Виртуальные внутри- и межкорпоративные сообщества практики Емшанова Татьяна Владимировна KM Russia 2007, Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
Advertisements

Модульная программа тренингов развития деловых навыков СОДЕРЖАНИЕ О Компании Преимущества модульной программы тренингов Тематика модулей Краткое содержание.
ИТ-сообщество Рязанской области Профессиональное сообщество специалистов в области информационных технологий.
Методы и инструменты системы управления знаниями Романенко Евгений ГУ-ВШЭ.
Организация управления знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса Емшанова Татьяна Владимировна «ВицеВерса Консалтинг»
Стратегический менеджмент. Тема 10. Создание ресурсов и управление организацией для успешной реализации стратегии.
2. Система и инструменты внутреннего маркетинга ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ.
Стратегия Allianz: 3 + ОДИН Построение устойчивой бизнес-модели и обеспечение прибыльного роста 3 +1 Поддержание достаточного уровня капитала Компании,
1 ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ План Обучающаяся организация Состав технологий обучающейся организации Признаки обучающейся организации. Содержание обучения.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития учителя.
Стратегический менеджмент. Тема 7. Управление предприятием для успешной реализации стратегии.
Управление знаниями в компании: осмысление и подготовка Тихомирова Елена.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной.
Место встречи предприимчивой молодежи и бизнесменов Томской области, инструментов и инфраструктуры для бизнес-старта. Интернет-портал LiderTomsk.ru как.
Информационные технологии, используемые в управлении знаниями.
Шаблон стратегического плана. Этот шаблон поможет спланировать запуск сети Yammer. После заполнения он будет служить как стратегический план от общей.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
«Второе пришествие» наставничества в компании Работа без обучения Осознание необходимости обучения и поиск форм Тренинг по продажам, как «разовый инструмент»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА. безвозмездной квалифицированной помощи волонтеров Проект направлен на развитие некоммерческих организаций.
Транксрипт:

Виртуальные внутри- и межкорпоративные сообщества практики Емшанова Татьяна Владимировна KM Russia 2007, Москва

Сообщества практики (СоП) Communities of Practice (CoP) Сообщество практики – это группа людей, которые объединяются вокруг общих проблем и интересов, чтобы обмениваться знаниями и обучаться друг от друга (Wenger, McDermott and Snyder, 2002) Сообщества практики в той или иной форме существовали всегда … с точки зрения организации

Первая волна – фокус на технологии: компании использовали информационные технологии для управления явными знаниями (кодификация, документирование, классификация, хранение, поиск, всеобщий доступ к информации). Вторая волна – фокус на людей: неявные знания представляют наибольшую ценность, человек – носитель неявных знаний, акцент в управлении знаниями – на соединении людей, обеспечении для них возможности контактировать, общаться, сотрудничать. Сообщества практики становятся основным средством обмена знаниями между профессионалами. Третья волна (в данный момент) – фокус на стратегические способности: знание оценивается как стратегический ресурс, компании понимают необходимость стратегического управления знаниями. Сообщества практики рассматриваются как средство развития стратегических областей знаний. Эволюция управления знаниями Адаптировано: Wenger, CERFIO Book, 2005

СоП это не рабочие группы! Рабочие группыСообщества практики УчастиеУчастники назначаются руководством. После выполнения – реорганизация или расформирование. Свободный выбор. Длительность и интенсивность участия определяется самостоятельно. ОтношенияРегламентированы, строятся вокруг рабочих заданий. Формальные коммуникации согласно иерархии. Различные интересы и компетенции. Строятся вокруг общих проблем, проф. интересов. Темы для обсуждения и правила взаимодействий определяются самим сообществом. ЦелиОпределяют люди, не входящие в группу. Цели четкие и измеримые – выпуск продукта, задача проекта. Определяются участниками сообщества. Цели сложно четко сформулировать и измерить – обмен знаниями, развитие способностей участников. УправлениеРуководитель назначается сверху, он имеет право принимать решения. Лидерство определяется уровнем эксперта, степенью его участия в сообществе. Лидер выступает как модератор. Процессы и отчетность Формализованы, руководство определяет формы отчетности. Гибкие, определяются участниками сообщества.

Участники сообщества практики ядро участники зрители прохожие неподозревающие

В чем ценность СоП для участников сообщества? новые знания / идеи / компетенции взамен потраченного времени помощь при решении возникающих в процессе работы вопросов обсуждение идей с коллегами, имеющими опыт в той же области, получение от них оценки идеи признание индивидуального опыта, уровня компетентности укрепление доверительных отношений в профессиональной среде

В чем ценность СоП для компаний? Адаптировано: Lesser, Storck, 2001 Рост производительности За счет повторного использования имеющихся знаний, снижения рисков «двойной работы», «изобретения колеса», повторения ошибок Быстрый отклик на запросы клиентов Быстрый поиск экспертов или необходимой информации для ответа на специфический запрос клиента

В чем ценность СоП для компаний? Адаптировано: Lesser, Storck, 2001 Быстрое обучение Передача необходимых знаний, навыков, профессиональных секретов, от экспертов новичкам, а также и корпоративных ценностей, элементов организационной культуры Инновации Обсуждение новых или различных точек зрения, обмен идеями и мнениями в атмосфере открытости и доверия

Развитие сообщества практики в автомобилестроении - пример Адаптировано: Wolf, Kazi, Функциональные подразделения Технологические области В течение 2-х лет создано порядка 100 кросс- функциональных СоП (90-е годы)

Выгоды для организации координация и решение горизонтальных проблем и проблем между функциональными подразделениями постоянное общение и распространение знаний между «поколениями работников» исключение дублирования (за счет объединения задач) сокращение рабочих циклов (за счет синергии) сохранение времени (за счет более прозрачных контактов) постоянное создание знаний в областях, критически важных для обеспечения конкурентоспособности трансформация новых идей и технологических находок в инновационные решения постоянные действия в отношении поставщиков и покупателей поощрение дальнейшего обучения сотрудников Адаптировано: Wolf, Kazi, 2006

«Снизу-вверх» Осознание общности проблем и возможности решать их сообща Формирование «ядра» Присоединение участников Выделение или избрание лидеров Определение спонсоров Выбор наставников Назначение фасилитаторов, контент –редакторов Организация событий Технологическое обеспечение Разработка контента Два типа СоП «Сверху-вниз» Определение спонсоров Определение лидера Привлечение «ядра» Выбор экспертов Организация событий Привлечение участников Выбор наставников Назначение фасилитаторов, контент –редакторов Технологическая поддержка Разработка контента Адаптировано: Fontaine, 2001

Роли в сообществе Предметный эксперт Участник «ядра» сообщества Участник сообщества Лидер сообщества Спонсор Фасилитатор Контент-координатор Журналист Наставник Координатор событий Технический специалист Адаптировано: Fontaine, 2001

потенциальная объединение активная рассеиваниезапоминание активность участников Wenger, 1998 Жизненный цикл СоП

Эволюционное развитие СоП СтадииПотенци- альная СозданиеУчастиеАктивная работа Адаптация Основные функции Установление контакта Накопление информации и контекста Обеспе- чение доступа и обучение Сотрудни- чество Инновации и рост Адаптировано: Gongla, Rizzuto 2001

Стадии эволюции: потенциальная

Адаптировано: Gongla, Rizzuto 2001 Стадии эволюции: создание

Адаптировано: Gongla, Rizzuto 2001 Стадии эволюции: участие

Адаптировано: Gongla, Rizzuto 2001 Стадии эволюции: активная работа

Адаптировано: Gongla, Rizzuto 2001 Стадии эволюции: адаптация

Адаптировано: McDermott, факторов успеха в построении сообщества практики Менеджмент 1. Фокусируйтесь на темах, важных как для людей, так и для бизнеса. 2. Для координации работы ищите участников, уважаемых в сообществе. 3. Будьте уверенны в том, что у людей есть время и желание участвовать. 4. Основывайтесь на ключевых корпоративных ценностях. Коммьюнити 5. Привлекайте экспертов. 6. Способствуйте построению личных отношений между участниками. 7. Развивайте активное «ядро» сообщество. 8. Создайте форум для совместного обдумывания проблем Технология 9. Обеспечьте легкий доступ к знаниям сообщества и возможность принимать участие в его жизни. Персонал 10. Создайте реальный диалог между участниками на важные для них темы.

Элементы успешных сообществ Присутствие - Возможность «себя показать и людей посмотреть» - Место в повседневной жизни участников - Связь с окружающим миром Деятельность, в результате которой участники получают новые знания Легкость и эффективность Ритм, ритуалы и чувство принадлежности Ценность для участников - Краткосрочная - Долгосрочная Адаптировано: Wenger, 2001

Адаптировано: Cornejo Castro, 2006 Измерение деятельности сообщества 1.Активность Посетители / участники Контент Взаимодействия 2.Эффективность Удовлетворенность участников Роль СоП в деятельности участников 3.Удобство использования Простота доступа Скорость получения ответов Технический сервис 4.Полезность Для участников Для организации

RUSMECO – опыт создания и развития межкорпоративного СоП RU SME CO – «RUssian innovative SMEs COmmunity» - сообщество российских малых и средних инновационных компаний. Цели сообщества – обмен опытом, поиск партнеров и обсуждение идей для развития бизнеса инновационных компаний. Девиз сообщества – «РУСМЕКО – объединяйтесь, делитесь, учитесь». Темы: Управление инновациями Управление интеллектуальной собственностью Управление качеством Маркетинг инноваций Сотрудничество и управление знаниями Международный бизнес Программы поддержки инноваций

Распределение задач по поддержке RUSMECO

Сервисы портала ( Библиотека информационных материалов Форумы / блоги / комментарии Личные письма Календарь событий Он-лайн тренинги Партнерская область Инструмент самооценки предприятия

Некоторые результаты Количество постоянных участников встреч – около 35 Количество зарегистрированных пользователей портала – около 100 Количество визитов в среднем за янв-фев – 710 в день Количество просмотров страниц – 3560 в день 30% повторных посетителей Количество участников на форумах / дневниках / комментариях - 2

Информация для контактов Емшанова Татьяна Владимировна