ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Алгебра функций» Выполнила: Винник Н.А.- учитель математики 435 школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ Выпускная работа на курсах « Академия учителей» учителя математики Базовской средней.
Advertisements

Преобразование графиков функций А Содержание Параллельный перенос вдоль оси OY Параллельный перенос вдоль оси OX Растяжение (сжатие) в k.
Тема урока: «Графики функций. Преобразования графиков функций»
Тема урока: «Простейшие преобразования графиков функций»
Основные задачи элективного курса: формирование практических умений и навыков построения графиков элементарных функций ; развитие осознанного использования.
y = f(x) + a y = f(x) y = f(x) - a +a -a Преобразование графиков функций. Т1. Параллельный перенос по оси Оу y = f(x) график исходной функции y = f(x)
Г РАФИК ФУНКЦИИ Y = - F ( X ) График функции y = - f(x) получается симметричным отображением графика y= f(x) относительно оси Ох.
Урок алгебры в 7 классе «Линейная функция и её график»
Иногда можно построить график функции путем преобразования уже известного более простого графика. Иногда можно построить график функции путем преобразования.
Преобразования графиков функций 10 класс. Говоря о преобразованиях графиков функций, мы имеем ввиду изменения графика некой элементарной функции (график.
Построение графиков функций, уравнений и соответствий ЧУДАЕВА Е. В. учитель математики, г. Инсар, СОШ 1 Элективный курс, 10 класс.
Числовые функции и их свойства. - это соответствие, при котором каждому элементу х из множества D по некоторому правилу сопоставляется определенное число.
Компьютер на уроке. Цели внедрения новых компьютерных технологий на уроках математики Активизация деятельности учащихся на уроках Индивидуализация обучения.
Классная работа. Графики и мы Графики вокруг нас урок алгебры в 7 классе.
Опишите алгоритм построения точек, симметричных данной относительно прямой a A A1A1.
Что такое функция. 7 класс Зависимость площади квадрата от длины его стороны a = 2 a = 3 a = 4 S = a 2 S = 4 S = 9 S = 16 Зависимая переменная.
АНАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Образовательная область «Математика» Учитель – Худякова Людмила Евгеньевна.
Преобразование графиков функций ГБОУ СОШ 1716 «Эврика-огонёк» Учитель математики Егорова Г.В. ГБОУ СОШ 1716 «Эврика-огонёк» Учитель математики Егорова.
Функция у=ах 2 и ее свойства. Шахова Татьяна Александровна МОУ гимназия 3 г. Мурманска.
Функционально- графические методы решения заданий типа С 5. Подготовила ученица 11 класса ФМ МОУ лицей Хисматуллина Екатерина.
Транксрипт:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Алгебра функций» Выполнила: Винник Н.А.- учитель математики 435 школы

Конспект занятия. Учитель Винник Надежда Анатольевна Предмет: Элективный курс по математике «Алгебра функций» Тип занятия: занятие-практикум Тема занятия:«Построение графиков композиции функций». Цель занятия: Расширение знаний о функциях и их графиках на примере суперпозиции (композиции) функций. Задачи: а) Закрепление знаний о понятии функции и операций композиции функций; б) построение графиков композиции функций; в) воспитание у учащихся культуры работы с чертёжными инструментами и аккуратности в выполнении построений, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата. Перечень ТСО: персональный компьютер, видеопроектор, экран, CD с учебным материалом, карточки с заданиями. Структура занятия: - мотивационная беседа (организационный момент и постановка цели и задач занятия); - входной контроль: а) Понятие функции. Задание 1: Определить какие графики соответствуют графикам функций. Задание 2: Указать какой график может соответствовать данной ситуации. б) Понятие суперпозиции функций. в) Способы преобразований графиков функций. Задание 3: Определить какие преобразования необходимо совершить с графиком у = f(x), чтобы построить график функции у = f(|x|); у = |f(x)|; у = f(x) + а; у = f(x + а); у = f(kx); у = k·f(x); у = f(-x). - практическая часть: выполнение индивидуальных заданий на карточках с последующей проверкой. -подведение итогов и постановка домашнего задания; - рефлексия (самооценка и суждения учащихся о работе класса, своей деятельности на уроке).

Понятие Функции f(х) x2x2 x1x1 xnxn y1y1 y2y2 ynyn D(f)E(f) y=f(x)

Понятие Функции Пусть D и Е – непустые числовые множества, а Х и У – соответственно их элементы. Если каждому Х є D (Х принадлежит множеству D) ставится, в соответствии с некоторым законом, только одно значение У є Е, то говорят, что между переменными Х и У существует функциональная зависимость, и Х называют независимой переменной (или аргументом), а У – зависимой переменной ( или функцией). Термин «функция» ввёл в математику Готфрид Лейбниц ( гг.)- он употреблял его, связывая только с геометрическими образами. В развитие понятия функции внесли свой вклад Исаак Ньютон ( гг.), Леонард Эйлер ( гг.), Ж.-Б. Фурье ( гг.), Н.И. Лобачевский ( гг.), Дирихле ( гг.)

Определите какие графики соответствуют графикам функций

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации

На голове человека растут волосы, которые тот регулярно стрижёт, когда они достигнут какой-то определённой длины (всегда одной и той же). Покажите, какой график может соответствовать зависимости длины У определённого волоса от времени Х, прошедшего после одной из стрижек.

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации Конус погружают в воду вниз вершиной. Как зависит У – масса вытесненной воды – от величины Х, выражающей глубину погружения? Найдите соответствующий график.

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации Конус погружают в воду вниз основанием. Найдите график, который может выражать зависимость У (масса вытесненной воды) от Х (глубина погружения).

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации Через каждый час рабочего времени на склад сдают всегда одно и то же число изготовленных за этот час деталей (Х - время работы, У – количество деталей на складе). Каким из графиков может выражаться зависимость У от Х?

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации У гражданина есть деньги, которые он тратит на покупки. Найдите график, соответствующий зависимости количества денег У, которыми располагает гражданин, от количества времени, потраченного на покупки.

Укажите какой график может соответствовать данной ситуации Яблоко растёт, затем его срывают и сушат. На весь этот процесс уходит Х дней. Найдите график, описывающий зависимость массы яблока У от Х.

Преобразование графиков функций. Симметричное отображение относительно оси Оу. y = f(x) - график исходной функции y = f(|x|) часть графика при х > 0 сохраняется, она же симметрично отображается относительно оси Оу х у 0 y = f(x) y = f(|x|)

y = 2f(x) y = f(x) Преобразование графиков функций. Растяжение вдоль оси Оу y = f(x) график исходной функции y = kf(x) растяжение вдоль оси Оу в k раз если k > 1 (на рисунке k = 2) х у

y = 1/2f(x) y = f(x) Преобразование графиков функций. Сжатие вдоль оси Оу y = f(x) график исходной функции y = kf(x) сжатие вдоль оси Оу в 1 / k раз если k < 1 (на рисунке k = 1/2) х у 0 1/2 -1/2 1

y = f(1/2 х) y = f(x) Преобразование графиков функций. Растяжение вдоль оси Ох y = f(x) график исходной функции y = f(kx) растяжение вдоль оси Ох в 1 / k раз если k < 1 (на рисунке k = 1/2) х у

y = f(2 х) y = f(x) Преобразование графиков функций. Сжатие вдоль оси Ох y = f(x) график исходной функции y = f(kx) сжатие вдоль оси Ох в k раз если k > 1 (на рисунке k = 2) х у

Композиция функций g( f(х) ) f(х 2 ) f(х 1 ) f(х n ) P 1 (x) P 2 (x) P n (x) D( P(x) ) P(x)=(f o g)(x)=g( f(x) ) E( P(x) )

Композиция (суперпозиция или сложная функция) Определение: Пусть даны две функции у=g (x) и y=f (x), их композицией называют функцию P (x) =(f o g) (x) =g ( f (x) ), при условии Д(f)E(g)Ø g (x) -внешняя функция f (x) - внутренняя функция В функцию g (x) надо вместо х подставить функцию f (x) Композиция не коммутативна (g o f) (f o g)

Внешняя функция y=g(x) – это g(x)=log 2 |x| Внутренняя функция у=f(x) – это f(x)=x²-1 Внешняя функция y=g(x) - это g(x)=log| х| 2 Внутренняя функция у=f(x) - это f(x)=x²-1

у х у =(х +2) 2 –3 0 у х -2 Задание: построить график композиции функций Дано: f(x)=x+2 и g(x)=x²-3 Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ:

2 2 0 у х Задание: построить график композиции функций Дано: f(x)=x-2 и g(x)=x+2 Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ:

0 у х у =(х –3) 3 – Задание: построить график композиции функций Дано: f(x)=x-3 и g(x)=x³-4 Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ: у =(х –3)³ – 4 х³х³

0 у х Задание: построить график композиции функций Дано: f(x)=x+3 и g(x)=1/x-2 Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ:

0 у х y = x 2 – 4 y = |x 2 – 4| Задание: построить график композиции функций Дано: f(x)=x²-4 и g(x)=|x| Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ: y = |x² – 4| -22

0 у х у = (х – 2) 2 –1 у = |(х – 2) 2 –1| 0 у х у = |х 2 – 1| у = |х 2 – 1|– 3 у = ||х 2 – 1|– 3| Дано: f(x)=(x-2)² и g(x)=|x-1| Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Дано: f(x)=|х²-1| и g(x)=|х-3| Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ: у = |(х –2)² –1| у = ||х² – 1|– 3|

0 у х y = (x-1) 2 y = (|x|-1) 2 0 у х Дано: f(x)=|х|-1 и g(x)=х² Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Дано: f(x)=|х|-1 и g(x)=x Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ: y = (|x|-1)² 1 1

0 у х 0 у х y = x 2 y = 2(x+2) 2 y = (x+2) 2 y = x 2 y = (x-1) 2 y = 0,5(x-1) 2 y = -0,5(x-1) 2 Дано: f(x)=х-1 и g(x)=-0,5 х² Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Дано: f(x)=х+2 и g(x)=2 х² Построить: (f o g)(x)=g(f(x)) Ответ: y = -0,5(x-1)² y = 2(x+2)² 1 -2

Домашнее задание 1 Пофантазируйте! Какие реальные ситуации могут описывать функции, графики которых изображены на рисунках. Укажите для каждой функции, что соответствует независимой переменной Х, а что соответствует зависимой переменной У.

Домашнее задание 2 Составьте композицию из двух функций и постройте её график

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания оказались Какие задания оказались для вас трудными? для вас трудными? Какие задания показались Какие задания показались вам лёгкими? вам лёгкими? Что бы вы хотели пожелать, в том числе и предложения по разработке последующих занятий? Что бы вы хотели пожелать, в том числе и предложения по разработке последующих занятий?

На складе было 50 тонн угля. Ежедневно на склад поступало 10 тонн. Даны графики описывающие зависимость количества р (в тоннах) угля от времени t (в сутках). По каждому графику составьте рассказ о том, что происходило с углем. Как он поступал на склад, в каком количестве? Расходовался ли? Задание