Стратегическая цель государственной политики в области образования Повышение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Advertisements

Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ г. Доклад подготовила Ерофеева Г.В. Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ
МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Система оценки достижений. оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА , г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел Криницына.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов обучения Подготовила учитель начальных классов МОУ лицея 4 г. Данкова Погребная О. В.
«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология.
«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
Москва, РАО, 2 февраля 2010 года Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Г.С.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Объекты нормирования Портрет выпускника начальной школы Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Оценивание является постоянным процессом. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования. Оценивать.
Разработка планируемых результатов и оценки их достижения. Основная школа.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
По новым стандартам школа работает в штатном режиме с 2011 года.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Транксрипт:

Стратегическая цель государственной политики в области образования Повышение доступного качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (Источник: Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования ( гг.))

Закон об образовании Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 г. Москва "Об осуществлении мониторинга системы образования« Настоящее постановление вступило в силу с 1 сентября 2013 г. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мониторинга системы образования 5

Организация мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. 6

Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет», информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" в виде итоговых отчетов 7

Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования: а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование; б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников; 8

9 г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность); и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ; к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях. 10

Закон об образовании Статья 95. Независимая оценка качества образования Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральный мониторинг определяет направления развития системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования: а) оценка деятельности системы образования гражданами; б) результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях; в) развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования; г) развитие региональных систем оценки качества образования. 12

Новое качество образования Новые образовательные результаты Новые образовательные результаты: - Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом -Способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач Деятельностное содержание образования Современные (новые) образовательные технологии

Оценка качества образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия образовательной практики государственным нормативным требованиям и стандартам, социальному заказу и образовательным потребностям обучающихся

Составляющие качества образования Качество образовательной программы; Качество потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; кадры и их квалификация; Качество потенциала обучающихся; Качество средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); Качество в использовании образовательных технологий; Качество управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании)

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (результатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Нравственно-этическая ориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц

критерии достижения – планируемые результаты (предметные и метапредметные); критерии достижения – планируемые результаты (предметные и метапредметные); оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов (базовый и повышенный); уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов (базовый и повышенный); накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и не персонифицированной информации; использование персонифицированной и не персонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности. Возможные объекты контроля: - достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия; - овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой; - овладение соответствующим возрасту кругом универсальных умений; - индивидуальные творческие достижения учащихся; - продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими

Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Пункт 13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить

Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД

Примеры заданий для итоговой оценки: учет специфики предмета Примеры заданий для итоговой оценки: учет специфики предмета устные и письменные;устные и письменные для проектной деятельности;проектной деятельности для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки для индивидуального, парного или коллективного выполнения;парного коллективного комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Используются задания

Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Использование операционализированного списка планируемых результатов в текущем учебном процессе Проектирование учебного процесса: тематические результатытематические результаты; дифференциация требований и открытое их предъявление; совместная учебная деятельность; отбор педагогических технологий. Текущая оценочная деятельность: критериальная база; шкалы Итоговая оценка складывается из: накопленной оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы

Накопленная оценка: портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1. Выборки детских работ 2. Результаты стартовой диагностики 3. Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4. Результаты и материа- лы тематических работ 5. Результаты и матери- алы итогового контроля 6. Достижения во внеучеб- ной деятельности

Метапредметные результаты, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования «Русский язык» 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования «Русский язык» 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

1. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Орфоэпия» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис» 2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 3. Содержательная линия «Развитие речи»

Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие. Умения, характеризующие достижение этого результата: различать гласные и согласные звуки; различать твердые и мягкие согласные; различать звонкие и глухие согласные; характеризовать заданный звук; группировать звуки по заданному основанию.

Умение: различать гласные и согласные звуки. Задание базового уровня Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука. часы, филин, искра, льдины; яма, ветер, цифра, йогурт; химия, щенок, игра, бублик; мячик, экран, живот, яхта. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. Задание повышенного уровня Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка ещё с осени в кладовочке запасла в дупле старого дерева. Образец правильного ответа: утихнет, из, и, оставила, осени. Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов, ненужные слова не записаны.

Умение: определять наличие в слове заданной морфемы. Задание базового уровня Отметь слово, в котором есть приставка по -. Обведи номер ответа. 1) поляна;2) погода; 3) повар;4) почтовый Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. Задание повышенного уровня Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове поясок? Обведи номер ответа. 1) суффикс и окончание; 2) приставка и окончание; 3) приставка, суффикс и окончание; 4) других частей слова нет. Приведи 2 примера слов с таким же составом, как и в слове поясок. Ответ: ________________________________________________________ Образец правильного ответа: 1) суффикс и окончание; и записаны два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания. Критерий достижения планируемого результата: выбрано правильное утверждение, записаны 1-2 слова нужного состава.

Пример итоговой работы Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся.

Работа содержит две группы заданий. Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5. зяблик танец идея золото победа 2. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь. 1) В этом слове все согласные мягкие. 2) В этом слове два слога. 3) В этом слове букв больше, чем звуков. 4) В этом слове нет звонких согласных.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.

Примеры 2-ой группы заданий В слове количество звуков и букв совпадает В слове количество звуков и букв НЕ совпадает В слове один слог В слове два слогамаяк Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма

Примеры 2-ой группы заданий 17. В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в употреблении слов. Выпиши слова, в которых Даша ошиблась, рядом запиши слова, на которые их нужно заменить. - Здравствуй, Даша! - Привет, Инна Михайловна! - Как прошли каникулы? - Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивлённый город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица. 1) ____________, нужно заменить на __________________ 2) ____________, нужно заменить на __________________ 3) ____________, нужно заменить на __________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков Три уровня усвоения содержания ставят задачу проверки воспроизведения знаний, применения знаний в знакомой ситуации, применения знаний в незнакомой ситуации. Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень (ученик действует только в соответствии с инструкцией, по усвоенному образцу), а умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

Пример из педагогической диагностики 2 класс середина года 1. Прочитай предложения. В рядом с правильными предложениями поставь +. В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары. В русском языке звуки [й] [ч] [щ] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары. 2. Поставь + в рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие. зелень дорога жить чаща цель гений 3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обознача-ется твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка. м*ач* - мячм ۷ ал*ч*ик ۷ - мальчик вата - ____________________, тётя - ____________________, чижи - ___________________, осень - ___________________ Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?

Пример из педагогической диагностики 4 класс конец года 1. Выбери правильное утверждение и поставь рядом с ним +. У существительных 1 склонения в родительном падеже в единственном числе пишется окончание –и. Окончание –и никогда не пишется у существительных 3 склонения. У существительных 1 склонения в дательном падеже в единственном числе пишется окончание –е. У существительных 1 и 2 склонения во всех падежах пишется окончание - и. 2. Подчеркни слова, у которых в окончании пишется буква е. на станци….., на полян…., о молодёж…, на площад….., в рощ…., о сын…., о сынишк…., к двер…, на здани…., к кошк…., около мыш…., о столиц…..

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.

Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, Которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.

Вывод: Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Данные педагогической диагностики – основа дифференциации обучения Систематически проводимая педагогическая диагностика, постоянное обращение к ее результатам позволяют учителю знать, над чем и в каком направлении нужно работать с каждым учеником. Обладая реальным инструментарием для определения как динамики усвоения учащимися класса знаний, умений и навыков, так и динамики их продвижения в учебной деятельности, в математическом и языковом развитии, учитель не действует наугад, выбор дифференцированных заданий для каждого ученика не носит случайного характера, обусловлен реальными знаниями ребенка, особенностями восприятия им учебной задачи, его мыслительными особенностями.

Кроме этого созданы ежегодные проверочные тестовые работы по русскому языку, математике, чтению. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Четко просматривается переориентация с контроля суммы знаний на контроль овладения учащимися основными способами действия с предметным материалом. Комплексные итоговые контрольные работы в конце каждого класса включают две группы заданий. Для выполнения первой необходимо применить отработанные способы действия, при выполнении второй группы заданий ученик должен конструировать новый способ действия на основе имеющихся у него способов.

Какие нужны новые формы и методы оценки? Нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. 1. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.д. 2. Необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Составьте задания (2 примера), требующие от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. 57

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому проводить такую диагностику необходимо только в виде неперсонифицированных работ.

Система контроля дополняется новыми формами контроля результатов: - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам); - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности); - результаты учебных проектов; - результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Необходимо принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно- отметочную шкалу («пятибалльную»). Современная шкала оценивания построена по принципу «вычитания»: ищутся ошибки, чтобы понизить отметку. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных? Комплексная оценка результатов- это общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты, которые фиксируются в таблицах образовательных результатов. Самое главное, что все оценки и отметки, помещаемые в таблицах нужны для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Какими должны быть границы применения системы оценки? При введении новой системы оценки образовательных результатов необходимо установить чёткие границы и рамки: 1) Постепенное внедрение : от простого к сложному. 2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться. 3) Сокращение до минимума «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. 4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. 5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика.

Какой опыт нам поможет? Опора на технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.

Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные. Правило 2. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Правило 3. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач. Правило 4. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило 5. Когда ставить оценки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

Правило 6. По каким критериям оценивать? По признакам уровневой успешности: 1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

70

71