«Повышение эффективности проведения урока через реализацию принципа метапредметности» Педагогический совет 16.01.2015 г. Цель: активизировать работу по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание условий для реализации принципа метапредметности Севастьянова Т.П.. заместитель директора по УВР МБОУ гимназия 3 г.Мурманска.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Выполнили: Сергеенко Л.В. Казакова Т.Н.. Сегодня в рамках внедрения ФГОС в образовательные программы школы, согласно документам, определяющим направления.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАОУ СОШ11 г. Усть-Илимск.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Организация контрольно-оценочной деятельности педагога и обучающихся в преемственности (из опыта работы). Суранова И.А.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Создание информационно- развивающей среды школы как условие реализации ФГОС.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Елена Валентиновна Плотникова Любовь Андреевна Сальникова Марина Викторовна Фофанова Пермь
Транксрипт:

«Повышение эффективности проведения урока через реализацию принципа метапредметности» Педагогический совет г. Цель: активизировать работу по формированию метапредметных результатов учащихся на основе выявления положительного опыта педагогов школы.

Повестка 1. Создание условий для реализации принципа метапредметности в кадетской школе им. Ф.Ф. Ушакова 2. Анализ результатов «Метапредметной контрольной работы» 3. Из опыта работы педагогов школы «Реализация принципа метапредметности» 4. Решение педагогического совета

Создание условий для реализации принципа метапредметности в кадетской школе им. Ф.Ф. Ушакова

-Метазнания (они дают способ) -Метаспособы (основные универсальные учебные действия): регулятивные, коммуникативные, познавательные; -способами деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов Метапредметные результаты образовательной деятельности

Организация методической работы в кадетской школе: 1. Изучение новых требований к результатам образовательной деятельности в сравнении с требованиями ГОС 2004 года ГОС 2004 г.ФГОС Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: 1) начальное общее образование: познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организация деятельности; 2)основное и среднее общее образование: познавательная деятельность, информационно- коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность Метапредметные результаты Личностные результаты Требования к уровню подготовки выпускников Предметные результаты

2. Определение средств и способов достижения метапредметных результатов в сравнении с теми средствами и способами, которые используются педагогами в соответствии со стандартами 2004 года 2.1. Надпредметные программы, реализуемые в кадетской школе: - «Детская риторика», «ТРИЗ», «Азбука нравственности», «Мои первые проекты», «Край, в котором я живу», «Оригами» Междисциплинарные программы (ФГОС). «Культура познания», «Основы православной культуры», «Смысловое чтение»

В соответствии с новыми ФГОС междисциплинарная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и междисциплинарная программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования входят в состав основной образовательной программы образовательного учреждения. В начальной школе такая программа реализуется в кадетской школе в классах. Кроме того, в соответствии с новыми стандартами устанавливаются планируемые результаты освоения следующих междисциплинарных программ: Программы формирования УУД у обучающихся НОО и ООО

Междисциплинарные учебные программы НОО ООО 1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 2. Чтение. Работа с текстом 3. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся 1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 2. Основы смыслового чтения и работа с текстом 3. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся 4. Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности

Метапредметная деятельность: 2.1. Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках истории, обществознания, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики) Метапредметные проекты 2.4. Использование технологий, общих техник и приёмов педагогами кадетской школы, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий.

2.1Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка. Метапредметная тема: «Хаос и порядок» Урок биологии: Функции желез внутренней секреции» Железы Гормоны Воздей ствие на организм «ХАОС» «ПОРЯДОК» Норма «Порядок» Гипер функция «Хаос» Гипо Функция «Хаос» Лечение Профи лактика

2.2 Работа со способом. Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики или химии. Сложение векторов в математике, в физике Чтение графиков в математике, физике, химии. географии, экономике, экологии, социологии,

2.3. Использование метапредметных заданий: сочинение-эссе на уроках истории, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики). Написание сказок, рассказов по темам математики,русского языка,физики,химии и других предметов

2.4. Использование технологий, общих техник и приёмов педагогами кадетской школы, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий. Использование заданий на соответствие Мозговой штурм Прием семантизации ( раскрытие смыслового значения слова ) Кластеров ЛСМ Использование таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» « Карта событий» Схема «Сравнение» ( Новое Известное)

Технологии: -развития критического мышления; -обучение на основе учебных ситуаций (типы учебных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг); -кейс-технология; -метод проектов; -ИКТ.

Модели обучения и приемы обучения: -дискуссионная модель обучения; -обучение как исследование; -обучение как игра. Обучение учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности (составление кластеров, ментальных карт, приёмы сворачивания информации: конспект, таблица, схема и т.д.) Использование общих алгоритмов, памяток (алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта и т.д.).

3. Дистанционные эвристические олимпиады (метапредметные). Задания: в эвристической олимпиаде по экономике: "Предложите как можно больше способов заработка с помощью пластиковой бутылки". Математическое задание в номинации "Закономерность": "Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности". Для получения ответа придётся, ни много, ни мало, побывать Менделеевым в геометрии!

4. Роль методического совета в работе по реализации принципа метапредметности Анализ проблем внедрения ФГОС НОО и подготовки к внедрению ФГОС ООО: - проблемы диагностики сформированности общеучебных умений и навыков, - разработки и реализации междисциплинарных программ, - освоения технологий и стратегий, формирования универсальных учебных действий).

4.2.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей кадетской школы по формированию и развитию общеучебных умений, навыков, способов деятельности. «Возможность использования ИКТ и интернет-технологий.» «Развитие познавательных УУД (операция сравнение) средствами математики и информатики» «Дневник.Ру» - удобная среда общения учителя, родителей и обучающихся « Проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности

Заседания НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО совета кадетской школе по вопросам: Организация деятельности педагогического коллектива в соответствии с концепцией модернизации и Национальной образовательной инициативой «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Сентябрь 2009 г. План подготовки к внедрению ФГОС НОО в школе ноябрь 2009 Системно-деятельностный подход в основе развития и профессионального роста учителя январь 2010 г. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования февраль 2011 Анализ первого опыта и существующих проблем май 2011 План подготовки к внедрению ФГОС ООО в кадетской школе январь 2015

Формирующийся опыт представлен в кадетской школе на семинарах: Задачи Освоение и внедрение технологий реализации системно-деятельностного подхода. Результат Семинар «Методика организации работы в микрогруппе»-4 часа. Семинар «Контроль и оценка деятельности микрогрупп и каждого учащегося в отдельности»- 4 часа Семинар «Роль мотивационного, операционного и рефлексивного этапа в развитии личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных способов деятельности»- 4 часа Семинар «Анализ и самоанализ учебного занятия с позиций системно-деятельностного подхода»-4 часа Семинар «Критериальное оценивание планируемых результатов»- 4 часа Продукты Программы семинаров: -«Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» -«Контроль и оценка деятельности микрогрупп и каждого учащегося в отдельности» -«Роль мотивационного, операционного и рефлексивного этапа в развитии личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных способов деятельности» -«Анализ и самоанализ учебного занятия с позиций системно-деятельностного подхода»

Организация взаимодействия педагогов Задачи Освоение и внедрение технологий реализации системно- деятельностного подхода. Результат Мобильные группы: «По само обобщению опыта»; «По подготовке Портфолио учащихся»; «По разработке входной, промежуточной и итоговой диагностики»; «По разработке комплексных работ в в 5-6 классах» Продукт 6 педагогов школы (Дербина И.С., Алешина И.Ф., Лукьяненко И.К., Третьякова Е.В., Костылева А.А., Ядыменко Н.С.) вышли на уровень само обобщения своего опыта.

Организация взаимодействия педагогов в процессе разработки междисциплинарных программ и определении общих подходов к формированию и развитию универсальных учебных действий (совместные заседания методических объединений, работа временных творческих коллективов).

2 этап ОЭР Задача этапа Разработка содержания и инструментария организации деятельности по освоению школьниками планируемых результатов обучения. Результат Положительная динамика в сформированности УУД. Умений ставить цели с 3% до 35%. Умение преобразовывать информацию с 20% до 47%. Умение решать проблемные задания с 2% до 35%. Умение моделировать и проектировать на уроке с 16% до 57%. Умение осуществлять самоконтроль с 34% до 80%. Умение рефлексировать с 26% до 64%.(видеть свои успехи и недостатки и устанавливать их причины). Повышение мотивации к учению. (взято из контрольной для учителя) 60% продуктивных уроков, 60% понимания на уроке, 50% организаторские учения учителя с 23% до 47%. с 67% до 42% уча-ся считают большое д/з. Продукт Положение о Консультационно м центре, график работы. Сборник 1(2012 г.). 2 (2013 г.) по материалам конференции: «Самообразовани е педагога как условие повышения качества образования».

Педагогические советы Задача Определить влияние нового содержания образования и современных технологий образования на повышение качества обучения и уровня развития универсальны х учебных действий. Результат Педсовет «Управление качеством образования в условиях освоения стандартов второго поколения». Педсовет «Интеграция семьи, школы и общественности» Педсовет «Механизмы контрольно-оценочной деятельности учителя как условие повышения качества образовательного процесса» Участие в конкурсах:1 человек Городской конкурс «Педагогический звездопад». Продукт Рейтинг учителя КИМы по контролю и оценке планируемых результатов обучения. Аналитические справки. (По «Самообразованию, по контрольной для учителя.) Создание КИМов в МО.(Разработаны критерии составления КИМов: направленность на УУД, наличие заданий продуктивного уровня, наличие критериев оценки, степень разработанности (кодификатор, спецификация)). Рекомендация по обобщению опыта. Комплексная экспертиза работы методических объединений. Сборник статей педагогов по материалам конференции «Самообразование педагога как условие повышения качества образования»

Работа учителей в творческих и проблемных группах, МО «Рабочие программы НШ в условиях реализации ФГОС» Творческая группа учителей начальной школы по ФГОС НОО ( Все учителя начальной школы) Проблемная группа учителей по ФГОС НОО и ООО г. (Учителя начальной школы и основной школы )

Организация мониторинга сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности. (В соответствии с новым ФГОС НОО – сформированности УУД). Диагностика предметных результатов по итогам полугодий и учебного года в начальной школе

Решение педагогического совета: 1. Одобрить и обобщить опыт работы Лукьяненко И.К. по достижению метапредметных результатов на основе применения технологии ТРИЗ. 2. Продолжить работу по реализации принципа метапредметности в преподавании основ наук на основе системно-деятельностного подхода. 3. Продолжить применение на занятиях техник, приемов и технологий теоретического исследования, решения нестандартных ситуаций, приемов развития навыков смыслового чтения, графического преобразования текста как фактора развития инструментальных ресурсов обучения. 4. С целью формирования и учащихся целостного мировоззрения продолжить практику проведения интегрированных уроков. 5. При выборе тем по самообразованию ориентироваться на освоение действенных способов достижения метапредметных результатов. 6. Разработать программные, дидактические и методические материалы для введения в учебный процесс новых междисциплинарных курсов «Смысловое чтение» и «ТРИЗ» в 5,6,7,8,9 классах. 7. Провести мониторинг с определением роста формирования метапредметных результатов в конце учебного года. 8. Усилить контроль за проведением междисциплинарного курса «Культура познания»