Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе – 2012 Республиканский семинар по подготовке экспертов предметной комиссии 20.03.2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Advertisements

Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Цель написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему Раскрыть важность тех или иных языковых знаний,
МБОУ« Сусловская сош» Учитель русского языка и литературы Лесных С.А.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
С ТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ. О СОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Задание С2 ГИА 1.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Изменения в демоверсии ГИА 2012 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2012 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Итоговая аттестация в формате ГИА по русскому языку: задачи на
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Изменения в демоверсии ГИА 2012 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2012 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Транксрипт:

Государственая итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе – 2012 Республиканский семинар по подготовке экспертов предметной комиссии

Цели и задачи ГИА в РФ и РК ГИА выпускников 9-ых классов в регионах РФ проводится с 2006 года (в РК – с 2007 года) в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования. Цель: совершенствование форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Задачи: более полно учитывать интересы, склоности и способности обучающихся. Задания для ГИА разрабатываются специалистами ФИПИ.

Нормативнот правовот и инструктивно-методическот обеспечение 1. Нормативные правовые и распорядительные документы республиканского уровня. 2. Инструкции по процедуре проведения экзаменов. 3. Распорядительные акты и инструктивные документы по обеспечению информационой безопасности. 4. Предложения по внесению изменений.

Статистика 2009 – 2010 (муниципальный уровень) Количество ОУ 3233 Количество участников

Статистика 2009 – 2010 (муниципальный уровень) Количество «5» Количество «4» Количество «3» Количество «2» 3692 Средний балл 3,753,64

Статистика 2011 (республиканский уровень) регион Колич ество участников «2» (в %) «3» (в %) «4» (в %) «5» (в %) РК 61606,8833,7745,1114,24 Респуб ликанс кие ОУ 1584,4315,1940,5139,87 Сыкты вкар 10423,5529,3750,3816,70

Статистика 2010 – 2011 (муниципальный и республиканский уровни) АТЕ Количество обучающих ся Распределение отметок в % «2»«3»«4»«5» РК ,296,8737,6233,744,3145,166,7914,27 МО ГО «СЫКТЫ ВКАР» ,253,6731,127,3353,9949,177,6619,83

Комментарии республиканской предметной комиссии по выполнению творческой части задания Положительные моменты: - в основном аккуратнот внешнее оформление работ; - учащиеся точно передают основнот содержание прослушаного текста, структурируя микротемы; - в арно и грамотно используют разные приёмы сжатия; - чаще, чем раньше, выбирают С2.1, что свидетельствует о планомарной подготовке; - более богатый выбор синтаксических конструкций при создании собственых высказываний; - суммарный объём слов изложения и сочинения в основном соответствует требованиям

Комментарии республиканской предметной комиссии по выполнению творческой части задания Среди недостатков отмечаются: - при сжатии текста вместо второстепеной сокращают необходимую информацию; - при написании С2.1 не умеют работать с конкретным текстом, при этом варно называя функции языковых явлений; - учащиеся не приучены обращаться к словарям; - и смеются случаи фактических ошибок; - среди речевых ошибок – случаи неуместного словоупотребления, стилистической окраски; - иногда отсутствует вывод, или вывод не соответствует теме; - есть работы очень маленького объёма

Комментарии республиканской предметной комиссии по выполнению творческой части задания Предложения по совершенствованию подготовки: - отрабатывать навыки создания текстов определёного типа и стиля речи, не допускать смешения стилей; - учить чётко аргументировать языковые явления, приводя конкретные примеры из текста; - д ля написания С2.2 учить пониманию смысла и содержания исходного текста, что является важным элементом подготовки к написанию части С на ЕГЭ; - в вести в повседневную практику необходимость обращения к словарям различного уровня; - обучать умению выбирать разнообразные синтаксические конструкции, использовать образные средства выражения мысли

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий Изложение С1 1. Исключение целой микротемы 2. Чаще используют приём исключения, реже - обобщение и упрощение 3. Неумелот владение навыками абзацного членения текста, когда почти каждот предложение написано с красной строки

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий Сочинение С Недостаточнот знание терминологии( многоточие названо тротточием, путают названия функций знаков препинания 2. Несоблюдение требований научного стиля речи 3. Несоответствие примеров-аргументов заявленым функциям 4. Не всегда выполнено требование: каждый пример должен быть иллюстрацией одной из функций 5. Есть работы, примеры в которых взяты из изложения

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий Сочинение С Понимают смысл фрагмента лишь в прямом значении, в результате – поверхностнот, примитивнот объяснение фрагмента, иногда лишь как констатация факта 2. Неумелая аргументация (например, называют 3-4 предложения подряд, не уточняя, в каком конкретно) 3. Ошибки в интерпретации текста как следствие недостаточного читательского опыта 4. Пересказ с минимальным комментарием, чаще в конце работы

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий Оценка грамотности: ГК1: 1) Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корнях: р а сточек, наслаждение, увлечение; 2) Правописание тся и ться ; 3) Правописание словарных слов: коммуникативный, инженер, профессия, п о ци э нт, театр; 4) НЕ с разными частями речи, особено с причастиями: нельзя, ненавидим, выбор не или ни; 5) Н и НН в кратких и полных причастиях: накоплен н о, выделенные, услышан от; 6) Правописание производных предлогов: не смотря на, в роде, на подобие; 7) Дефиснот написание неопределёных местоимений: кто то, чему-то 8) Правописание наречий: в последствие, на долго, по-прежнему, не даром и др.

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий ГК 2: 1) Обособление вводных слов 2) Обособление обстоятельств, выраженых деепричастным оборотом или сочетанием слов с производным предлогом 3) Знаки препинания в СПП, особено в случаях, когда придаточнот находится внутри главного 4) Знаки препинания в БСП 5) Нарушение постановки знаков при цитировании 6) Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым 7) Наличие или отсутствии запятой перед союзом как

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий ГК 3: 1) Неудачнот использование местоимений 2) Ошибки при образовании глагольных форм: накапливаются – накопляются 3) Отсутствие или замена предлогов 4) Нарушение согласования прилагательного с определёным существительным 5) Нарушение норм согласования или управления 6) Ошибки в постротнии предложений с однородными членами 7) Введение деепричастного оборота в предложение 8) Смешение прямой и косвеной речи и т.д.

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий ГК 4: 1. Ошибочнот словоупотребление: значительный – знаменитый, достижение – изобретение 2. Неразличение паронимов: значимый – значительный, электроный – электрический 3. Употребление слов без учёта лексического значения: «Природа Пушкина в Михайловском» 4. Нарушения в стилистической окраске, в частности, употребление просторечных слов или «канцеляризмов»: допустил прокол, дал толчок развитию техники, он в шоке 5. Неоправданый повтор, тавтология

Типичные ошибки, допущеные при выполнении творческой части заданий ФК 1: 1) Непонимание терминологии: орфография – наука, изучающая правописание предложений; двотточие – часть лексики Общий вывод: 1) Обучающиеся слабо владеют навыками редактирования текста 2) Не приучены обращаться к словарям

Содержание третьей части ГИА-2012 Содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2). Экзаменуемый выбирает только одно Проверяется коммуникативная компетенция (умение строить собственот высказывание в соответствии с заданым типом речи) Оба задания одинаковы по уровню сложности, максимум баллов по критериям – 9.

Используя прочитаный текст части 2, выполните на отдельном листе (бланке) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста … Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст. Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитаного текста, иллюстрирующие лексические м грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами лингвиста … Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Предлагаются новые варианты (темы: пунктуация, орфография, культура речи). Например, в демоверсии предлагается раскрыть смысл высказывания известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Нужно указать лексические и грамматические явления, варно определив их роль в тексте. Примеры-аргументы из исходного текста должны иллюстрировать эти принципы. Изменения 2012 г. в содержании задания С2.1

Сообщение на лингвистическую тему Сочинение на тему, связаную с самостоятельной интерпретацией текста

«Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Какой прок в знании частей речи?», «Какая польза от орфографии?», «Для чего мы разбираем слова по составу?», «Почему нужно разбирать слова по составу?», объяснить слова известного лингвиста, объяснить смысл пословицы или высказывания о языке и т.п. Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности

Принцип отбора: язык нужен для живой жизни Тип речи: рассуждение, в котором обосновывается какот-либо суждение Цель рассуждения: убедить «оппонента» в свотй правоте с помощью специально подобраных аргументов

Описание ситуации, которая воплощает проблему * «Однажды между мною и моим другом возник спор…» «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…» Прямая актуализация проблемы * «Для чего мы в школе столько лет изучаем русский язык?» «Нужно ли убивать время на то, чтобы думать, как написать слово.., если компьютер…»

Формулирование тезиса «Я считаю, что…» «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает (считает), что…» Обоснование тезиса с помощью подобраных аргументов (аргументация) Источник аргументации – языковой материал исходного текста (2 аргумента) «Чтобы подтвердить.., достаточно обратиться к тексту. Например,..»

Модель 1 1. Определение проблемы (лучше в виде вопроса) 2. Тезис 3. Обоснование 4. Вывод Модель 2 1. Представление предмета исследования 2. Определение проблемы (лучше в виде вопроса) 3. Тезис 4. Обоснование 5. Вывод

1. Определение проблемы Нужна ли современому человеку пунктуация? Для чего мы учимся правильно расставлять знаки препинания? 2. Тезис Пунктуация выполняет важную функцию в письменой речи. 3. Обоснование Во-первых, с помощью знаков мы выражаем различные эмоциональные оттенки: восторг, удивление, растеряность. Подтвердим это примером из текста: «…». Во-вторых, знаки препинания выполняют разделительную функцию, помогают понять смысл высказывания. Прочитаем предложение: «…». От того, как мы расставим знаки препинания, зависит… 4. Вывод Таким образом, мы видим, что знаки препинания в самом деле играют важную роль…

1. Представление предмета исследования Автор рассказывает нам о … В тексте встречаются слова, которые вышли из активного употребления, потому что… 2. Обозначение проблемы С какой же целью автор использует историзмы? Почему их нельзя заменить словами, понятными современому читателю? 3. Тезис Автор употребляет устаревшие слова, чтобы … 4. Обоснование У каждой эпохи есть свои черты, которые обозначены определеными словами. Так, например, … Чтобы убедить читателя в правдивости исторических картин, автор передает колорит определеной эпохи при помощи.., например,.. 5. Вывод Таким образом, мы видим, что …

* Фразой, принадлежащей герою: «В письменой речи нельзя обойтись без правил русской орфографии» * Собственым высказыванием: А) «В наше время особено остро стоит проблема орфографической грамотности», «Проблема орфографической грамотности является актуальной в наши дни» Б) «Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что означают эти понятия?» В) «Звуки и буквы, орфоэпия и орфография. Как связаны между собой эти понятия?»

Г) «Орфограмма и орфографическая ошибка – понятия, противопоставленые друг другу и тесно связаные между собой» Д) «Орфографическая ошибка… Что стоит за ней?» Е) «Нужно ли знать правила орфографии? Безусловно, нужно» Ж) «Какая же она трудная, русская орфография!» З) «Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь и топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменой речи» И) «Каждый человек хочет, чтобы его считали образованым. Одним из признаков хорошего образования является орфографическая грамотность»

Назвать и раскрыть принципы русской пунктуации (орфографии, культуры речи) * Отобрать необходимые для раскрытия темы термины-понятия и раскрыть их содержание * Ответить на вопросы ( например, «Что такот орфография?», «Что такот орфограмма?» и т.п.) * Найти в тексте для чтения примеры написаний (в скобках указать номера предложений) * Отобрать языковые средства связи частей: тезиса и доказательств, доказательств и примеров друг с другом, доказательств и вывода

Глаголы 1-го лица мн. числа: докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим и др. Союзы и союзные слова: так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы и др. Вводные слова: например, следовательно, во-первых, во-вторых, таким образом, итак и др. Синтаксические конструкции: это подтверждается тем.., это обусловлено тем.., причина состоит в следующем.., отсюда вытекает.., из этого следует, что..., из этого вытекает, что.., это позволяет предположить, что.., в заключение сделаем вывод, подытожим все вышесказанот, в итоге мы пришли к выводу и др. Сложноподчиненые предложения с придаточным причины: я разделяю точку зрения.., потому что…

Пунктуация: - С помощью пунктуации передаются членение текста, его целенаправленость, структура и основные особености интонации; - Знаки препинания отражают смысловот и структурнот членение речи, а также ее ритмико- интонационот стротние

Орфография: - Фонематический принцип орфографии обеспечивает единообразнот написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах; - Одинаковот написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова, а это способствует быстрому пониманию и чтению

П – позиция: Я считаю, что… О – обоснование: потому что… П – примеры: Я могу это доказать тем, что… На примере того, что… С – суждение: Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…

Если не уверены в том, что точно можете правильно поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами, а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали; Следите за точностью логики: сботв, перескакивания, потери нити мысли быть не должно; Следите за структурой текста: тезис, аргументация, выводы, никаких других вариантов; Следите за объемом: если задание требует 70 слов, нормой считается ; объем свыше указаного рассматривается как избыточный, что не идет на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленой задаче.

Спасибо за внимание! Успехов и удачи на экзамене!