Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Итоговый Педагогический совет ГОУ СОШ 317 Москва 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение обязательности и качества образования как организационно-педагогическая проблема Анализ деятельности системы образования Гремячинского муниципального.
Advertisements

общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 -ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Об обеспечении обязательного общего образования в общеобразовательных учреждениях края.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ЧТО МЕНЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ВВЕДЕНИЕМ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»? Зачесова Е.В.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
«Проектирование эффективной работы педагогов в условиях реализации закона «Об образовании в РФ»
Организация и деятельность органов государственно-общественного управления дошкольными и общеобразовательными организациями по обеспечению улучшения условий.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Об обеспечении обязательного общего образования в общеобразовательных учреждениях края.
Об организации получения общего образования в форме семейного образования и самообразования в Краснодарском крае в учебном году Краснодар 19.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Дошкольное образование в свете введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
ЧТО МЕНЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ВВЕДЕНИЕМ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»?
Транксрипт:

Обеспечение обязательности и качества общего образования как организационно- педагогическая проблема Итоговый Педагогический совет ГОУ СОШ 317 Москва 2011 г.

Конституция РФ Статья Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» Статья 19. Общее образование 1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 3. Общее образование является обязательным. 4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Закон РФ «Об образовании» о разграничении полномочий в части обязательности образования Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования Статья 31. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 17) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также за деятельностью органов местного самоуправления 6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования 8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме ЕГЭ 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам 5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 14) самостоятельное формирование контингента 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса 16) осуществление контроля успеваемости и промежуточной аттестации 3. Образовательное учреждение несет ответственность за: 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество образования своих выпускников

Документы федерального уровня об обеспечении обязательности образования Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения в пределах своей компетенции: 1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних. 4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования РФ от 21 марта 2002 г. N 419/28-5 "О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях» К компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации относятся: - координация деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по сбору данных о детях, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не получающих образование в нарушение закона; - осуществление контроля за соблюдением муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями законодательства об образовании; - формирование регионального банка данных о численности детей, подлежащих приему в образовательные учреждения, о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях; - подготовка предложений по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, по обеспечению гарантий прав детей на получение обязательного общего образования в субъекте.

Обязательным считается тот уровень образования, который государство обязано предоставить гражданам и который гражданин обязан освоить для полноценного участия в жизни общества. Государство Родители Школа Ученики Ответственность ? за все

Факторы, влияющие на обеспечение обязательности образования Сеть Материальная база Укомплектованность кадрами Разнообразие форм получения образования Система воспитательной работы Учет, контроль Управленческие решения Обновление содержания образования

ДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕСУРСЫУСЛОВИЯ ПРОЦЕСС (образовательная программа) РЕЗУЛЬТАТ РЕГИОН ОМС ДИРЕКТОР УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

9 класс УНПО 11 класс работа УСПО курсы работа УНПО УСПО вуз Армия юноши вуз бакалавриат специалитет работа магистратура специалитет магистратура аспирантура работа магистратура работа ППК работа ППК второе высшее вечерняя школа курсы УСПО вуз заочное отделение ПК вуз Выбор образовательной траектории работа

Барьеры Институциональные Территориальные Социальные и культурные Экономические Мотивационные Информационные …………………………

9 класс 11 класс вуз бакалавриат магистратура аспирантура работа Выбор образовательной траектории и барьеры в системе образования ППК Барьер 1 Экономический, Образовательный Барьер 2 Экономический, Территориальный, Образовательный В регионе В другом регионе Столичный вуз Барьер 3 Столичная Региональная Экономический, Образовательный, Временной

Продолжение обучения после 9-го класса

Стратегия А Расширение ресурса качественного образования

Проблемы качества Увеличение количества школ с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Увеличение количества учащихся в школах с хорошими показателями качества процесса и результата обучения Подъем школ, средних по качеству процесса и результата обучения, до уровня хороших (не обязательно лучших)

Стратегия В Увеличение доступности существующего ресурса качественного образования

Адресная поддержка для увеличения доступности качественного образования Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Дошкольное (предшкольное) образование Уточнение социальной направленности изменения системы финансирования учреждений общего среднего образования Налаживание взаимодействия системы образования с общественностью Повышение мотивированности молодежи к получению качественного общего образования

качество образования – это А. уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: – учебные результаты, – социализацию выпускников, –включая овладение навыками –ориентации и функционирования –в современном обществе – развитие гражданского самосознания, Б. соответствие ожиданиям/требованиям потребителей С. при условии соблюдения нормативных требований условиям обучения и освоению образовательного стандарта

Особенности управления качеством – открытость системы Открытость - зависимость результатов от факторов, на которые мы не можем влиять А. Результаты обучения зависят от: Социальной среды, родителей (образование, социальный статус), Информационно-культурной среды Образовательной среды В Ресурсы зависят от социально-экономических факторов Уровень экономического развития территории Уровень урбанизации и др.

Качество Качество - это всегда оценка достигнутого результата по сравнению с первоначальным состоянием Под оценку качества должна подпадать не абсолютная величина того или иного показателя, а так называемая «добавленная образовательная стоимость» Важно понимать, что оценка качества работы педагога - это всегда не оценка результатов его учеников с неким абстрактным внешним мерилом (типа "отличников и хорошистов не менее 75%"), а оценка результатов относительно возможностей именно этих учеников Иными словами, в образовательной оценке качества ведущую роль должны играть не абсолютные, а относительные показатели

Стратегия контроля Одной из важнейших сторон управления качеством образования является выбор стратегии контроля из двух основных вариантов – внешний контроль и внутреннее стимулирование. Выбор стратегии контроля на различных уровнях управления требует учета совместимости контроля и стиля управления, учета сложившихся традиций, возможности получения надежных оценок качества.

Внешний контроль Внешний контроль проявляется в постоянном контроле сверху за деятельностью нижестоящего уровня и в четком материальном стимулировании результатов работы. Он основан на постановке перед управляемым уровнем трудных целей, стимулировании большинства и действует против недобросовестных работников. К нежелательным последствиям этого варианта контроля относится стремление контролируемых улучшить не саму работу, а ее показатели, желание заниматься только тем, что контролируется, забросив остальное, старание блокировать сведения, снижающие оценку, что приводит к утрате достоверности всей системы управленческой информации, непроизводительному расходованию сил и времени.

Внутреннее стимулирование Внутреннее стимулирование – это путь к признанию, средство самоутверждения и завоевания авторитета. Оно содержит коллективное и индивидуальное установление целей работы, использование оценки контроля для выявления проблем и поиска их решения, возможной комплексной оценке контролируемой работы. Действенное управление качеством образования возможно только при стратегии внутреннего стимулирования. Образовательный процесс и контроль за качеством результатов не должны разделяться или противопоставляться друг другу. Ни ужесточение внешнего контроля, ни предоставление независимого статуса контролерам не обеспечит качества. Контролируя качество, надо ставить перед собой задачу не наказания виновных, а выявления причин, порождающих низкое качество, и их последовательное устранение.

При создании системы управления качеством образования необходимо иметь в виду, что требуется реализация одновременно двух подходов: сверху вниз и снизу вверх. Сверху надо строить систему обеспечения условий управления качеством образования нормативную базу, научно-методическую основу, организационные структуры, подготовку кадров, разрабатывать технологии и методики, осуществлять информационное обеспечение и т.п. Это даст возможность сделать управление качеством обязанностью каждого педагога и каждого образовательного учреждения.

Как изменить школу Развитие школьного дела эмпирически показало, что управляемая извне, государственная школа не в состоянии полноценно выполнять возложенные на нее задачи, то есть обеспечить надлежащее качество образования. Было установлено, что все попытки реформировать школу со стороны государства, извне при самых благих намерениях и самых замечательных программах не приводят ни к чему.

На вопрос, как может школа стать педагогически лучше, эффективней и экономней, есть только один ответ: школа должна стать самостоятельной.

ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ ВЫПУСКНИКАМИ 11-х классов 76%

ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ ВЫПУСКНИКАМИ 11-х классов (76%)

Широкая диверсификация образования - один из путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство. Диверсификация образования предполагает: многообразие образовательных учреждений и программ, квалификаций и документов об образовании, их нострификацию; разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки; многоканальное финансирование и многообразие в управлении образованием.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «ЗАЧЕМ?» КАЧЕСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ДОСТУПНОСТЬ