Краевая научно-практическая конференция: Принципы организации ранней диагностики и медико-социального сопровождения для детей с пограничными нервно-психическими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Advertisements

Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Муниципальное учреждение отдел образования администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр лечебной педагогики и дифференцированного.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Кабинет ранней диагностики и коррекции развития ребёнка и его семьи создан в соответствии с Законом Самарской области от ГД « Об утверждении.
Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования.
Транксрипт:

Краевая научно-практическая конференция: Принципы организации ранней диагностики и медико-социального сопровождения для детей с пограничными нервно-психическими расстройствами. ГУЗ «КРАЕВАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА» МЗ ХК

Пограничные нервно-психические расстройства у детей, распространенность, подходы к профилактике и коррекции. Богданова Елена Васильевна –главный детский специалист эксперт психиатр, Заместитель главного врача ГУЗ «Краевая психиатрическая больница » министерства здравоохранения Хабаровского края

Мероприятия (в 70-е годы прошлого века) по улучшению психиатрической помощи ориентировались : На расширение традиционных организационных форм На формирование модели поли профессиональной помощи, введение в штат психологов и педагогов На тяжелый контингент больных (шизофрения, выраженные расстройства поведения) Более легкие формы пограничных психических расстройств оставались вне поля зрения психиатра

Социально-эпидемиологическая характеристика психического здоровья детей в России Снижение числа детей в России с 1999 г. на 6 млн. чел. (в РФ – млн.детей и подростков) Укомплектованность штатов детских психиатров сократилась на 62% Выявление детей с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства выросло с 1999 г. по 2006 г. с 618,0 до 668,6 чел. в год на 100 тысяч детского населения: - непсихотические формы психических расстройств - 541,3 чел. на 100 тысяч детского населения - умственная отсталость - 113,0 чел. на 100 тысяч детского населения; - психозы, включая шизофрению, - 14,3 чел.; шизофрения – 3,1 на 100 тыс. детского населения

ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ( гг)

Структура впервые выявленных расстройств у детей (чел. на 100 тыс. детского населения) Непсихотические расстройства Психозы Умственная отсталость

Структура первичной заболеваемости психическими расстройствами у детей (Хабаровский край)

ПОНЯТИЕ ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА (ППР ) Понятие условное, для объединения НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫХ нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы (д.м.н. проф. Ю.А.Александровский) Следствие любого ППР- развитие у больного состояния социальной ДЕЗАДАПТАЦИИ Пограничные состояния объединяют группу расстройств, характеризуемых преобладанием проявлений невротического уровня нарушений психической деятельности.

Общие нарушения для пограничных расстройств преобладание проявлений невротического уровня психопатологических проявлений взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими проявлениями Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений Наличие органической (ММД) основы способствующей развитию и декомпенсации болезненных проявлений Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно- типологическими особенностями больного Сохранение у больного критического отношения к своему состоянию

Особенности пограничных состояний у детей Непрерывный, но неравномерный процесс развития и созревания структур и функций организма Возрастной фактор (возрастные кризы Г.Е.Сухарева) от 2-4 лет от 7 -8 лет от лет Возрастные уровни нервно-психического реагирования (В.В.Ковалев) Соматовегетативный (0-3 лет) Психомоторный (4-10 лет) Аффективный (7-12 лет) Эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

В МКБ 10 пограничные психические расстройства рассматриваются в разделах: F4 –невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F5 – поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами F6 – расстройства зрелой личности и поведения у взрослых- психопатии F80-89 –расстройство психологического развития F –эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

СИСТЕМАТИКА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дизонтогенетическая Энцефалопатическая Депривационная Социально- стрессовое воздействие Раннее органическое поражение головного мозга Задержанный по возрасту темп психического развития Этиопатогенез Клинические формы ППР Типы ППР Парциальный инфантилизм Парциальная несформированность отдельных компонентов высших корковых функций Пограничная интеллектуальная недостаточность Неосложненные формы органического астенического расстройства (церебрастеничский синдром) Психоорганический симптомокомплекс с нерезко выраженными когнитивными нарушениями Острые или пролонгированные реакции на стресс Ретардированный вариант семейной депривации с легкими когнитивными расстройствами

КРИТЕРИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ сужение диапазона личностных приспособительных возможностей (неуспеваемость, повторяющиеся нарушения поведения); стойкие конфликтные отношения в системах ребенок- родитель, ребенок-педагог, ребенок-ребенок (сверстник) КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ личностная незрелость с волевой неустойчивостью; легкие когнитивные расстройства без стойких нарушений поведения и психосоциальной адаптации; органические эмоционально-лабильные астенические расстройства у детей с парциальными формами задержанного развития высших корковых функций и легкими когнитивными нарушениями;

КРИТЕРИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (продолжение) аффективные нарушения с эмоциональной лабильностью. склонностью к кратковременным депрессивным и дисфорическим реакциям; астено-невротические расстройства с тенденцией к усилению их тяжести или компенсации; мозаичность клинических проявлений в картине задержанного или дисгармоничного возрастного психического развития и расстройств формирующейся личности ребенка; реакции адаптации с вегетативным и психосоматическим уровнем реагирования;

КРИТЕРИИ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУППЫ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Эндогенное психическое расстройство Тип дизонтогенетического развития с тотальной ретардацией (олигофрения) Расстройства возрастного психического развития с генерализованным типом нарушений (РДА и др. дезинтегративные рас-ва детского возраста) Последствие органического поражения головного мозга в форме психоорганического синдрома с тяжелыми когнитивными расстройствами

Варианты типов формирования пограничных психических расстройств (3 варианта): ДЕПРИВАЦИОННЫЙ- психосоматические расстройства. невротические реакции и состояния, патохарактерологические реакции, поведенческие расстройства тормозимого и оппозиционного типа; ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИЙ – церебрастенические, психовегетативные, неврозоподобные и аффективные расстройства, когнитивные нарушения различной степенью выраженности, системные расстройства высших психических функций (речи, счета, чтения, письма); ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ – психический инфантилизм, парциальное нарушение развития отдельных компонентов познавательной деятельности (речи, моторики, школьных навыков -чтения, письма, счета);

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ обусловлена хроническим стрессом в связи учебными трудностями и ПРОЯВЛЯЕТСЯ: аффективные нарушения с эмоциональной лабильностью, склонностью к кратковременным депрессивным и дисфорическим реакциям; Стойкой неуспеваемостью по ряду учебных предметов Утратой школьной мотивации Нарастанием педагогической запущенности Нарушениями поведения и психосоматическими расстройствами

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ» ребенка при школьной дезадаптации (ШД) характеризуются: Несоответствием общего психического, моторного, речевого развития паспортному возрасту ребенка Недостаточной сформированностью «базовых психических функций» Наличием хронического заболевания, последствием ЧМТ - в начальной школе-60% здоровых детей 40%-дети имеющие ШД - из числа детей с ШД- 70% детей имеют ППР - 30% детей имеют тяжелые нарушения

Младший школьный возраст Дошкольный возраст Общеобразовательное учреждение: классы коррекционно-развивающего обучения, классы компенсирующего обучения, психолого-медико-педагогический консилиум, логопункт психологическая служба Специальное (коррекционное) образовательное учреждение Семья Дошкольные образовательные учреждения Детская поликлиника, психоневрологический диспансер Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии Образовательное учреждение: начальная школа-детский сад компенсирующего вида Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) Проблемный ребенок Детская поликлиника МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ

Детские психиатры ориентированы в своей профессиональной деятельности на детей с психическими расстройствами, обучающимися в среднеобразовательной школе, только в том случае, если они наблюдаются в первичном звене амбулаторной помощи, и практически лишены возможности раннего выявления пограничных психических расстройств в период их обучения в начальной школе и необходимого сопровождения в учебном процессе

после установления клинического диагноза и направления ребенка с ППР в соответствующее его психическому здоровью образовательное учреждение, детский психиатр практически выключен из системы динамического медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, ограничиваясь участием в работе ежегодных консилиумов, определяющих эффективность коррекционно-реабилитационной работы государственного образовательного учреждения (ГОУ)

Для успешного междисциплинарного сотрудничества, необходимо сохраняя полномочия своего ведомства, не выходить за пределы своей компетенции …. Целесообразно определить приоритет в вопросах диагностики ППР в пользу медицинского ведомства, сохранив в структуре ПМПК функцию по рассмотрению спорных вопросов диагностики психических расстройств, введя в их состав наиболее квалифицированных специалистов по детской психиатрии, клинической и специальной психологии, коррекционной педагогики.

Фактором риска предрасполагающим к раннему формированию поведенческих расстройств является ДЕЗАДАПТАЦИЯ родительских семей больных детей: Три уровня дезадаптации : 1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка другим лицам 2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций 3. Дезадаптация семей, которая принимает форму антисоциальной направленности

Биопсихосоциальная модель психических расстройств

Направления деятельности по охране психического здоровья детского населения Ранняя диагностика нервно – психических расстройств Приближение помощи к населению Изменение кадровой обеспеченности детскими психиатрами Развитие модели межведомственного взаимодействия Осуществление поддерживающей помощи в семьях имеющих, психически больного ребенка Участие детских психиатров в деятельности ПМПК Развитие организационно – методической помощи педагогам, психологам при оценке психического здоровья Развитие полипрофессиональных бригад

Критерии улучшения межведомственного взаимодействия Проведение обучающих семинаров для детских психиатров, психологов, педиатров, работающих в системе образования по проблемам психосоматических расстройств у детей Создание общественной межведомственной ассоциации детских психиатров, психологов и социальных педагогов Сотрудничество детских психиатров со специалистами образования по вопросам раннего выявления психических расстройств у детей Разработка тактики межведомственного взаимодействия по профилактике аддиктивного поведения у детей Организация совместных выездов в районы Хабаровского края

СОЦИАЛЬНАЯ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ПОГРАНИЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ИХ СЕМЬЯМ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!