Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (программа 2020)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Актуальные задачи современной модели образования»
Advertisements

Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
«Актуальные задачи современной модели образования» Цель проекта: Необходимым условием формирования развитой экономики является модернизация системы образования,
Программа разработана по поручению Президента РФ от 17 марта 2008 года ПР-427, п.3, Поручения Правительства РФ от 22 марта 2008 года В3-П , п.3.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Мы не можем направить ветер… но можем развернуть паруса!» «Мы не можем направить ветер… но можем развернуть паруса!» Чарльз Улисс Порше.
Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики Кузнецова Т.М., зам. директора по НМР 31 марта 2010 г., заседание методического совета.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Современная модель образования на период до 2020 года (в рамках Программы развития образования в РФ до 2020 года) Современная модель образования на период.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Российское образование – 2020: модель для инновационной экономики.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР Муниципальное учреждение «Краснодарский научно-методический центр» Приоритеты,
Транксрипт:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (программа 2020)

Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современным потребностям общества Цель государственной политики в области образования:

«РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020: МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ»

1 - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями… 2 - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики… 3 - обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и места жительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью… 4 - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров… Приоритетные задачи

Доклад подготовлен Андреем Волковым (Бизнес-Школа «Сколково»), Игорем Реморенко (Минобрнауки России), Ярославом Кузьминовым, Борисом Рудником, Исаком Фруминым, Львом Якобсоном (ГУ- ВШЭ) при участии Григория Андрущака и Марии Юдкевич (ГУ-ВШЭ). В докладе использованы положения, выдвинутые Андреем Фурсенко (Минобрнауки России) и Владимиром Мау (АНХ).

Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование – как система формирования интеллектуального капитала нации и как одна из главных сфер производства инноваций – создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов.

У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня

Модель российского образования – каким оно должно стать, чтобы соответствовать: - Инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; - Социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; - Требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

Ресурсы не соответствуют масштабам. Продолжающееся снижение качества. Рост доли слабых преподавателей. Снижение конкурентоспособности на глобальном рынке. Структура не соответствует потребностям экономики. Образование перестало работать как механизм социального перемешивания. Высшая школа не производит инноваций и инноваторов. Системные вызовы для российского образования

- Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков; - фокус на необходимости образования в течение жизни (образование принципиально понимается как незавершенное); - новый социальный стандарт образования (в ядро образовательной системы превратится высшее образование широкого профиля (бакалавриат); Принципиальные отличия новой модели от существующей

-самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования; -практическое признание принципа меритократичности и высокой ценности таланта; -ориентации на подлинную открытость системы, на формирование ее сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития. Принципиальные отличия новой модели от существующей

Складываетсяновое лицо педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают; - среди преподавателей растет доля совместителей из других сфер деятельности (наука, бизнес, общественные организации, СМИ, госуправление); - творческие компетенции в труде преподавателя начинают преобладать над дидактикой; Новый преподаватель

- преподаватель теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны); -резко растет эффективная зарплата преподавателя; -несоответствие реального вознаграждения ведет к оттоку квалифицированных кадров; - необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных. Новый преподаватель

- Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников. -Для формирования регулярного механизма обновления преподавательского корпуса необходимо перейти на отраслевую систему пенсионного обеспечения преподавателей на базе софинансирования добровольных пенсионных накоплений из бюджетов автономных учреждений и государственного бюджета. - При реализации новой модели образования изменится само представление о «нормальной» карьере учителя или преподавателя. - Привычной станет возможность приходить к преподаванию после опыта работы в других сферах, сочетать преподавание с другой работой. Кадры образования

Структура системы профессионального образования Структура профессионального образования будет сочетать базовую подготовку с веером возможностей повышения квалификации переобучения. Будет создана гибкая система учета результатов образования (кредитно-зачетная система), которая позволит «набирать» кредиты, необходимые для получения академического сертификата (диплома) бакалавра или магистра в разных программах. Общие характеристики системы профессионального образования (к 2020 г.)

отобранных на конкурсной основе федеральных исследовательских университетов (ФИУ); крупных университетов регионального и межрегионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации; - университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного). -колледжи, реализующие программы технического бакалавриата и модульные программы подготовки по конкретным специальностям; - колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования (могут входить в состав университетов); - центры развития квалификаций, в которых будут реализовываться модульные программы получения конкретных квалификаций. Фактически эти центры в значительной степени заместят сегодняшние профессиональные училища. Основные структурные элементы системы профессионального образования

- В соответствии с принципом открытости произойдет интеграция ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей. Это означает, что студенты будут учиться и в вузе, и в партнерской компании, занимающейся реальным производством товаров и услуг. - Может сократиться число программ, по итогам которых выдаются госдипломы, дающие право на определенную профессиональную деятельность, и увеличится число программ, которые требуют профессионального экзамена для выхода на рынок труда; Инновационный характер профессионального образования

Ближайший шаг – переход от сметного к нормативному подушевому финансированию, обусловливающему прозрачную конкуренцию вузов за способных выпускников школ в условиях Единого государственного экзамена как формы внешней независимой объективной аттестации. Развитие материально-технической базы целесообразно осуществлять посредством специальной государственной поддержки с учетом стоимости конкретных направлений подготовки, обновления производственных и исследовательских технологий. Часть такого финансирования будет предоставляться на конкурсной основе. Увеличению негосударственного финансирования вузов поможет система государственной поддержки образовательного кредитования студентов. Она же поможет и талантливым студентам из малоимущих семей. Новая система финансирования для профессионального образования

Обновленная система высшего образования Массовый бакалавриат В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более двух третей выпускников общеобразовательной школы. Таким образом, высшее образование станет социальным стандартом нового поколения. Завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей (направлений подготовки) высшего образования на уровне бакалавриата и при введении максимально гибких стандартов для многообразных магистерских программ. В рамках бакалавриата будет обеспечен широкий выбор курсов с тем, чтобы к завершению этого периода обучения выпускник был готов либо к началу трудовой деятельности, либо к продолжению обучения в магистратуре.

Обновленная система высшего образования Новое управление в высшем образовании Диалог с потребителем станет основой развития высшего образования. Прозрачность деятельности вузов, будет сочетаться с системой независимых рейтингов вузов и отдельных образовательных программ, в том числе опирающимися на опросы выпускников и работодателей. Контроль качества освоения компетенций, заложенных в базовом стандарте, будет дополняться независимыми от системы образования профессиональными экзаменами. Ректоры будут назначаться попечительскими советами университетов, которые будут формироваться из авторитетных «внешних» фигур и представителей учредителей, местной власти и профессионального коллектива. При этом сложится рынок профессиональных академических менеджеров и управляющих высшими учебными заведениями, обладающих компетенциями, необходимыми для управления вузами как автономными организациями.

Обновленная система высшего образования Новое качество высшего образования Новый тип обучения будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, их вовлечением в реальные проекты, появлением коллективных форм учебной работы. Безусловным требованием к бакалавриату в исследовательских вузах и к магистратуре станет освоение иностранного языка на уровне, достаточном для свободной коммуникации, обучения, участия в совместных исследовательских и образовательных проектах (для учащихся и преподавателей). Будет проведена реформа дистанционного высшего образования, которое остается основным путем его получения для граждан, проживающих в отдаленных районах или по другим причинам не имеющих возможности учиться очно. За счет резкого повышения требований к качеству образовательных программ его доля сократится с нынешних 49% до 35%, что соответствует максимальному значению для других развитых стран.

Обновленная система высшего образования Восстановление исследовательской компоненты высшей школы. Для эффективной интеграции процессов получения и распространения знаний в исследовательских университетах и в поддерживаемых государством исследовательских центрах в составе других высших учебных заведений сосредоточится долгосрочное финансирование научных исследований, а на их базе будут создаваться венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, центры консалтинга, инжиниринга и трансфера технологий. На конкурсной основе будет сформирована группа федеральных исследовательских университетов (ФИУ), способных конкурировать с ведущими мировыми научно-образовательными центрами. В вузах, не являющихся исследовательскими университетами, будет осуществляться конкурсная поддержка передовых научно-образовательных программ на уровне факультетов и кафедр. Будут создаваться исследовательские центры (ИЦ), объединяющие передовых исследователей. В ФИУ и ИЦ будут в основном сосредоточены подготовка научных кадров и кадров преподавателей высшей школы, на их базе будет проводиться повышение квалификации преподавателей.

Обновленная система высшего образования Новые кадры высшей школы На основе новых механизмов финансирования и значительного расширения возможностей исследовательской работы в высшей школе будет происходить обновление сложившегося корпуса преподавателей. Для формирования единого российского рынка научных работников и преподавателей высшей школы будут введены стартовые гранты и отраслевая ипотека для молодых преподавателей. Государство будет стимулировать международную и отечественную академическую мобильность преподавателей. Мобильности и распространению новых идей будет способствовать выделение целевых грантов молодым исследователям и преподавателям, не привязанные к конкретному вузу. Для поддержки наиболее талантливых студентов, закрепления их академического выбора в 2010 г. будет введен институт целевых магистров и аспирантов. Им будет выплачиваться стипендия в размере средней заработной платы по экономике. В целом это приведет к тому, что, как правило, преподаватель будет учиться на бакалавриате, в магистратуре, в аспирантуре и работать в разных вузах.

Неформальное и информальное образование Сегодня конкурентоспособность стран зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество навыков, используемых в экономике и в социальной жизни. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и всё более значимым элементом современных образовательных систем. Поэтому все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде.

Дошкольное образование к 2020 г. Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска.. Предшкольное образование (4-6 лет) существует сегодня. Уже к 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования. В целом, уже в ближайшей перспективе дошкольный этап образования должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения.

Школьное образование к 2020 г. Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты (компетентностный подход). Ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу-хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий (подходы развивающего обучения). К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения в старшей школе. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.

Школьное образование к 2020 г. Профильное обучение также сделает возможной и необходимой разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования.. К 2020 году на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 6 часов дополнительного образования в неделю. В новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. К 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников.

Школьное образование к 2020 г. Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить систему их подготовки и переподготовки. Возможно, целесообразно отказаться от выделения педагогических вузов как отдельных институций и не сопротивляться их стихийному превращению в классические университеты или в гуманитарные университеты с сохранением специализаций для будущих педагогов. Наряду с этим, доминирующей формой подготовки и профессиональной переподготовки педагогов для основной и старшей школы станет специализированная магистратура.

Заключение – чье будущее?. Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Российское образование получает шанс реализовать этот подход. Иначе оно окажется в будущем, сделанным для него. Возможно, будущее будет выглядеть совершенно иначе, чем картина, представленная в этой статье. Возможно, мы не обнаружили каких-то важных тенденций, которые остро и ярко проявят себя через 12 лет. Мы приглашаем читателей попытаться мыслить о будущем ярче и смелее, обнаруживать его черты в сегодняшних инновациях. Этот совместный поиск и станет основой реальных программ развития российского образования.