Социальная система общества. Блок С. С 2 Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Advertisements

закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейской социальной.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
Выполнила ученица 11-а класса МОУ СОШ2 КУРКУМГАЛИЕВА АЙНАГУЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ТРОФИМОВА Е.Д. Обществознание ЕГЭ.
Личность, право, общество, государство. Правовое государство. Личность, право, общество, государство. Правовое государство.
Автор – Кригер Ю. Н.. 1. Права и о бязанности р одителей и д етей. 2. Воспитание о тветственности. 3. Е сли п одросток п опал в м илицию …
В чём проявляется социальная стратификация ? 1.Разделение общества на различные социальные группы ; 2.Утрате обществом стабильности; 3.Расшиерние прав.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Транксрипт:

Социальная система общества. Блок С

С2 Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой различные социальные общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. Приведите примеры любых трех социальных общностей, выделенных на основе различных критериев. В каждом случае укажите общность и критерий, на основе которого она выделена. Вопрос:

С2 В ответе могут быть приведены примеры трех социальных общностей и критериев, допустим: 1)Жители города, деревни (территориальный); 2)Нации, народности, этнические группы и т.п. (этносоциальный); 3)Молодеж и старшее поколение; женщины и мужчины и т.п. (социально-демографический); 4)Рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п. (стратификационный). Ответ:

С3 В Англии при Ричарде II (XIV в.) был издан следующий указ: «Ни один крепостной не должен отправлять своих детей в школу, чтобы не дать возможность их детям продвигаться по жизни». В то же время известно, что многим английским крепостным крестьянам удавалось получить не только свободу, но и дворянский титул. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Сделайте три вывода об особенностях социальных отношений средневековой Англии. Вопрос:

С3 В ответе могут быть сделаны выводы: можно говорить: 1) о достаточно высоком уровне процессов мобильности в обществе (был издан ограничивающий указ); 2) о роли школы как канала вертикальной социальной мобильности; 3) О том, что поскольку вход в этот «лифт» был запрещен, то им приходилось прибегать к другим каналам для своего социального восхождения, например – служба в армии или служебные церкви. Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечить семью. Обязанность жены - блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Ту долю общественного продукта, которую получала женщина в виде денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца денег, нарядов и даже хлеба, она получала из рук главного кормильца По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как По свидетельству социологии, люди теперь довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы, и процент подобных союзов увеличивается с повышением образования и понижением возраста супругов. И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку это уже не глава «по закону», а лидер, то есть человек, чье психологическое влияние признается добровольно. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Свобода такого выбора опирается на личностные свойства людей. Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций. существенных для жизнедеятельности семьи. Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к Мы сталкиваемся с противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко сохраняет преобладание домашних дел за женщиной (в разных профессиональных и возрастных группах все это существенно разнится, но остановимся на обобщенной картине). Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а также прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены» начинает спорить с первым и вторым моральным противоречием.

С4 Какой, по словам людей, является современная семья? Какие причины, по мнению автора, обусловили появление такой семьи? Вопрос:

С4 В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) указано что: люди характеризуют свои семьи как «семью без главы»; 2) названы причины: повышение образования и понижение возраста супругов. Ответ:

С5 К какому типу можно отнести описанную в начале текста семью? На какие три признака семьи этого типа указывает автор? Вопрос:

С5 В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1)Указан тип семьи: патриархальный (традиционный); 2)Названы три признака: главенство мужа; разделение обязанностей на женские и мужские; экономическая зависимость женщины. Ответ:

С6 В чем, по мнению автора, заключается основное противоречие вопроса о главенстве в современной семье? Подтвердите его примером. Предложите способ разрешения этого противоречия. Вопрос:

С6 В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) названо противоречие: между моральной традицией (преимущественно признание власти за мужчиной, ведущая роль женщины в домашних делах) и современным состоянием дел (широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а не в сторону прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены»); 2) приведен пример: допустим, женщина занимает более высокую, чем муж должность, ведет домашнее хозяйство, является главным воспитателем своих детей, но традиция предписывает ей подчиняться мужу; 3) предложен способ: супруги действительно на равных участвуют в распределении домашних дел; принцип долженствования (кто, что и когда должен делать в семье) необходимо заменить принципом возможностей (кто, что и когда может делает в семье), т.е учитывать индивидуальные свойства, склонности и желания человека. Ответ:

С7 Опираясь на тест, объясните современное толкование проблемы главенства в семье. Сформулируйте собственное мнение по этой проблеме (кто глава в современной семье?) Приведите два обоснования своей позиции. Вопрос:

С7 В ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) дано объяснение, например: современный глава семьи - это, прежде всего, лидер, чье психологическое влияние признано добровольно и определено его личностными качествами; 2) сформулировано собственное мнение, допустим: любая малая группа имеет своего лидера, не является исключением и семья. Таким лидером в современных условиях может быть и мужчина, и женщина; все зависит от конкретных обстоятельств; 3) приведены два обоснования, в супружеском союзе лидерство определяется: -соотношением характеров супругов; -ситуацией,связанной со здоровьем, трудоспособностью, занятостью супругов на работе и т. п. и т. п. Ответ:

С2 Раскройте на трех примерах теоретическое положение о значении социального окружения для развития личности. Вопрос:

С2 В ответе следует описать три конкретных примера, иллюстрирующих значение социального окружения для развития личности. Например, 1)большую роль в в развитии личности (ее интересов моральных принципов и др.) играют родители, семья, в которой она воспитывается; 2)на выбор профессии человеком нередко серьезное влияние оказывает пример родителей, любимый учитель и т.п. 3)особые последствия для развития личности (ее ценностных ориентаций, стиля общения и др.) имеет пребывание в заключении, в заложниках, участие в военных действиях. Ответ:

С3 Современный английский ученый Э. Гидденс утверждает, что изучение «людьми своего собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три обоснования этого мнения. Вопрос:

С3 В ответе должны быть приведены три обоснования, например: 1)при изучении социального поведения субъект и объект социального познания совпадают (люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю); 2)социальные законы, позволяющие изучать социальные явления, в том числе социальное поведение, носят вероятностный характер, так как даже аналогичные исторические события и явления никогда не копируют друг друга; 3)в социальном познании, в частности, в познании социального поведения, ограничены возможности применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент; преобладает метод научной абстракции; 4)люди могут на основе полученного знания изменить свое поведение соответствующим образом (особое влияние результатов познания на объект познания). Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение Безусловно, главной является гуманизирующия функция морали. Суть ее в том, что именно, приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование вы в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гармонизирующего предназначения, Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется Ведущая из них регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, Должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас, знает, что обязательность моральных правил не Обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом? Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание, необходимую информацию о нравственных нормах в ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности. И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает И, наконец, еще одна коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима. что нельзя не остановиться на ней особо.

С4 Какие функции морали выявляет автор? Вопрос:

С4 Должны быть названы следующие функции морали: 1)гуманизирующая; 2)регулятивная; 3)воспитательная; 4)познавательная (и ценностно- ориентирующая); 5)коммуникативная. Ответ:

С5 Говоря о регулятивной функции морали, автор показывает ее отличия от других социальных норм. Укажите эти отличия и назовите нормы, с которыми автор сравнивает нормы морали. Вопрос:

С5 В правильном ответе должно быть: 1) Указаны отличия: -не обеспечиваются законом; -не влекут за собой уголовного наказания; -не обеспечиваются принуждением. 2) Названы нормы права (правовые нормы). Ответ:

С6 В характеристику функций морали автор включает описание ее специфических свойств (особенностей). Используя текст и знание курса, назовите любые три из этих свойств. Вопрос:

С6 Могут быть указаны следующие специфические свойства морали: 1)всеобщность; 2)выраженность в категориях добра и зла; 3)отсутствие внешнего контроля и принуждения; 4)наличие оценочного компонента. Ответ:

С7 автор полагает, что следование нормам морали выделяет человека из мира природы, «очеловечивает». Подтвердите эту мысль тремя аргументами. Вопрос:

С7 Правильный ответ может содержать, например, такие аргументы: 1)многие требования морали противоречат природным законам выживания; 2)моральный выбор человека есть акт реализации свободы, выхода за пределы необходимости (в природе необходимость абсолютна); 3)моральный выбор человека является сознательным. Ответ:

С2 Приведите три примера, подтверждающих утверждение ряда ученых о том, что усиливается зависимость современного человека от техники. Вопрос:

С2 Могут быть приведены следующие примеры: 1)созданные средствами генной инженерии сорта растений получают все большее распространение, вытесняя полученные естественным путем; 2)медиками зафиксирован новый вид наркотической зависимости человека зависимость от виртуального пространства; 3)все более острой становится проблема утилизации морально устаревших технических средств. Ответ:

С2 Раскройте на трех примерах воспитательную функцию семьи. (В каждом случае сначала укажите пример, а затем прокомментируйте его). Вопрос:

С2 В ответе должны быть указаны и прокомментированы три примера, допустим: -отец рассказывает сыну о том, как он тренировал силу воли (родители передают детям свой жизненный опыт); -родители рассказали, как правильно вести себя в музее (прививают хорошие манеры); -в выходной день дочка помогала маме готовить обед для всей семьи, сын помогал отцу ремонтировать автомобиль (т.е. родители обучают ремеслам, элементарным практическим умениям); -родители обучают детей грамотности, следят за тем, чтобы они правильно говорили (закладывают основы владения устной и письменной речью). Ответ:

С4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Причины формирования социального государства Причины формирования социального государства Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям общества, резкой противоположности и противоборству интересов различных его слоев к групп. Исчезает чувство их взаимосвязанности. ответственности и солидарности. Чутко улавливая эти процессы неолиберальные теоретики выдвинули новое «позитивное» понимание свободы, означающей обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику, выравнивать «социальные неравенства». «Новое понимание свободы, по словам П. Новгородцева «знаменует новую стадию в развитии правового государства». Установка на социально-ориентированную политику означала : возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; обязанность правителей «обеспечить обучение и гарантировать труд». Принцип социального государства неразрывно связав с социальными, экономическими и культурными правами. Ключевым принципом социальных и экономических прав, вокруг которого выстраивается вся система, является положение, сформулированное в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Социальное реформирование это новая стадия развития правового государства. Как бы ни была сложна роль Социального государства в современном обществе, без нее невозможно осуществление не только прав экономических, социальных и культурных, но и прав первого поколения политических и личных.

С4 Назовите два новых элемента, которые, по мнению автора, внесли неолиберальные теоретики в понимание свободы. Вопрос:

С4 В ответе могут быть названы элементы: - обязанность государства обеспечивать социально-ориентированную политику; - обязанность государства выравнивать «социальные неравенства». Ответ:

С5 Укажите три элемента установки социально-ориентированной политики государства, названные автором. Вопрос:

С5 В ответе должны быть названы элементы: - возрастание роли государства в воздействии на экономические свободы; - обязанность правителя обеспечить обучение; - обязанность правителя гарантировать труд. Ответ:

С6 Автор утверждает, что ключевым принципом социальных и экономических прав является ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Опираясь на знание курса, укажите любые четыре права, записанных в Конституции РФ. которые направлены на обеспечение прав, перечисленных в ст.25 Всеобщей декларации прав человека. Вопрос:

С6 В ответе могут быть приведены права, например: -право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии; -право на труд в условиях безопасности и гигиены; -право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда; -право на защиту от безработицы; -бесплатное или за малую плату предоставление жилища малоимущим гражданам; -общедоступность и бесплатность основного общего и среднего образования; -право на отдых; -право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Ответ:

С7 Автор утверждает, что без осуществления государством социальной роли невозможно осуществление социальных прав. Опираясь на знание и собственный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора. Вопрос:

С7 В ответе могут быть приведены аргументы, например: -если законыгосударства не устанавливают гарантированный минимум оплатытруда, то предприниматели могут платить зарплату, не обеспечивающую жизненные потребности граждан; -если государство законом не устанавливает ответственность за неуплату налогов, то в этом случае не обеспечивается право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни и тому подобное; -еслигосударство законом не устанавливает продолжительность рабочего времени, то не защищается право граждан от безудержной эксплуатации. Ответ:

С3 В крестьянской семье начала XIX в. формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). Все руководство домашним хозяйством было в руках женщины. Дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Хозяин дома ведал главными сельхозработами, а также строительством, заготовкой дров. К какому типу можно отнести крестьянскую семью начала XIX в.? Укажите два признака, по которым вы это определили. Назовите любой неупомянутый признак семьи данного типа. Вопрос:

С3 В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) тип семьи: патриархальный (традиционный); 2) два признака по тексту, например: -главенствующая роль мужчины; -распределение обязанностей на мужские (сельхозработы, строительство, заготовка леса и дров) и женские (руководство домашним хозяйством). 3) не упомянутый в тексте признак: -экономическая зависимость женщины от супруга. Ответ:

С2 Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира: Вопрос:

С2 Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1)потепление климата приводит, например, к таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, t е~ ставится под угрозу среда существования человечества; 2)от изменения климата, являющегося, по мнению большинства ученых, результатом преобразовательной деятельности человека, страдает население всех стран и континентов; 3)истребление отдельных видов животных, например, морской коровы, влияет не только на локальную экосистему, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы. Ответ:

С3 Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок - Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. Вопрос:

С3 В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети - Маугли); 2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди; 3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например: 1)чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию; 2)проявлять себя как личность значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди- инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность); 3)деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность. Ответ:

С2 С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных позитивных санкций, возможных в этом случае. Вопрос:

С2 В ответе должны содержаться следующие элементы: 1) модель ситуации, допустим: -сотрудник лаборатории социальных наук НИИ взял на выходные не входившую в его план срочную дополнительную работу, выручив тем самым своих коллег, уехавших на экскурсию; 2) три примера санкций, допустим: коллеги выразили свою признательность следующим образом: -устно поблагодарили его; -привезли ему сувенир; -лестно оценили его личные и профессиональные качества. Ответ:

С1 Назовите любые три роли членов семьи. Вопрос:

С1 В ответе могут быть названы следующие роли: - супруг (или жена и муж); - родитель; - ребенок (или дочь, сын). Ответ: