Тема самообразования учителя начальных классов ГБОУ СОШ 541 Кисилевой И.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей уч-ся на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Advertisements

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Маршрутный лист летнего литературного семейного путешествия-минипроекта для второклассников «Музей литературных героев» СТАРТ (июнь) знакомимся со списком.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Учитель: Егорова Елена Валерьевна.
Формирование УУД на уроках литературного чтения в 4 классе.
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
Структура уроков литературного чтения. «Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий языка; литературное чтение.
ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» Курс внеурочной.
Проектная деятельность Проектная деятельность в начальной школе в начальной школе Учитель начальных классов Чвора Елена Анатольевна.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
* саморазвитие, * самообразование, * самораскрытие личности.
Возрастная группа подготовительная Длительность краткосрочный Вид проекта творческий.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения МОУ СОШ 32 МО г. Подольск Петресова Светлана Викторовна.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Неделя литературного чтения в начальной школе Подготовила: учитель начальных классов Грозав Зинаида Алексеевна.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Транксрипт:

Тема самообразования учителя начальных классов ГБОУ СОШ 541 Кисилевой И.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей уч-ся на уроках литературного чтения. 2013/14 уч. год

Привитие интереса к родному слову. В сотрудничестве, под руководством, с чей – то помощью ребёнок может создать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. В сотрудничестве, под руководством, с чей – то помощью ребёнок может создать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. (Л. С. Выготский) (Л. С. Выготский)

Как ребёнку развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове?

Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Представить ему больше света, радости, интереса и наполнится мир понятий, детских слов, образов, живой речи!

Очень важно замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаю задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Использую стихотворный материал: загадки, стихи о буквах, рифмовки, чистоговорки. Дети проявляют большой интерес к стихосложению.. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки..

Это такие упражнения: 1. дополни слоги до слов (му-, про-); 2. закончи фразу; 3. придумай рифму к слову (лучик - … ); 4. соедини рифмующиеся слова; 5. поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); 6. игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга); 7. придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтинник, получил половину; 8. игра «Четвертый лишний » (ложка, кашка, мошка, лукошко);

9. игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам; 10. восстанови рассыпанное стихотворение; 11. допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, Далеко летят на юг… 12. игра «Кто больше подберет рифм» Синички – водички – птички 13. игра «Добавлялки» Где обедал воробей? В зоопарке у… 14.«Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Особенно много творческих работ появляется при знакомстве с устным народным творчеством. Знакомясь с частушками, считалками, загадками, небылицами, дразнилками, дети придумывают свои образцы. Загадки Отгадайте-ка, ребятки, интересную загадку: Круглое и красное На дереве висит. Вкусное и сладкое На солнышке блестит. Коллективная работа, 1 класс А

Работа со словом требует развития у учащихся способностей всматриваться, вслушиваться. Для постановки детей в ситуацию поиска, даю такие задания, которые способствуют творческим открытиям детей. Это упражнения вида «Что на что похоже?», «Какой характер и настроение у игрушки?», «Что может рассказать о себе кошка, белка, кукла?» (герои произведений), «Какие представления у вас возникают при слове дождик?» и другие, « Что ты чувствуешь при слове...? » и другие.

Игры со словом «Я начну, а ты продолжи… » Вот он – светлый, добрый дом, Мы сейчас в него войдём… Вошли и увидели моего друга Васю. Встретили и его сестру Стасю. А вокруг летают ласточки день и ночь. И даже лисы убегают от зайчиков прочь. В доме том и стулья и диваны и золотые столы. Я там был, а ты? Игры со словом «Я начну, а ты продолжи… » Вот он – светлый, добрый дом, Мы сейчас в него войдём… Вошли и увидели моего друга Васю. Встретили и его сестру Стасю. А вокруг летают ласточки день и ночь. И даже лисы убегают от зайчиков прочь. В доме том и стулья и диваны и золотые столы. Я там был, а ты?

Проводя урок чтения, п п п применяю различные задания, направленные на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, кроссворды, ребусы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа: - продолжи рассказ; - как вы думаете, что ещё может произойти с героем; - а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло произойти? А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора.

Придаю большое значение, тому, что первоклассник, овладевающий навыком чтения, может справиться лишь с очень небольшими текстами, не представляющими для него огромного интереса. В связи с этим огромное значение приобретает курс « Литературное слушание », который выполняет главную функцию: развивает интерес к книге, помогает совершенствовать умения воспринимать разные художественные произведения путём выразительного чтения произведений самим учителем.

5. Выразительное чтение Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания: передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль; прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение; прочитай предложение с разной интонацией. Выразительное чтение учителя и детей присутствует на каждом уроке. Но особенно это заметно на конкурсах чтецов.

Для полноценного восприятия произведения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. С этой целью предлагаю учащимся следующие задания: Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п. Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;

. ·- Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению. - рисование эпизода, который больше понравился; - рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков; - составление рисованного диафильма; - аппликацию, лепку, изготовление макета книги, - рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; - составление картинного плана.

Отзыв о прочитанном Высказать свое мнение о книге спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Уже с первого класса дети начинают оформлять «Читательский дневник» (сначала с помощью родителей, затем самостоятельно), т.е. писать сочинение-отзыв на данную авторскую работу, без предварительной работы над ним в классе.

Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание: - Понравился ли тебе рассказ? Почему? - Удачно ли созданы автором образы героев? - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Можно ли рассказ назвать интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей.

Результатом работы считаем - повышение качества знаний, стремление к творчеству, рост учебной мотивации, создание благоприятного клима та в классе и крепкого дружного коллектива.

.

Уже сейчас заметно, что дети все чаще высказывают свои мысли о прочитанном, быстрее находят нужные слова для характеристики героев в произведениях, пробуют писать стихи, рассказы, а самое главное –любят уроки литературного чтения, любят читать. Среди детей был проведен анкетный опрос: Помнишь ли ты свою первую книжку? Есть ли книга, которую ты любишь перечитывать? Хотел бы ты переселиться в одну из книг? Среди каких героев ты хотел бы жить?

Исследование показало, что из 25 учеников 24 помнят свою первую книгу, 22 любят перечитывать некоторые книги, 23 хотели бы переселиться в одну из них, 24 называют героев, с которыми хотели бы жить. Никто не дал отрицательных ответов.