СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИЕМОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКИ И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Требования к целям урока. Цели должны быть реалистичны. Цели должны быть ранжируемы, то есть должны делиться на задачи (шаги). Цели должны быть диагностируемы,
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. подготовила Иванова Н.А. МОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерск 2009.
Проект по геометрии 8 класс « Четырёхугольники » Хусяинова Г.Ф. учитель математики МОУ «СОШ 11»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Современные подходы к обеспечению качества математического образования Кострома Ирина Николаевна, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального.
Нугманова Оксана Рашитовна учитель начальных классов МБОУ «НОШ» 11» г.Ханты-Мансийск.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Составление плана учебного занятия. Тема Название темы должно соответствовать тематическому плану.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии Доржиева Сэсэгма Санжиевна, учитель биологии МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Тема: «Развитие познавательной деятельности через самостоятельную работу»
От общих учебных умений к овладению компетенциями Круглый стол «Диагностика метапредметных результатов обучения.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Транксрипт:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИЕМОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКИ И. Р. Богомолова – почетный работник образования, учитель биологии И. Н. Толмачева- учитель математики

Что характеризует образование на современном этапе? ориентация на «свободное развитие человека», на формирование успешной личности. ориентация на «свободное развитие человека», на формирование успешной личности. акцент на формирование компетентностей. акцент на формирование компетентностей.

Универсальные- «ключевые» компетенции : ценностно-смысловая, ценностно-смысловая, образовательная, образовательная, учебная, учебная, познавательная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная и социально- трудовая информационно-коммуникативная, общекультурная и социально- трудовая

Проблемное обучение позволяет активизировать познавательную деятельность через интерес и творчество

Систематизация приемов проблемного обучения Систематизация приемов проблемного обучения В основе систематизации приемов положено представление Каменского Я. А. о трех уровнях обучения: «сначала должна работать мысль, потом- память, потом- руки.» В основе систематизации приемов положено представление Каменского Я. А. о трех уровнях обучения: «сначала должна работать мысль, потом- память, потом- руки.» Прием новизны, Прием новизны, Прием семантизации, Прием семантизации, Прием значимости Прием значимости Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.: Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.: Исследовательский прием. Исследовательский прием. Эвристический прием. Эвристический прием. Прием научного спора. Прием научного спора. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся. Прием моделирования. Прием моделирования. Составление схем, таблиц, планов. Составление схем, таблиц, планов. Использование символов для выполнения заданий Использование символов для выполнения заданий

Дидактические цели 1-й блок урока.. – актуализация знаний и умений учащихся. Поиск путей решения проблемной задачи. – актуализация знаний и умений учащихся. Поиск путей решения проблемной задачи. 2-й блок урока. 2-й блок урока. - возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями - расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочноййй -творческих упражнений - расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочноййй -творческих упражнений 3-й блок урока - осознание и овладение приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочноййй- творческих упражнений

Этап актуализации знаний и умений приемы: новизны, семантизации, значимости можно формировать следующие компетенции: Ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностная. Прием значимости Прием значимости (математика) (математика) Пусть нужно построить детскую песочницу, есть треугольник и брусок, на который этот треугольник нужно укрепить. В какую точку треугольника необходимо укрепить брусок, чтобы треугольник не упал? (Определить центр тяжести треугольника ) Пусть нужно построить детскую песочницу, есть треугольник и брусок, на который этот треугольник нужно укрепить. В какую точку треугольника необходимо укрепить брусок, чтобы треугольник не упал? (Определить центр тяжести треугольника ) Прием значимости Прием значимости (биология). (биология). Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала

Этап осознания и осмысления приемы: исследовательский, эвристический, научного спора и т. д. компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативной, личностной. исследовательский прием : (математика) исследовательский прием : (математика) Как найти площадь треугольника? Рассмотрите параллелограмм, проведите в нем диагональ, рассмотрите полученные треугольники, сделайте вывод. ) Как найти площадь треугольника? Рассмотрите параллелограмм, проведите в нем диагональ, рассмотрите полученные треугольники, сделайте вывод. ) исследовательский прием : исследовательский прием : (биология) (биология) « Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Проанализируйте результаты опыта «Действие желудочного сока на белок»; сравните изменения содержимого во всех пробирках, заполните таблицу ( пробирки – содержимое – условия – результат – причина результата), запишите выводы и обсудите в группах». « Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Проанализируйте результаты опыта «Действие желудочного сока на белок»; сравните изменения содержимого во всех пробирках, заполните таблицу ( пробирки – содержимое – условия – результат – причина результата), запишите выводы и обсудите в группах». Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности.

Этап: закрепления и систематизации знаний; применения знаний в новой учебной ситуации; проверки уровня усвоения знаний и умений. приемы моделирования, составление схем, таблиц, планов, составление опорно- логических схем. компетенции: учебно-познавательной информационной, личностной коммуникативной, составление опорно-логических схем. (математика) составление опорно-логических схем. (математика) Рассмотрев свойства изученных четырехугольников составьте схему взаимосвязи параллелограмма. трапеции, ромба, квадрата, прямоугольника. Рассмотрев свойства изученных четырехугольников составьте схему взаимосвязи параллелограмма. трапеции, ромба, квадрата, прямоугольника. составление опорно-логических схем. (биология) составление опорно-логических схем. (биология) изучив строение и функции клеток крови, составить опорно- логическую схему функции крови. изучив строение и функции клеток крови, составить опорно- логическую схему функции крови. Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий.

формирование универсальных компетенций происходит с использованием разнообразных приемов проблемного обучения. формирование универсальных компетенций происходит с использованием разнообразных приемов проблемного обучения.