24.07.20151 Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Афанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Афанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ)
Advertisements

Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Композиция судебной речи. Логические формы изложения Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов на их составные части, Синтез. Это соединение.
Русский язык и культура речи Тема 14. Публичная речь Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Презентация к уроку по психологии на тему: Презентация «Особенности публичного выступления».
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Условия успешной коммуникации»
Публичное выступление. Конструктивная критика. Павлова Е.Н. психолог МБОУ «Экономическая гимназия»
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1003 ЗАО Г.М ОСКВЫ У ЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «У ЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО »
Презентация Веременко Н.П. к выступлению на методическом совете учителей Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
Законы сохранения Физика 10 класс. Актуальность Многие явления природы трудно объяснить, пользуясь лишь словесными описаниями, а эксперимент является.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Транксрипт:

Какая речь может всех увлечь? Элективный курс Автор: Аафанасьева Галина Николаевна ( Чаинский р-н, Леботёрская ООШ )

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка:Пояснительная записка: Цели и задачи Деятельность учащихся Система контроля Тематический план Характеристика публичной речи Условия успеха оратора Взаимодействие со слушателями Правила ораторской речи Как построить речь Оратор на трибуне. Риторический анализ

Пояснительная записка. Программа ориентационного элективного курса по русскому языку «Какая речь может всех увлечь?» o предназначена для предпрофильной подготовки в 9 классе o рассчитана на 10 часов o создана на основе учебных пособий по риторике под редакцией Т.А. Ладыженской и Н.Н Кохтева.

Организация занятий предполагает принцип «от теории к практике» учёт индивидуальных потребностей и способностей учащихся деятельностный подход практическую направленность обучения.

Цели и задачи курса Основная цель – повышение культуры устной монологической речи, рассчитанной на аудиторию в определённой речевой ситуации. Задачи курса: 1) познакомить учащихся со спецификой публичной речи, соответствующей наиболее распространённым профессиям: адвокат, политик, учёный-публицист и т. д.; 2) поддерживать мотивацию ученика к освоению коммуникативной составляющей русского языка как базового предмета в школе; 3) создать условия для творческого развития личности и совершенствования навыков владения русским языком.

Деятельность учащихся Наблюдение речевых ситуаций Анализ фрагментов речей Составление плана, тезисов Конструирование речи Выступление (Произнесение речи) Обсуждение выступлений

Система контроля Выполнение посильных, выполненных на основе добровольного выбора самостоятельных работ устного или письменного характера. Зачётная работа – это подготовленное выступление на определённую аудиторию по самостоятельно выбранной теме.

Тематический план Характеристика публичной речи и её место в жизни Условия успеха оратора Правила ораторской речи Как построить речь? Работа над содержанием речи Секреты «зажигательной» речи Оратор на трибуне Какой вы оратор? (Зачётное выступление) Итоговое занятие (Риторический анализ)

I. Характеристика публичной речи По задаче: информационная и ораторская По стилю: публицистическая, научная… По месту: митинговая, судебная,… По адресату: политическая, общественная,… По поведению оратора: торжественные…

Какую речь называют ораторской? Обращенная к многочисленной аудитории Воздействующая не только на ум, но и на чувства Убеждающая Побуждающая к действию

Задачи и кодекс оратора Убедить слушателей; Воздействовать на их ум, чувства, волю. Не лгать; Не бояться правды; Не быть пристрастным; Быть нравственным.

Сферы применения Адвокат, прокурор Писатель, публицист, критик Политик, политолог, депутат Экскурсовод, искусствовед Учёный, учитель, студент, школьник Священник, Журналист, телекомментатор

II. Условия успеха оратора Хорошо знать предмет речи, показать его значение (актуальность) Контактировать со слушателями Свободно владеть убедительной, воздействующей речью

Что портит даже хорошо подготовленную речь? Плохой голос Плохое произношение Неуверенная поза Неправильно выбранная дистанция

Чтобы владеть голосом 1)Позаботьтесь о хорошей д и к ц и и – чётком и ясном произношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений: а) произнесите слова по слогам; б) произнесите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами; в) прочитайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз. 2) Избегайте монотонности ! Для этого один и тот же текст прочитайте а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно; б) меняя силу голоса: громко, нормально, тихо; в) меняя высоту голоса: низким тоном, средним, высоким. 3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в неё разные чувства и выражая это голосом.

Взаимодействие оратора со слушателями «Эффект живой реакции» Скрытая форма диалога Открытый диалог Языковые средства контакта

Что должно быть предметом раздумий оратора до выступления ? Задача: увлечь слушателей, повлиять на их чувства Речевая ситуация: Где? Когда? Как долго? Речь: средства контакта и воздействия Содержание: о чём я буду говорить? В чём убеждать? Какие примеры подходят? Как начать речь? Как закончить её? Слушатели: их настрой, уровень знаний. Что общего у меня с ними? Что они будут делать во время речи? Над чем размышлять?

На что должен обратить внимание оратор в процессе речи? Задача : установить контакт и поддерживать его. Речевая ситуация : в какой мере соответствует объявленным компонентам? Слушатели : все ли внимательны? Соответствует ли аудитория предварительным данным? Содержание : в какой мере требуется корректировка?

III.Правила ораторской речи Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ним. Правила введения, повествования, подтверждения, опровержения, заключения.

Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ним 1.Вступление: Установить взаимопонимание Подготовить к восприятию речи Вызвать интерес Овладеть вниманием

Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ней. 2. Повествование Изложить факты Привести яркие описания для сухих фактов Выбрать выгодную току зрения для описания

Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ней. Подтверждение Развернуть систему аргументов Убедить в правоте высказанной позиции Побудить слушателей к действию

Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ней. Опровержение Разрушить самый слабый аргумент оппонента Показать необоснованность его позиции в целом

Части ораторской речи и коммуникативные задачи к ней. Заключение Сделать вывод Усилить интерес к предмету речи Закрепить впечатление от речи

Запомните эти правила Введение определяет успех речи Описание должно подавать факты в самом выгодном свете Основное внимание качеству, а не количеству аргументов Опровергать надо самый слабый аргумент Суть аргументации должна быть воспроизведена так, чтобы вызвать эмоции

Как построить речь? Что такое композиция выступления? С чего начинать речь, чтобы вызвать интерес аудитории? (Этикетные формулы, «зацепляющий крючок») Что такое вступление?

Основная мысль и содержание речи Основная мысль и последовательность её раскрытия. Логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Законы логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.

Работа над содержанием речи Приёмы изложения и объяснения: дедукция, индукция и аналогия. Аргументы к существу дела и аргументы к человеку: к авторитету, к публике, к личности, к тщеславию, к жалости.

Конец – всему делу венец Почему заключению надо уделять не меньшее внимание, чем началу и главной части? Какие способы связи характерны для ораторской речи? Слова, словосочетания и предложения, выражающие субъективное отношение к речи;

Секреты «зажигательной» речи Словесная наглядность: что это такое? Что такое ассоциации? Тропы – средства создания наглядности речи. Оценочность тропов. Риторические фигуры

Оратор на трибуне. Внешность и манеры. Жесты и поза. Выражение лица (мимика). Владение голосом.

Какой вы оратор? Выступления с речью. Обсуждение: риторический анализ выступлений. Подведение итогов. Зачёт.

Риторический анализ Умение ориентироваться в речевой ситуации. Умение импровизировать. Умение решать поставленную коммуникативную задачу. Владение ораторской речью. Владение несловесными средствами общения. Постановка голоса. Умение проводить риторический анализ.

Литература Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: «Баласс», «С-инфо», Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., испр. И доп. – М.: «Просвещение», 1997.

Об авторе А афанасьева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Леботёрская основная общеобразовательная школа Чаинского района – мой дом. Работаю в школе 30 лет и 3 года. Вырастили с мужем сына и двух дочерей и теперь лелеем внука и внучку. Впереди много планов и надежд.