В.Тихомиров Доклад подготовлен к Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в России», Секция «IT в образовании» 30.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Advertisements

ІІІ Международный форум Проблемы развития информационного общества ноября 2012 года ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: УКРАИНА В МИРОВОМ РЕЙТИНГЕ УкрИНТЭИ.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
Региональные программы МВА д.э.н., проф. Л.И.ЕВЕНКО Смоленск февраль 2012 г.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
E-Learning в корпоративном обучении: возможности международного Консорциума «Электронный Университет» и предложения по созданию «Электронной корпоративной.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Из Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество ( годы)" (Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Соотношение спроса и предложения электронных государственных услуг в Санкт-Петербурге 22 апреля 2005 года Санкт-Петербургский государственный университет.
Успешное развитие и модернизация ВУЗа как критерий сохранения конкурентоспособности и повышения качества образования для новой экономики России.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Тихомирова Н.В., Жук А.И., Мальченко С.Н., Бригадин.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Транксрипт:

В.Тихомиров Доклад подготовлен к Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в России», Секция «IT в образовании» 30 сентября 2004 г.Москва, ВВЦ Ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Вице-президент Международного Совета по открытому образованию (ICDE) Лауреат премии Правительства РФ 2002 г. за работы в области открытого образования Заслуженный деятель науки РФ Президент Консорциума «Электронный Университет» Председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации

С появлением ICT, персональных компьютеров и распространением Интренета произошли огромные изменения в новейшей истории, изменилось и представление как технологии могут повлиять на образование. Принято считать, что сейчас мы наблюдаем гигантский скачок в образовательных технологиях, благодаря появлению мобильных, беспроводных и широкополосных технологий (особенно в последние 5 лет)

E-Learning – электронная трансформация индивидуального обучения и обучения организации для достижений целей экономики построенной на знаниях и общества знаний и реализовывать потенциал технологий знаний, информации и обучения

70-е-80-е: Когнитивизм Novak, Ausubel, Gowin Рост возможностей и знаний 90-е-00-е: конструктивизм Norman, Jonassen Изменение личного отношения и социальных моделей Технологическая инновация Количественные прыжки Фундаментальные и разрушительные «прыжки» вперед по уровням интерактивности ( ) Совместной работы ( ) Персонализации ( ) Которые пришли в образование из новых медиа- и издательских средств Образовательные цели Образовательные модели 60-е: Поведенческая теория Pavlov/Skinner/Thorndike Передача данных/фактов/ процедур Новое тысячелетие (взаимосвязь контента, контекста и сообщества): Распределенные веб службы Стандарты на цифровой контент Мобильные коммуникации Искусственный интеллект Основа - компьютеры 80s Перс. компьютер 90-е Интернет технологии Возрастающие потребности в интероперабельности учебного контента и услуг на национальном\отраслевом уровне Технологии Обучения: выбор новых образовательных парадигм для общества знаний

Насыщение компьютерами (Начальная компьютеризация) Создание телекоммуникационных сред в Университете (Комплексная информатизация) 1. Освоение технологий представления знаний 2. Создание контента, как знаний в электронном виде Создание системы управления знаниями Переход к Университету как к обучающейся организации Переход к Университету, готовящему специалистов для экономики, построенной на знаниях

Преимущества е-Learning

Мобильность Возможность обучаться: -В-В аудиториях -Д-Дома -Н-На рабочем месте -В-В пути Bluetooth, Wi-Fi, GPRS и другие технологии мобильного Интернета

Системы e-learning обеспечивают эффективное обучение в сотни раз большего количества слушателей, чем традиционными методами. Созданный консорциум учебных заведений «Электронный университет» на базе МЭСИ позволяет обучать в любых населенных пунктах до 1000 человек на жителей. Эффективность обучения

Гибкое обучение Возможность обучаться по индивидуальному учебному плану для каждого слушателя. Поддержка слушателя 24 часа в сутки 7 дней в неделю

Снижение стоимости обучения на одного слушателя по сравнению с другими формами обучения (очная, очно- заочное, заочное) минимум в 2 раза. Для снижения расходов необходимы большие начальные инвестиции на создание компьютерных систем, развитие образовательных технологии и на создание качественного контента (материалы в электронном виде). Инвестиции Консорциума Электронный Университет составили около 2 млн. $ на 1000 слушателей. Продолжительность подготовительного этапа занимает около 7,5 лет Экономия

Сохранение и совершенствование знаний Наглядность и интерактивность электронного обучения позволяет добиться большей усвояемости знаний у слушателей. Внедрение в электронные материалы симуляций позволяет давать слушателям не только теоретические, но и практические знания, что особенно важно при обучении взрослых людей. Возможность организации групповой работы в группах любого размера позволяет слушателям освоить навыки работы в команде, приобрести дополнительную коммуникабельность и навыки личной презентации.

Преимущества E-Learning для обучения взрослых

E-Learning – новые возможности для обучения взрослых Взрослые люди хотят обучаться автономно и с собственным ритмом Взрослые люди имеют большой жизненный опыт и хотят активно применять его в обучении Взрослые люди имеют четкие цели своего личного обучения Взрослым людям необходимо понимать заранее чему их могут научить Взрослые люди ориентированы на практическое применение полученных знаний Взрослым людям хотят иметь иметь возможность индивидуального обучения и особого уважительного отношения к себе Все эти принципы могут быть реализованы в электронном обучении с гораздо большей эффективностью чем в любых других формах обучения

Выводы Информационные технологии привели к революции в HighTech (Нано-технологии, информационная техника, приборов- и машиностроение). Они революционизировали бизнес, который теперь осуществляется «со скоростью мысли» (современных бизнесменов отделяет друг от друга нажатие клавиш на компьютере). Сейчас они революционизируют образование, наиболее эффективно развиваясь в образовании взрослых.

Межнациональная программа модернизации образования eLearning Национальный акт развития образования NCLB 2002 (закон) Федеральная программа развития образования ФПРО (закон) Программа развития технологий образования Technology Enhanced Learning FP6 Национальный план создания технологий образования National Education Technology Plan Отраслевая программа создания информационной образовательной среды РЕОИС Межнациональная программа системы стандартов взаимодействия ISO -ARIADNE – CETIS, IMS SCORM Программа системной стандартизации технологии IMS, SCORM ISO Межнациональная система согласованных проектов Несогласованный набор отдельных проектов (порталы, учебники …) ? ADL-NATO SAP LA GIUNTI WEB CT Blackboard

Формирование философии, экономики и технологий общества, построенного на знаниях Россия вне дискуссий и вне процессов Создание целых государственных отраслей, построенных на знаниях таких как: национальные цифровые репозитории с открытым доступом для целей образования, науки, производства и экспорта знаний и инноваций Россия вне дискуссий и вне процессов

Региональное развитие, построенное на знаниях: -«города знаний» - регионы знаний Россия вне дискуссий и вне процессов

Национальные подходы к внедрению E-Learning EСEСРоссия 1. Внедрение E-Learning в университетах стран Находится на первом месте в политических планах государств- членов EС Нет стратегии Нет государственных планов 2. Достигнуто понимание на национальном уровне, что основными движущими стимулами внедрения E-Learning является интернационализация, глобализация и формирование (позиционирование) мировых рынков интеллектуальных ресурсов Находится в ранге национальных политик Вне дискуссий

Национальные подходы к внедрению E-Learning EСEСРоссия 3. Формирование национальных стратегий в области E-University и виртуальные университеты Ранг национальных стратегий Отсутствие стратегий и планов 4. Достижение понимания, что развитие E-Learning зависит в основном от государственной финансовой поддержки Финансируется государством и EС в приоритетном порядке Отсутствие стратегий и планов

Национальные подходы к внедрению E-Learning EСEСРоссия 5. Выбор стандартов и технологий для формирования национальных платформ и профилей Ранг государственной политики Россия вне дискуссий 6. Устранение барьеров, в т.ч. правового характера для развития E-Learning Планирование на национальном уровне Ведется подготовка доклада по развитию E- Learning в России для Государственной Думы, Совета Федерации, Президента, Правительства и для народа РФ

Доступность образования при использовании E-Learning Основные индикаторы мировой практики: - гибкое непрерывное образование как обучение «длиною в жизнь» За счет организационных мероприятий и изменения правовых норм?: Единый экзамен, ГИФО. За счет развития образовательных технологий, обеспечивающие удаленный доступ к образованию и к мировым образовательным ресурсам Соотношение ожидаемых результатов 10 %90 %

Повышение качества образования Основные индикаторы мировой практики: использование мировых образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного обучения За счет развития традиционных подходов в т.ч. - создания системы управления качеством в Вузах, не использующих образовательные технологии - административно-бюрократических систем контроля качества За счет системных трансформаций Университетов За счет комплексного использования образовательных технологий, поддерживающий весь образовательных цикл: Исследования – создание контента – Процесс обучения – поддержание уровня квалификации выпускников в течение всей жизни Ожидаемые результаты 5 %95 % За счет непрерывного технологического контроля

25% EDUCATION INDUSTRY ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ECONOMIC ACTIVITY ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ безработные Работающие в промышленном ти Служащие, чиновники Церковь Образование 60% Образование Церковь Служащие, чиновники Работающие в промышленном ти безработные

36% 30% 17% 6% США Япония Китай Германия 11% Другие страны РОССИЯ – 0,3-0,5%

Готовность к внедрению e-learning в мире Шкала готовности, max=10 РАНГ *Выбранные страны Дания Великобритания Швеция США Сингапур Гонконг Швейцария Канада Австралия Германия Южная Корея Франция Тайвань Испания Италия Япония Южная Африка Бразилия Польша Аргентина Мексика Таиланд Индия Китай Россия Индонезия Источник: The Economist Intelligence Unit % connectivity (подключен юность) 20% business environment (деловая среда и активность) 20% e-commerce consumer and business adaption (развитость инфраструктуры электронной коммерции и электронного бизнеса) 15% legal and regulatory environment (законодательная база) 10% supporting e-services (развитость сервисов, поддерживающих фирмы, торгующие в Интернет) 5% social and cultural infrastructure (развитие культуры по работе в Интернет и готовность населения)

I.Подготовить Доклад для широкого обсуждения в обществе, в Законодательном Собрании РФ и в органах исполнительной власти: «Национальная стратегия и политические ориентиры России в развитии E-Learning и экономики построенной на знаниях» 1.1. Сформулировать основные концептуальные положения, структуру Доклада и предварительные выводы. Обсудить на заседании Круглого стола Государственной Думы РФ – г Подготовить первую редакцию Доклада с обоснованием основных выводов и предложений. Обсудить на Парламентских слушаниях – октябрь 2004 г Организовать обсуждение подготовленных материалов на семинарах, конференциях и в средствах массовой информации 1.4. Организовать обсуждение материалов Доклада с участием международных экспертов на международных конференциях

II. По результатам обсуждения подготовить окончательную редакцию Доклада. III. Подготовить предложения Государственной Думе РФ по приведению в соответствие законодательных актов и рекомендации исполнительной власти по приведению в соответствие нормативно-правовых актов в области образования. IV.Подготовить предложения Правительству РФ по разработке национальной стратегии в развитии E- Learning V.Подготовить предложения Правительству РФ по развитию экономики построенной на знаниях

29 Философия, политика, деньги CONTENT Знания в электронном виде META information Стандарты и Технологии Мировой рынок интеллектуальных ресурсов Неограниченные возможности к обмену знаниями INTERNET Национальные приоритеты

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСЫ Законодательство страны в области образования и управления знаниями

Обращаемся ко всем участникам Конференции, к ученым, специалистам и гражданам России оказать содействие в подготовке Доклада Законодательному Собранию РФ, Президенту и Правительству Российской Федерации Координаты для связи: МЭСИ Тел – Хвилон Евгений Александрович Государственная Дума, Комитет по образованию и науке Тел – Рыбаков Игорь Мэлсович