24.07.2015 1 Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Афанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Афанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ )
Advertisements

Композиция судебной речи. Логические формы изложения Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, Синтез. Это соединение.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Транксрипт:

Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Афанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ)

СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 1. Принципы Принципы 2. Цели и задачи Цели и задачи 3. Деятельность Деятельность учащихся 4. Система Система контроля 5. Литература Литература Тематический план Публичная речь Публичная речь и её применение Информационная речь Информационная речь: доклад, сообщение ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: Условия успеха оратора. Взаимодействие со слушателями Правила ораторской речи Подготовка к выступлению Секреты «зажигательной речи» Оратор на трибуне Риторический анализ Какой вы оратор? Контрольные вопросы

Пояснительная записка. Программа ориентационного элективного курса по русскому языку «Какая речь может всех увлечь?» предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе рассчитана на 10 часов создана на основе учебных пособий по риторике под редакцией Т.А. Ладыженской и Н.Н Кохтева.

Организация занятий предполагает принцип «от теории к практике» учёт индивидуальных потребностей и способностей учащихся деятельностный подход практическую направленность обучения.

Цели и задачи курса Основная цель – повышение культуры устной монологической речи, рассчитанной на аудиторию в определённой речевой ситуации. Задачи курса: Задачи курса: познакомить учащихся со спецификой публичной речи, соответствующей наиболее распространённым профессиям: адвокат, политик, учёный-публицист и т. д.; познакомить учащихся со спецификой публичной речи, соответствующей наиболее распространённым профессиям: адвокат, политик, учёный-публицист и т. д.; поддерживать мотивацию ученика к освоению коммуникативной составляющей русского языка как базового предмета в школе; поддерживать мотивацию ученика к освоению коммуникативной составляющей русского языка как базового предмета в школе; создать условия для творческого развития личности и совершенствования навыков владения русским языком. создать условия для творческого развития личности и совершенствования навыков владения русским языком.

Деятельность учащихся Наблюдение речевых ситуаций Анализ фрагментов речей Составление плана, тезисов речи Конструирование речи Выступление (Произнесение речи) Обсуждение выступлений

Система контроля Выполнение посильных, на основе добровольного выбора самостоятельных работ устного или письменного характера. Зачётная работа – это творческий индивидуальный проект – подготовленное выступление на определённую аудиторию по самостоятельно выбранной теме.

Тематический план Характеристика публичной речи и её место в жизни Условия успеха оратора Правила ораторской речи Как построить речь? Основная мысль и способы её раскрытия Работа над содержанием речи Секреты «зажигательной» речи Оратор на трибуне Какой вы оратор? (Зачётное выступление) Итоговое занятие (Риторический анализ)

I. Виды публичной речи По задаче: информационная информационная ораторская По стилю: публицистическая, научная… По месту: митинговая, судебная,… По адресату: политическая, общественная,… По поведению оратора : торжественные… Отличие ораторской речи от речи информационной : она содержит не только информацию, но и яркую оценку её

Сферы применения Адвокат, прокурор Писатель, публицист, критик Политик, политолог, депутат Экскурсовод, искусствовед Учёный, учитель Студент, школьник Священник Журналист Телекомментатор

Информационная речь Основная задача передать информацию Жанры устные и письменные сообщение объявление реферативное сообщение хроника доклад заметка репортаж мемуары

Речь ораторская Обращенная к многочисленной аудитории Воздействующая не только на ум, но и на чувства Убеждающая Побуждающая к действию

Задачи и кодекс оратора Убедить слушателей Воздействовать на их ум, чувства, волю Не лгать Не бояться правды Не быть пристрастным Быть нравственным.

II. Условия успеха оратора Хорошо знать предмет речи, показать его значение (актуальность) Контактировать со слушателями Свободно владеть убедительной, воздействующей речью

Что портит даже хорошо подготовленную речь? Плохой голос Плохое произношение Неуверенная поза Неправильно выбранная дистанция

Скороговорки Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Гонец с галер сгорел Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Сачок зацепился за сучок…

Чтобы владеть голосом Позаботьтесь о хорошей д и к ц и и – чётком и ясном произношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений: а) произнесите слова по слогам; б) произнесите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами; в) прочитайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз. Избегайте монотонности!

Избегайте монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно; б) меняя силу голоса: громко, нормально,тихо; в) меняя высоту голоса: низким тоном, средним, высоким. Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в неё разные чувства и выражая это голосом.

Взаимодействие оратора со слушателями « Эффект живой реакции» Скрытая форма диалога Открытый диалог Языковые средства контакта

«Эффект живой реакции» «Зацепляющий крючок» - приём для контакта с аудиторией в начале речи: что-нибудь из жизни, близкое слушателям или неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность Нахождение среди слушателей доброжелательного лица и обращение к нему во время речи Приём эмоциональной разрядки: занимательные, шутливые фразы, задания для переключения внимания, передышки

Языковые средства контакта Личные местоимения 1-го и 2-го лица Глаголы в повелительном наклонении или 1-м и 2-м лице Обращения Риторические вопросы Вопросно-ответное единство

МОНОЛОГ СЛУШАТЕЛИ ОРАТОР ДИАЛОГ ОТКРЫТЫЙ СКРЫТЫЙ сопереживание интеллектуальное эмоциональное

Что должно быть предметом раздумий оратора до выступления? Задача: увлечь слушателей, повлиять на их чувства Речевая ситуация: Где? Когда? Как долго? Речь: средства контакта и воздействия Содержание: о чём я буду говорить? В чём убеждать? Какие примеры подходят? Как начать речь? Как закончить её? Слушатели: их настрой, уровень знаний. Что общего у меня с ними? Что они будут делать во время речи? Над чем размышлять?

На что должен обратить внимание оратор в процессе речи? Задача: установить контакт и поддерживать его. Речевая ситуация: в какой мере соответствует объявленным компонентам? Слушатели: все ли внимательны? Соответствует ли аудитория предварительным данным? Содержание: в какой мере требуется корректировка?

III. Правила ораторской речи Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ним. Правила Правила введения, повествования, подтверждения, опровержения, заключения.

Части ораторской речи Вступление Повествование Подтверждение Опровержение Заключение Введение определяет успех выступления Наррация должна быть краткой и чёткой Тщательный отбор аргументов Отрицание всегда сильнее утверждения Суть речи в эмоциональном выражении

ВСТУПЛЕНИЕ Коммуникативные задачи: Установить взаимопонимание Подготовить к восприятию речи Вызвать интерес Овладеть вниманием

Повествование Коммуникативные задачи: Изложить факты Привести яркие описания для сухих фактов Выбрать выгодную току зрения для описания

Подтверждение Развернуть систему аргументов Убедить в правоте высказанной позиции Побудить слушателей к действию Коммуникативные задачи

Опровержение Коммуникативные задачи: Разрушить самый слабый аргумент оппонента Показать необоснованность его позиции в целом

Заключение Коммуникативные задачи: Сделать вывод Усилить интерес к предмету речи Закрепить впечатление от речи

Запомните эти правила: Введение определяет успех речи Описание должно подавать факты в самом выгодном свете Основное внимание качеству, а не количеству аргументов Опровергать надо самый слабый аргумент Суть аргументации должна быть воспроизведена так, чтобы вызвать эмоции

IV. Подготовка к выступлению 1. Отбор информации:Отбор информации определение темы, цели, названия, оценка аудитории … Составление предварительного (рабочего) плана… Подбор теоретического и фактического материала 2. Составление окончательного плана Составление окончательного плана 3. Работа над текстом Работа над текстом Репетиция 4. Произнесение речи Произнесение речи Анализ речи

ЭТАП ИЗОБРЕТЕНИЯ Отберите литературу Выберите и отметьте то, что соответствует вашей теме Внимательно прочитайте отобранный материал, выделите главное, интересное, наиболее значимое для сообщения

ЭТАП РАСПОЛОЖЕНИЯ Обозначьте смысловые вехи выступления и составьте план Выпишите к пунктам плана цифры, цитаты, примеры, доказательства – весь фактический материал Продумайте вступление и заключение: они должны быть лаконичными и соответствовать друг другу. Продумайте переходы от одной части к другой.

ЭТАП ВЫРАЖЕНИЯ (украшения) Позаботьтесь о выразительности речи – она поможет поддерживать интерес слушателей Продумайте, какими средствами вы покажете своё отношение к содержанию речи Вспомните или найдите сравнения, аналогии, афоризмы, пословицы, примеры из жизни, факты, наблюдения… - они придадут выступлению живость, эмоциональность, индивидуальность

ЭТАП ПРОИЗНЕСЕНИЯ (и до него) Напишите ещё раз план речи – это поможет вам систематизировать и запомнить последовательность изложения содержания речи Подготовьте справочный фактический материал на отдельных листах или карточках Запомните основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия Прорепетируйте своё выступление, не читая текста речи, а озвучивая его по собственному плану

V. Работа над содержанием речи 1. Что такое композиция речи?композиция 2. Основная мысль и её выражение 3. Стиль и тип речи 4. Логические формы изложения Логические формы изложения 5. Приёмы изложения и объяснения Приёмы изложения 6. Виды аргументов Виды аргументов 7. Способы связи речи Способы связи речи

Композиция речи Начало речи Начало речи : этикетные формулы «зацепляющий крючок» Вступление Главная часть Главная часть (содержание речи): основная мысль, последовательность её раскрытия 1) … 2) … … Конец речи Что такое «свободная композиция»«свободная композиция»

Начало речи Призвано привлечь слушателей Должно быть простым, близким и понятным, интересным слушателям или необычным, интригующим Этикетные формулы: обращения, приветствия, представления, изъявления радости «Зацепляющий крючок» - что-нибудь из жизни, близкое слушателям или неожиданное, какой-нибудь парадокс, странность

Вступление Цель: ввести слушателей в тему, чётко обозначить проблему Содержание должно быть кратким и ёмким Оно может быть не в каждом виде речи

Основная мысль и её выражение в речи В главной части излагается основной материал и формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части, если речь рассчитана на нейтрального или незаинтересованного слушателя Если слушатель заинтеросованный, то основная мысль формулируется в конце. Основная мысль пронизывает всё выступление: оно распадается на части, каждая из которых имеет свою идею.

Работая над содержанием речи учтите, что ораторская речь образуется соединением книжного и разговорного стилей, и мастерство выступления зависит от органичности этого соединения; в ораторской речи используются разные типы речи: повествование, описание, рассуждение (размышление); смена типов речи придаёт речи динамический характер.

Логические формы изложения Используются для формирования понятий Анализ - мысленное расчленение объектов на их составные части. Выделение в них отдельных признаков Синтез - мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии

Законы логики Закон тождества: всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе Закон противоречия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными Закон исключённого третьего: истинно или само высказывание, или его отрицание Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной

Приёмы изложения и объяснения Дедукция: от общих положений и правил переходить к частному, конкретному. Индукция: от частного (анализа известных или новых фактов, примеров) к общему выводу. Аналогия: умозаключение о принадлежности предмету определённого признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Виды аргументов Аргументы к существу дела – это факты, устанавливаемые путём наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т.д. Аргументы к человеку – с целью воздействовать на слушателей эмоционально Имеют разновидности: к авторитету к публике к личности к тщеславию к жалости

Аргументы к человеку К авторитету: ссылка на высказывания, мнения великих людей в поддержку своего мнения К публике: ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей, чтобы привлечь их на свою сторону К личности: ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки К тщеславию: расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде смягчить их К жалости: возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия

Способы связи речи это Цель: подчёркнуть последовательность и взаимозависимость частей ораторской речи Результат: возникает эффект последовательности изложения и эффект сцепления смысловых блоков слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к высказываемой мысли: вводные слова и предложения ссылка на ранее сказанное в этой речи или в других предварительная краткая информация о том, что содержится в последующих частях выступления Фигуры речи: повтор и анафора

Риторические фигуры Повтор – это повторение слова, выражения в целях создания интенсивности действия, подчёркивания актуальных мыслей, усиления их смысловой значимости, для связи частей в качестве опорных слов Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков или предложений, из которых состоит высказывание.

Конец – всему делу венец Почему заключению надо уделять не меньшее внимание, чем началу и главной части? Какие способы связи характерны для ораторской речи? Слова, словосочетания и предложения, выражающие субъективное отношение к речи; Риторические фигуры - повтор и анафора).

Свободная композиция Классической композиции подчиняются доклады, лекции, судебные речи Митинговая речь, похвальное слово, застольная речь и некоторые другие имеют более свободную композицию: отсутствуют вступление и заключение, темы главной части могут располагаться в любом порядке. Свободная композиция во многом определяется ситуацией и адресатом.

VI. Секреты «зажигательно й речи» Словесная наглядность Словесная наглядность: что это такое? Что такое ассоциации?ассоциации Тропы – средства создания Тропы наглядности речи. Оценочность тропов. Риторические фигуры

тест 554 Словесная наглядность - это изобразительно- выразительные средства языка Ассоциации Литературно- художественные образы Тропы Риторические фигуры

Словесная наглядность Ассоциации – это связи между представлениями, мыслями, чувствами человека, возникающие непроизвольно: слово рождает образ, музыка вызывает воспоминания и т. д.

Словесная наглядность Литературно- художественные образы - хорошо известные слушателям, используемые в качестве примеров, ссылок и сравнений - помогают оратору сделать речь более яркой, близкой и убедительной

тест 557 Что такое ТРОПЫ ? Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение Гипербола Тропы – это поэтические обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном, образном смысле. Тропы основаны на сопоставлении двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении

Основной вид тропа – МЕТАФОРА - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе уподобления одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; - это скрытое сравнение. Развёрнутая метафора – это текст или фрагмент текста, построенный на основе переноса по сходству – на основе развёртывания метафорического высказывания

Запомни главное: Эпитеты – красочные, необычные определения Сравнения – троп, в котором одно явление или понятие объясняется путём сопоставления его с другим

Различай тропы: Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые Гипербола – художественное преувеличение

тест 561 Что такое риторические фигуры? необычное построение словосочетания, предложения или группы предложений, которое применяется для усиления выразительности, убедительности и занимательности речи

тест 562 Вспомните риторические фигуры Антитеза Риторический вопрос Риторическое обращение Риторическое восклицание Риторическое сравнение Умолчание Повтор

Риторические фигуры РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа; используется для привлечения внимания слушателей; усиливает эмоциональность речи РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ -это эмоционально окрашенное предложение, используемое в моменты наивысшего напряжения в речи и выражающее внутреннюю убеждённость оратора – это синтаксические фигуры речи

тест 564 Антитеза подчёркивает противоположность, противопоставление, контраст предметов, понятий, явлений с целью прояснить его сущность и дать оценку, показывая на фоне противоположного предмета или с противоположных сторон

Риторическое сравнение – это развёрнутое сравнение: одно или несколько предложений

Умолчание Умолчание – фигура речи, при которой высказывание умышленно не завершается с тем, чтобы слушатели сами додумали пропущенные слова. Используется как средство выражения особого эмоционального состояния

тест 567 Вспомните фигуры повтора Анафора Градация Эпифора Рефрен АНАФОРА – повтор одинаковых фраз или созвучий в начале стихотворной строки или прозаической фразы. ЭПИФОРА – фигура повторения в конце отрезка речи одного и того же слова…

Повторы Анафора, градация, эпифора – термины, конкретизирующие значение и употребление риторической фигуры ПОВТОР в речи ПОВТОР и РЕФРЕН – синонимы ГРАДАЦИЯ - оборот речи, при котором однородные определения группируются в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости – композиционный приём построения всего текста

VII. Оратор на трибуне Внешность и манеры. Жесты и поза. Выражение лица (мимика). Владение голосом.

VIII. Какой вы оратор? Выступления с речью. Обсуждение: риторический анализ выступлений. Подведение итогов. Зачёт.

Риторический анализ Умение ориентироваться в речевой ситуации. Умение импровизировать. Умение решать поставленную коммуникативную задачу. Владение ораторской речью. Владение несловесными средствами общения. Постановка голоса. Умение проводить риторический анализ.

Контрольные вопросы 1. Чем ораторская речь отличается от информационной?Чем ораторская речь отличается от информационной? 2. В чём секрет успеха оратора?В чём секрет успеха оратора? 3. Что может испортить речь?Что может испортить речь? 4. Как организуется взаимодействие оратора и слушателя?Как организуется взаимодействие оратора и слушателя? 5. Какие части ораторской речи вы знаете и какие коммуникативные задачи они решают?Какие части ораторской речи вы знаете и какие коммуникативные задачи они решают? 6. Какие правила ораторской речи вы считаете особенно важными?Какие правила ораторской речи вы считаете особенно важными 7. Что такое композиция выступления?Что такое композиция выступления? 8. Какова роль вступления в речи?Какова роль вступления в речи? 9. С чего начинать речь, чтобы вызвать интерес аудитории?С чего начинать речь, чтобы вызвать интерес аудитории? 10. В чём особенность главной части публицистической речи?В чём особенность главной части публицистической речи? 11. Какие приёмы изложения и объяснения делают речь убедительной?Какие приёмы изложения и объяснения делают речь убедительной? 12. Какие способы связи текста характерны ораторской речи?Какие способы связи текста характерны ораторской речи? 13. Почему заключению надо уделять не меньшее внимание, чем вступлению и главной части?Почему заключению надо уделять не меньшее внимание, чем вступлению и главной части? 14. Какая словесная наглядность «зажигает» ораторскую речь?Какая словесная наглядность «зажигает» ораторскую речь? 15. Как влияет внешний облик оратора на трибуне на его успех?Как влияет внешний облик оратора на трибуне на его успех? 16. По каким критериям вы оцениваете выступление оратора?По каким критериям вы оцениваете выступление оратора?

Литература Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «С-инфо», На подступах к риторике / Автор-составитель В.Я. Коровина: Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразоват. учебных заведений. - М.: Мнемозина,1996. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1997.

Авторские презентации 74 Афанасьева Галина Николаевна Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Место работы – Леботёрская основная общеобразовательная школа Чаинского района Томской области. Стаж работы – 33 года. Телефон рабочий (257) 4 – 64 – 27 домашний (257) 4 – 64 – 42