Ферару Галина Сергеевна Тема диссертации ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Advertisements

Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Организация системы экологического менеджмента на предприятии.
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Экологический аудит: цели и задачи. Экологический аудит независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Транксрипт:

Ферару Галина Сергеевна Тема диссертации ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Цель диссертационного исследования – разработка теоретических основ, методологии и путей устойчивого развития предприятий лесопромышленного комплекса России как эколого-экономических систем

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: Исследовать теоретические основы формирования устойчивого развития промышленных предприятий как эколого-экономических систем. Исследовать современные подходы общества, используемые в решении проблемы управления эколого-экономическими производственными системами. Разработать и обосновать варианты и определить критерий выбора оптимального эколого-экономического развития хозяйствующих субъектов. Разработать и обосновать алгоритм оценки эффективности экологизации производства. Выявить и обосновать стратегические направления экологизации производства на предприятиях ЛПК. Выявить социально-экономические тенденции развития ЛПК и обосновать перспективные направления развития предприятий отрасли. Разработать и обосновать методологию оптимизации управления отходами производства и потребления. Разработать и обосновать методологию повышения эффективности управления устойчивым развитием промышленных предприятий в рамках формирования системы экологического менеджмента и устойчивого лесопользования. Разработать и обосновать методику оценки эффективности использования вторичных ресурсов на предприятиях ЛПК. Объект исследования – промышленные предприятия ЛПК России как эколого - экономические системы. Предмет исследования: теоретические и методологические принципы, методы, механизмы и инструменты эколого-экономического управления и функционирования предприятий ЛПК.

в целях создания СЭМ третьей стороной в целях создания на предприятие эффективно действующей СЭМ в целях создания и использования СЭМ как инструмента, позволяющего предприятию достигать и демонстрировать последовательное улучшение всех экологических аспектов деятельности, где это практически достижимо Стратегии использования стандартов серии ISO – Система экологического менеджмента ПРОБЛЕМЫ Невысокий уровень общего менеджмента на предприятиях Недопонимание руководством компаний происходящих изменений в подходах к решению экологических проблем Узкое понимание экологической деятельности предприятия Недопонимание характера стандартов СЭМ Недостаточная информированность предприятий относительно принципов и выгод деятельности в области СЭМ Отсутствие соответствующей системы стимулирования Проблемы, обусловленные развитием в России СЭМ

Модельные варианты эколого-экономического развития предприятий Тип экологически ориентированного управления Сценарий техногенного воздействия Вид эколого- экономической стратегии Цель эколого- экономического развития Основные нормативные ориентиры при планировании Результативность деятельности Пассивное (традиционное) управление природоохранной деятельностью 1-й или 2-й сценарии Стратегия «вынужденного соответствия» или стратегия «пассивного соответствия» Борьба с загрязнением окружающий среды Внешние нормативы и требования российского законодательства Увеличение негативного воздействия на окружающую среду на фоне затратности природоохранной деятельности Стратегически й экологический менеджмент 3-й сценарий Стратегия «активного экологического менеджмента» Предотвращение загрязнения в рамках предприятия и прилегающей территории Внешние нормативы и требования российского законодательства; национальные стандарты серии ИСО Р 9000 и 14000; внутренние более жесткие нормы и стандарты Стабилизация или снижение воздействия на окружающую среду на фоне получения эколого- экономических дивидендов Управление устойчивым развитием (социо-эколого- экономическое управление) 3-й сценарий Стратегия «устойчивого развития» Стремление к предотвращению негативных воздействий как в рамках предприятия и прилегающих территорий, так в глобальных масштабах Внешние нормативы и требования российского законодательства; международные нормы и стандарты серии ISO 9000 и и др.; внутренние более жесткие нормы и стандарты Снижение техногенного воздействия на окружающую среду на фоне получения эколого- экономических дивидендов = (B t – C t ± E t )/(1 + r) t, E t = Д э ± И э

Алгоритм оценки эффективности экологизации производства ЭЛЕМЕНТЫ 1. Оценка эффективности управления предприятием; 2. Оценка эффективности функционирования предприятия; 3. Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 4. Систематизация результатов оценки. Оценка характеристик экологичности Оценка жизненного цикла продукции (ОЖЦП) Выделение укрупненных показателей с последующей экспертной оценкой ЭТАПЫ 1. Планирование оценки; 2. Реализация оценки. Экономическая оценка ущерба, наносимого окружающей среде Расчет экологических индикаторов ЭТАПЫ 1. Планирование оценки; 2. Реализация оценки; 3. Использование результатов оценки; 4. Анализ состояния и совершенствования оценки. Методы Оценка эффективности экологизации производства ЭТАПЫ 1. Определение целей и задач; 2. Инвентаризационный анализ; 3. Оценка потенциального воздействия на окружающую среду (ОВОС); 4. Интерпретация результатов и их документирование МЕТОДИКИ Выявление и анализ экологических аспектов деятельности предприятия

Структура процесса оценки эффективности экологизации производства 1. Оценка эффективности управления предприятием Анализ и оценка внедрения политики и программ Аанлиз и оценка обеспечения соответствия Анализ и оценка финансовых характеристик Анализ и оценка отношений в общественностью 2. Оценка эффективности функционирования предприятия Анализ и оценка использования материалов и энергии Анализ и оценка использования материальных объектов и оборудования Анализ и оценка показателей, характеризующих снабжение и поставку Анализ и оценка показателей, характеризующих качество продукции Анализ и оценка образования отходов, выбросов и сбросов Анализ и оценка негативного физического воздействия на окружающую среду 3. Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды Анализ и оценка ущерба от загрязнения воздушной среды Анализ и оценка ущерба от загрязнения водной среды Анализ и оценка ущерба от нарушения и загрязнения земельных ресурсов 4. Систематизация результатов оценки, оценка уровня экологизации производства и техногенного воздействия на окружающую природную среду, корректировка и разработка природоохранных планов, программ и проектов дальнейшего развития

Оптимизация технических и технологических аспектов производства Формирование и внедрение Создание Национальной Концепции экологически безопасного обращения с отходами Разработка и реализация национальной схемы государственного управления деятельностью по обращению с опасными отходами Внедрение принципов стратегии «Более чистое производство» Учет входных и выходных потоков, составление масс баланса Модернизация производства и оборудования; внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий Система менеджмента качества ISO Система экологического менеджмента ISO 14001:2000 Система устойчивого лесопользования принципы и критерии FSC/PEFC Система менеджмента безопасности труда OHSAS 1800 Система социальной ответственности SA 8000 Интеграция систем менеджмента СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Оптимизация системы управления предприятием Организация управления отходами на предприятии Оптимизация управления отходами Организация управления отходами на региональном уровне Организация управления отходами на муниципальном уровне Пути повышения эффективности и устойчивости развития предприятий ЛПК

1. Пресечение незаконной рубки леса 2. Объединение предприятий ЛПК в конфедерацию 3. Повышение качества лесных ресурсов 4. Развитие инфраструктуры путем строительства лесных дорог 5. Максимально глубокая переработка древесины 6. Приведение в порядок действующих мощностей Направления повышения конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности ЛПК 1. Повышение экологичности производства продукции 2. Использование возобновляемых источников энергии - отходов производства ЛПК 3. Использование новых технологий и материалов, прежде всего, наукоемкой продукции 4. Использование макулатуры в качестве сырья для производства целлюлозы 5. Разработка и применение новых методов лесоустройства исходя из зонирования лесного фонда 6. Использование лесоустроительных цифровых карт для осуществления планирования лесовосстановительных мероприятий 7. Проведение профилактических мероприятий по предотвращению лесных пожаров 1. Формирование единого лесного фонда на фоне ограничения «ведомственных» лесов 2. Усиление роли ведущих лесопромышленных групп в лесозаготовке путем предоставления им лесов в аренду на длительные сроки 3. Использование долгосрочного ипотечного кредитования для стимулирования строительства индивидуальных жилых домов 4. Перевод лесных платежей из налоговой в рентную форму 5. Разработка и принятие на государственном уровне Национальной лесной политики 6. Совершенствование системы разграничения полномочий в сфере управления лесными ресурсами Обусловленные деятельностью государства Обусловленные деятельностью компаний Обусловленные совместным действием компаний и государства Направления повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ЛПК

Динамика образования, использования и обезвреживания отходов производства и потребления в России, млн.т. Деятельность по обращению с отходами 2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г г. в % к 2002 г. Образование опасных отходов* Использование и обезвреживание отходов производства и потребления 127, , , ,3 93,8 *до 2002 г. – токсичные отходы; с 2002 г. – отходы производства и потребления (с 1-го по 4-й класс опасности); гг. – по данным Министерства природных ресурсов России; 2004 г. – по данным Ростехнадзора Динамика остатков древесины на лесосеках и очистки мест рубок в России Показатели 2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г в % к 2000 Остатки невывезенной древесины, подлежащие реализации, тыс. м 3 Оставлено недорубов, тыс. м 3 Брошено древесины на местах рубок, тыс. м 3 Площадь лесосек, подлежащих очистки, тыс. га Остаток неочищенных площадей, тыс. га Остаток в лесу неокоренной древесины хвойных пород, тыс. м 3 769,7 1704,2 807,4 1776,6 67,0 444,8 678,9 1572,5 706,0 1723,6 66,7 74,2 836,2 1306,3 621,1 1704,9 57,2 303,3 720,8 1345,8 532,3 1789,3 50,4 71,8 479,8 1144,4 432,3 1722,7 45,4 221,6 447,3 1907,1 582,6 1823,8 51,0 284,0 58,1 111,9 72,2 102,7 76,1 63,8

Направления использования отходов ЛПК Отходы лесовоспроизводс тва (тонкие хлысты и хмыз) Отходы лесопиления, лесозаготовки и деревообработки (куски, валежник, горбыли, щепа, обрезки, сухостой, опилки, стружки) Илосодержа щие осадки Сульфатные и сульфитные щелока Шлам- лигнин -кормодоба вки и химическая переработка и пр. - с/х удобрения; - источник тепла и пр. - источник тепла и энергии; - сырье для получения этилового спирта, дрожжей, лигносульфонатов и пр. - строитель ство (древесноплиточн ые и древесноволокни стые плиты, фанера, бумага и картон - сельское хозяйство (структурообразо ватель почвы) - производ ство резиновых технических изделий и искусственной кожи и пр. - конструкционный материал в производстве мебели и столярных полуфабрикатов; - технологическая щепа для целлюлозно-бумажных и плиточных производств; - с/х удобрения; - строительство (легкие бетоны, теплоизоляционный материал, древесно-полимерный композиционный материал, декоративно-отделочный материал, древесностружечные, древесноплиточные и древесноволокнистые плиты, древесный наполнитель); - животноводство; - борьба с нефтяными загрязнениями; - выработка тепла и электроэнергии и пр.

Алгоритм формирования и функционирования системы управления отходами на предприятии IV стадия Систематизация накопления опыта III стадия Принятие управленческих решений о технологических внедрениях II стадия Консультативно-аналитическая (анализ документов и аудит отходов) I стадия Организационно-административная (исполнение законодательных требований в области обращения с отходами)

Форма регистра экологических аспектов Регистр экологических аспектов _ (наименование производства / службы) ____ Процесс Место реализации процесса Экологические аспекты Воздействие на окружающую среду Документы, регламентирующие требования в ЭА Критери и оценки Фактор значимости (Ф з ) Перечень значимых экологических аспектов п.п. Местонахождение процесса Выявленный экологический аспект Фактор значимости, в баллах Фз = Мв × Ив × Вв × Пв,

Шкала оценок значимости экологических аспектов Критерии оценки Значения критерия, в баллах 1. Масштаб воздействия ЭА (М в ) в пределах: - мест проведения работ -объекта в целом - близлежащей территории - района и более Интенсивность (тяжесть) воздействия ЭА (И в ): - воздействие в пределах допустимых, законодательно установленных норм -превышение предельно допустимых, законодательно установленных норм с незначительными последствиями для окружающей среды -превышение предельно допустимых, законодательно установленных норм со значительными последствиями для окружающей среды Вероятность воздействия ЭА (В в ): - случайные редкие события (малая) -периодически повторяющиеся события (средняя) - часто повторяющиеся события или постоянное воздействие (высокая) Продолжительность воздействия ЭА (П в ): - в течение нескольких часов - в течение дней - длительное время или постоянно

Необходимость разработки (актуализации Реестра ЭА) Формирование сводного Реестра ЭА Начальник отдела экологии Формирование Перечня (ежегодная актуализация до 25 декабря) Начальник отдела экологии Наиболее значимые ЭА деятельности предприятия Сводный Реестр ЭА Регистры ЭА Разработка Реестра ЭА в подразделениях (ежегодная актуализация до 10 декабря) Руководители производств (служб) Переч ень Карта процесса идентификации экологических аспектов Номер внутреннего документа «Идентификация экологических аспектов» Карта процесса «Идентификация экологических аспектов» Цель процесса: выявление экологических аспектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду Владелец процесса: представитель руководства Ответственный исполнитель: начальник отдела экологии Поставщики Входы (требования)Алгоритм процесса и участники ЗаписиПотребители 1. Технологи цехов (про- изводств), лица, ответственные по вопросам природо- охранной деятельности, специалисты отдела экологии и производствен ного контроля 2. Руководител и производств (служб) 1. Информация о технологических процессах, производимой продукции, потребляемых сырье и ресурсах, природоохранных нормативных документах; статистика аварийных ситуаций 2. Информация об экологических аспектах и характере их воздействия на окружающую среду Регистры ЭА Сводный Реестр ЭА Перечень значимых ЭА Отдел экологии Высшее руководство, структурные подразделения предприятия, внешние заинтересованн ые стороны Показатели результативности НормаПериодичность мониторинга 1. Соблюдение сроков разработки и формы Реестра ЭА и Перечня 100%1 раз в год 2. Достижение цели процессацель достигнута 1 раз в год

Снижение образования и переработка отходов Рациональное использование ресурсов Энергосбережение Разработка и использование ресурсосбере- гающих и «экологически чистых» технологий Увеличение доли внутреннего рынка Связи с общественнос тью Завоевание рынка «экологически безопасных продуктов» Возможность снижения себестоимости продукции при эффективном функциони- ровании системы экол. менеджмента в долгосроч-ном периоде Участие в конкурсах на звание лучшего предприятия года по различным аспектам демонстрации эколо-гической эффективност и Получение кредита под более низкий процент Более благоприятные условия страхования за счет снижения экологического риска деятельности предприятия Повышение экологической эффективности деятельности предприятия Улучшение инвестиционного климата, страхование и кредитование на более выгодных условиях Повышение конкурентоспособност и и экономической эффективности Улучшение имиджа Снижение негативного воздействия на ОС Выход на мировой рынок «Прозрачность» экологической информации Привлечение инвестиций в производство, в том числе иностранных Основные цели формирования и развития на предприятии системы экологического менеджмента

Задачи различных уровней управления в системе экологического менеджмента предприятия Уровни управления Задачи менеджмента Высший 1. Интеграция проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования с общепроизводственными проблемами. 2. Формирование экологической политики предприятия. 3. Определение экологических целей и задач для различных уровней управления. 4. Планирование основных направлений природоохранной деятельности предприятия. 5. Координация и стимулирование природоохранной деятельности предприятия. 6. Обеспечение природоохранных проектов материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. 7. Комплексная оценка состояния природоохранной деятельности предприятия и пр. Средний 1. Осуществление экоаудиторских проверок. 2. Разработка организационно-технических и инвестиционных рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности предприятия. 3. Детальная разработка и координация конкретных проектов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. 4. Представительство предприятия по экологическим вопросам при взаимодействии с контролирующими органами и общественностью и пр. Низший 1. Реализация экологических проектов. 2. Осуществление контроля за работой оборудования, представляющего угрозу для окружающей среды. 3. Работа с персоналом. 4. Разработка предложений по совершенствованию технологических процессов и выпускаемой продукции относительно их экологических аспектов и пр.

Необходимость аудита, подготовка распоряжения (ОМК) Перечень контрольных вопросов План аудита Свидетельства аудита Наблюдения аудита, протокол совещания Разработка контрольного листа вопросов Аудиторы Предварительное совещание Руководитель группы Оформление отчета об аудите (руководитель группы) Разработка плана аудита, направление извещения (за 10 дней до аудита) Руководители группы Обследование объекта аудита Аудиторы Совещание рабочей группы и заключительное совещание Руководитель группы Карта процесса внутреннего аудита Номер внутреннего документа «Внутренние аудиты» Карта процесса «Внутренний аудит» Цель процесса: установления соответствия и оценка результативности СЭМ Владелец процесса: представитель руководства Ответственный исполнитель: руководитель группы по аудиту Поставщики Входы (требования) Алгоритм процесса и участники ЗаписиПотребители 1. ОМК 2. Проверяемые подразделения 3. Проверяемые подразделения Цель, критерии, область и сроки аудита Информация по областям аудита Дополнительн ая информация по областям аудита Извещение, программа проверки Акты регистраци и несоответс твий и/или уведомлен ий Отчет о внутренне м аудите ОМК, рабочая группа по аудиту, проверяемые подразделен ия Проверенны е подразделен ия Директор по качеству, ОМК, проверенные подразделен ия Показатели результативности НормаПериодичность мониторинга 1. полнота материалов (документов) проверки 100%каждая проверка 2. Соблюдение сроков проверки 100%каждая проверка 3. Полнота выполнения программы проверки 100%каждая проверка 4. Достижение цели проверкицель достигнутакаждая проверка

Алгоритм формирования и развития СЭМ в организации 1. Формирование СЭМ Разработка экологической политики Идентификация экологических аспектов и требований законодательства Разработка экологических целей и задач Разработка экологических программ Сертификация соответствия требований стандарта ИСО Р Организация деятельности в рамках СЭМ Определение структуры ответственности Обеспечение ресурсами Мониторинг основных параметров деятельности Аудит СЭМ и её корректировка Анализ результатов деятельности руководством

1. Создание системы льгот, стимулов, мотиваций для хозяйствующих субъектов с учетом накопленного международного, национального и регионального опыта 2. Совершенствование структуры перераспределения отчисляемых природоохранных средств и разработка практического механизма возврата этих средств предприятиям 3. Разработка целевых программ долгосрочного кредитования природоохранной деятельности в области СЭМ 4. Первоочередное включение предприятий, внедривших СЭМ и получивших соответствующий сертификат, в целевые инвестиционные программы 5. Развитие системы бюджетного финансирования для реализации общественно значимых проектов 6. Разработка системы бонусов, субсидий в виде безвозмездных ссуд 7. Совершенствование банковской системы кредитования на природоохранные нужды и обеспечение экологической безопасности 8. Повышение цен на экологически чистую продукцию с учетом технологии производства и, соответственно, занижения цен на экологически грязную продукцию 9. Внедрение инвестиций, ориентированных на развитие ресурсосбережения и др. 1. Создание национальной, признанной международным сообществом, системы добровольной экологической сертификации и аккредитации сертифицирующих организаций 2. Совершенствование системы государственного мониторинга 3. Создание условий для формирования различных консалтинговых структур, инжиниринговых, тренинговых компаний и т.п. 4. Создание условий для формирования экорынков и развития экоиндустрии 5. Развитие системы добровольного экологического аудирования и др. 1. Развитие и совершенствование системы экообразования и создание условий для эковоспитания населения 2. Формирование современной методологической базы и обеспечение её распространения 3. Обеспечение "прозрачности" перераспределения природоохранных средств между различными уровнями 4. Распространение опыта экологизации путем организации и проведения научно-практических конференций, семинаров и т.п 5. Создание информационного банка, содержащего данные об организациях, сертифицированных в соответствии со стандартом серии ИСО 14000, результатов сертификации, аудита, экспертной оценки и т.п., и обеспечение доступности в получении такой информации заинтересованным лицам и др. Правовая поддержка Институциональная поддержка Система государственной поддержки экологизации производства и развития СЭМ Экономическая поддержка Информационная поддержка 1. Создание законодательных актов, обеспечивающих эффективное формирование и развитие СЭМ и её инструментов 2. Совершенствование законодательной базы (исключение дублирования, противоречивости, не состыковки отдельных правовых актов) в этой сфере 3. Совершенствование существующей системы нормирования и её адаптация к международным нормам 4. Разработка и законодательное утверждение критериев экологически чистой продукции, включая технологию её производства, а также гос-х стандартов на экологически чистую продукцию 5. Совершенствование стандартов серии ГОСТ Р в направлении гармонизации терминологии и др. Система государственной поддержки экологизации производства, формирования и развития СЭМ

Сферы управления устойчивым лесопользованием предприятия Институты Природа Социум Экономика Рациональное использование лесных ресурсов Обеспечение приемлемого уровня рисков Повышение рыночной капитализации предприятия Удовлетворение потребностей заинтересованных сторон Повышение стабильного дохода от использования леса Конкурентоспособност ь компании и устойчивость ее развития

Основные направления политики устойчивого лесопользования Повышение квалификации сотрудников в области устойчивого управления лесами Информирование о достижениях и перспективах внедрения принципов устойчивого лесопользования среди всех участников Разработка единой методологии учета объемов экспорта лесной продукции Обеспечение участия представителей государственной лесной службы в освидетельствовании лесосек, предназначенных для рубок главного пользования Лесозаготовительная деятельность предприятий Покупка лесопродукции у сторонних предприятий- заготовителей Социальная деятельность Выявление и отказ от закупки и переработки незаконно заготовленной древесины Техническое перевооружение и модернизация лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий Развитие системного подхода к лесоэксплуатации Подготовка и проведение сертификации леспромхозов, поставляющих сырье Внедрение системы отслеживания происхождения поставляемой лесопродукции Повышение уровня поставки на предприятия балансовой древесины из сертифицированных лесов Сертификация конечной продукции, идущей на западные рынки Изучение проблем мало нарушенных лесных территорий, включая определение, выделение и сохранение лесов высокой природоохранной ценности Направления политики устойчивого лесопользования

Национальный план действий по борьбе с незаконными рубками Национального уровня: Изучение базовых условий, способствующих распространению незаконной деятельности, и составление «карты ландшафта» заинтересованных сторон. Поддержание различных систем добровольной лесной сертификации и внедрение соответствующей национальной системы. Контроль маршрутов перевозки древесины, а также мощности по ее первичной переработке на основе использования возможностей авиа- и космического мониторинга. Создание единой базы учета и контроля заготовки и перемещения лесных ресурсов, включая маркировку леса. Создание единой электронной базы лесорубочных билетов по регионам. Учреждение электронной биржи, фиксирующей все сделки купли-продажи лесных ресурсов. Усиление контроля за экспортом древесины, обеспечение его законности и прозрачности. Введение уголовной ответственности за контрабанду лесоматериалов. Политический аспект Создание условий для участия заинтересованн ых сторон и консультации с ними Создание коалиций, объединяющих усилия всех партнеров Меры Международного уровня: Повышение прозрачности и улучшение межведомственного информационного взаимодействия в странах- производителях. Повышение эффективности функционирования системы трансграничного взаимодействия путем привлечения к сотрудничеству таможенных органов. Повышение эффективности использования космического мониторинга для выявления несоответствий между разрешенными и фактическими объектами рубки. Включение показателей предотвращения исчезновения лесов и устойчивого лесоуправления в международный режим противодействия изменению климата. Введение запрета на ввоз нелегальной древесной продукции посредством установления требований о предъявлении доказательств легальности на границах. Инвестиционная поддержка наименее развитых стран в финансировании инвестиционных расходов на создание систем отслеживания происхождения древесины и совершенствование систем правоприменения. Технический (методический) аспект Выявление потенциальных партнеров в государственном, частном секторе и среди общественных организаций Создание механизмов координации Создание и функционирование форума для обеспечения участия заинтересованных сторон Создание координационной группы Национальный план действий по борьбе с незаконными рубками

Независимая оценка Модель системы отслеживания происхождения древесины в организации Экологическая политика компании Контракт Приложение «Происхожден ие древесины» База данных ГИС План проверок Проверка Поставщики и лесные делянки

ООПТ: - запрет заготовки древесины и живицы; - ограничение лесопользования; - интенсификация процессов создания ООПТ федерального и регионального уровня. Меры по сохранению малонарушенных лесов Меры ОЗУ и леса первой категории: - соблюдение режимов категорий защищенности лесов первой группы; - разработка категорий ОЗУ, утверждение региональных списков и их применение в ходе лесоустройства. Технологий лесопользования: - применение природосберегающих технологий лесопользования; - разработка и применение региональных правил рубок, более полно учитывающих биоразнообразие; - переход от сплошных к выборочным рубкам в ЛВПЦ, разрешенных к хозяйственному использованию, включая пересмотр объемов лесопользования (расчетной лесосеки) по результатам выделения ОЗУ; - адаптация нормативов лесопользования (в том числе правил лесовосстановления, рубок промежуточного и главного пользования и др.) в различным режимам управления ЛВПЦ; Общего характера: 1. Инвентаризация ЛВПЦ. 2. Создание национальной геоинформационной системы, содержащей картографические материалы: карты границ лесохозяйственных единиц – лесхозов, лесничеств, кварталов; карты границ лесов первой группы, ООПТ, ОЗУ; карты границ арендных участков. 3. Разработка и внедрение механизмов экономической оценки лесных ресурсов. 4. Разработка и реализация программ информирования, обучения и переподготовки кадров по вопросам сохранения биоразнообразия и экологических функций леса при лесопользовании. 5. Мораторий на полный или частичный отказ от вырубки ЛВПЦ. затрагивающие

Потребление вторичного топлива на ОАО «Котласский ЦБК» Показатель 2002 г.2003 г.2004 г.2005 г. Доля потребления вторичного топлива от общего потребляемого, % 28,229,329,829,4 М вт = F 1 / F 2 × 100 % F 1 = М вт. топ. а /М топ. а F 2 = М вт. топ. б /М топ. б, Утилизация отходов КЦБК Выработка тепловой и электрической энергии 60,4 % Рециклинг 1 %Рекультивация 32,7 % - сульфатный черный и красный щелок; - сульфитный щелок; - отходы обработки и переработки древесины (кора, опилки и т.п.); - отработанные нефтепродукты; - отходы, загрязненные нефтепродуктами Товарная продукция (бумага, картон, целлюлоза) Побочная продукция (лигносульфонаты, дрожжи, талловое масло и продукты его переработки, канифоль) - бракованная продукция - сульфитный щелок; - сульфатное мыло - минеральные отходы; - шлам; - отходы обработки сточных вод; - мусор строительный; - отходы биологической очистки сточных вод; - золы, шлаки и пыль от топочных установок и термической обработки отходов

Расчет экономии в стоимостном выражении по топливной составляющей на ОАО «Архангельский ЦБК» в 2005 г. Годовое потребление отходов на технологию в ДВП, пл. м 3 Кол-во добавочного мазута, т/год Кол-во условного топлива, расходуемого при сжигании древесных отходов и мазута, т у.т Кол-во заменяемого угля, т Экономия по топливной составляющей, руб Оценка экономии по экологическим платежам при замене угля на совместное сжигание древесных отходов и мазута на ОАО «Архангельский ЦБК» в 2005 г. Валовой выброс летучей золы, т/год Валовой выброс сернистого ангидрида, т/год Экономия по экологическим платежам, руб. по древесным отходам по мазутупо углюпо древесным отходам по мазутупо углюза выбросы золы за выбросы сернистого ангидрида 930,3268,631107,9154, Э год = Э опл + Э золы + Э SO2,