пособию, которое поможет психологам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. В программе содержатся рекомендации по диагностике и развитию познавательных процессов у детей младшей группы, средне, старшей и подготовительной к школе группы. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей. Даны подробные конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. В программе даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. В программе даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику. Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом. Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы. Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду Арцишевская И.Л. СДВГ, импульсивность, невнимательность. Арцишевская И.Л. СДВГ, импульсивность, невнимательность. старший дошкольник, 16 занятий и больше, 5- 8 человек, мин,старший дошкольник, 16 занятий и больше, 5- 8 человек, мин, Коррекция СДВГ, развитие внимания, самоконтроля, произвольности, эмоциональной выразительности, навыков общения, снятие психоэмоционального напряжения. (Задачи прописаны к каждому занятию). Коррекция СДВГ, развитие внимания, самоконтроля, произвольности, эмоциональной выразительности, навыков общения, снятие психоэмоционального напряжения. (Задачи прописаны к каждому занятию). Арцишевская И.Л.Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2- е, доп. – М.: Книголюб, – 64 с. (Психологическая служба) Нет диагностики.

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ. Сиротюк А.Л лет, 4-6 человек, 2 раза в неделю,16 занятий минут, можно проводить индивидуально Цель: Коррекция СДВГ Задачи: - Нормализация гипертонуса и гипотонуса мышц. - Ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности. - Развитие восприятия, расширение поля зрения. -Развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. - Развитие внимания. - Элиминация гиперактивности и импульсивности. - Элиминация гнева и агрессии. - Развивать навыки группового взаимодействия - Развивать навыки группового взаимодействия Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. А.Л.Сиротюк М.; ТЦ Сфера – 2002 г, -128 с. Эффективная, подробная разработка, не требовательна к условиям и оборудованию. Есть диагностика.