Великие времена не в прошлом, великие времена – это наша современность, ещё более великие времена - БУДУЩЕЕ. Э. Хэмингуэй. Подготовила учитель истории МОУ СОШ 42 Бабаянц А.А.
Россия Рыночные отношения Демократия Правовое государство Модернизация образования Меняется содержание Переход от «зубовской» к компетентностной парадигме Изменяется система взаимоотношений учителя и ученика
1 Развитие познавательных и созидательных способностей личности 2. Формирование целостной системы ключевых компетентностей: А. способность к творчеству Б. способность к саморазвитию. В. Способность реализовать собственные проекты Г. Осуществление выбора задач в соответствии с личностными ориентирами. 3 формирование гражданской ответственности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к активной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Современная школа ? Школа-это не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность обучающая способам творческой деятельности, направленной но самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Мотивирую на самодеятельность, стимулирую творчество и личностный рост (выращиваю компетенции) Обучаю (формирую знания) Управляю деятельностью (формирую способы деятельности, умения)
Грамотно работает с информацией Коммуникабелен Критически мыслит Самостоятельно работает над развитием нравственности Самостоятельно приобретает необходимые знания Гибко адаптируется в меняющихся жизненных условиях
История возникновения метода проектов Новое – хорошо забытое старое Не является принципиально новым. На рубеже веков во Франции, Бельгии, США возникали идеи о необходимости решать вопросы обучения и воспитания ребенка с учетом интересов и потребностей самого ребенка. В начале 20 века Д. Дьюи в США развивал идеи метода проектов.
Просто и очевидно, что у громадного большинства человеческих существ, интеллектуальный интерес не является господствующим. Они обладают практическими склонностями. Значительная часть тех, кто находится в школе, рассматривает обучение с практической точки зрения, а именно: как при его помощи добыть кусок хлеба... Д. Дьюи
История возникновения метода проектов Метод привлек русских педагогов в начале 20 века. Были апробированы такие формы как групповая, исследовательская работы, конференция… Цель- сблизить учение с жизнью. С.Шацкий, В.Шульгин, М.Крупенина внедряли проектный метод в практику преподавания
Самостоятельная деятельность детей Решение конкретных социальных проблем Поиск и создание новых обликов педагогической реальности
Образовательная технология, то есть система приёмов и способов овладения практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Словарь Ожегова: 1. Разработанный план устройства. 2. Предварительный текст к.-н. документа, замысел, план. Термином «проект» объединены, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта.
Возможность сделать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности, Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Мыслительная деятельность. Коммуникативная деятельность. Практическая работа. Презентационная деятельность.
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
…способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1. Подготовительный этап со стороны учителя подбор области проектирования, определение типа проекта постановка целей, задач создание поэтапного плана реализации проекта определение конечного продукта
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 2. Начало планирования проекта на уроке с детьми. Заинтересовать – значит заставит задуматься. Представление проблемной ситуации Кто владеет информацией, тот владеет миром. Работа с папкой «Введение» Вопросы учащихся, возникшие в ходе работы Вопросы учащихся над проектом (ваза «вопросов – ответов»)
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 3. Работа над проектом. «Брошенный вперед» Знакомство учащихся с методом проекта методом проекта План работы над проектом «Без идеи нет исследования» Определение темы проекта, основополагающего вопроса, Темы для исследования Определение возможных результатов работы (создание буклета- создание презентации- создание веб- сайта- сочинение, стихи, эссе, макет вазы, рисунки…) Определение критериев оценки Презентации Буклета Веб- сайта Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 4. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 5. Промежуточные обсуждения. 6. Оформление результатов проектной деятельности на выбор учащегося создание буклета создание буклета, создание презентации, создание веб- сайта,создание презентации создание веб- сайта, сочинение, эссе, макет вазы, рисунки… 7. Защита проекта. 8. Рефлексия.
1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их изучаемой тематике; 2. грамотно поставлена цель работы; 3. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; 4. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
5. характер общения и взаимопомощи участников проекта; 6. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; 7. эстетика оформления результатов проекта; 8. умение отвечать на вопросы оппонентов.
По форме Исследовательские Информационные Ролево-игровые Предметно- Содержательная область 1.моно-проекты 2. Межпредметные По характеру контактов 1. Локальными 4. Национальными 2. Внутришкольными 5. Международными 3. Региональными По количеству исполнителей 1. Индивидуальные 2. Коллективные По продолжительности проведения 1. Краткосрочные 2. Средней продолжительности 3.Долгосрочные
этапы начал поиск итог Определение темы, цели, задач, поиск необходимой информации, разработка плана Формирование мотивации, создание группы, консультирование, помощь в подборке материалов, определение критериев оценки Сбор, систематизация информации,выдвижение и проверка гипотез, оформление проекта Консультирование, оценка промежуточных результатов Оформление, подготовка защиты, рефлексия Выступление на защите в качестве эксперта
Бизнес-план Видеофильм Выставка Газета Законопроект Игра Костюм Концерт Макет Модель Музыкальное произведение Серия иллюстраций Сценарий Видеожурнал Деловая игра Демонстрация фильма Демонстрация моделей Диалог исторических или литературных персонажей Игра с залом Инсценирование исторического события Научная конференция Пресс-конференция Реклама Телепередача
цель : способствовать развитию у школьников компетентностей в сфере социальной деятельности ( выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя.) Учащиеся разных ступеней образования в рамках внеучебной деятельности активно привлекаются к участию в различных социальных мероприятиях, наблюдают на практике, как разрабатываются, действуют, реализуются, Осуществляются конкретные социальные программы. самостоятельная деятельность, способствующая взаимодействия школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами. СП-
Подготовка учащихся к работе над проектом Выбор проблемы Сбор информации Изучение законодательной и нормативно правовой базы проблемы Встречи, интервью с компетентными специалистами. Социологические опросы разных групп населения Анализ материалов СМИ РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА ПРОБЛЕМЫ IV Реализация плана действий V Собственное участие Обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка Составление портфолио VI ПРЕЗЕНТАЦИЯ VII РЕФЛЕКСИЯ VIII I II.I I III
!. Добровольность 2. Учёт возрастных, психологических и творческих возможностей детей 3. Региональные особенности 4. Интеграция учебной и внеклассной деятельности 5. Системность В процессе проектирования формируется комплекс знаний о КОНСТИТУЦИИ ДЕМОКРАТИИ ВЫБОРАХ И ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА ЗАКОНАХ, САМОУПРАВЛЕНИИ, ПАРЛАМЕНТЕ.
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ И ОКРУЖАЮЩИЕ, ЧТО ДАННАЯ ПРОБЛЕМА ЯВЛЯЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ДЛЯ ВАШЕЙ МЕСТНОСТИ? КАКИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ЕЁ РЕШЕНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТИМ ОРГАНОМ КАКАЯ-ТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ НАЗРЕВШЕЙ ПРОБЛЕМЫ? КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РАБОТУ ЭТУ РАБОТУ? ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ?
Я ГРАЖДАНИН РОССИИ НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
1. Школьник пассивен, выступает как объект познавательной деятельности 2. Изучает предметы, потому, что их ставят в расписание 3.Определённый набор знаний. 1. Школьник активен, выступает как субъект, самостоятельно добывает информацию. 2. Самостоятельно выбирает что, как и с какой целью изучать. 3. Сумма ключевых компетенций.
1. Держатель знаний 2. Проводит опрос, контрольные работы. 3. Ставит оценки 1.Эксперт-консультант, помогает ориентироваться в мире информации. 2. Проводит ролевые игры, дискуссии, презентации, конференции. 3. Использует балльно- рейтинговую систему
1. Способствует успешной социализации и подготовке к жизни в современных условиях. 2. Максимально развивает коммуникативный потенциал школьников. 3. Повышает интерес к обучению, способствует формированию исследовательской культуры. 1. Необходимость владеть новейшими телекоммуникационными технологиями. 2. Связь с учебным временем. 3Трудно организовать работу в группе. 4Школьники не всегда правильно могут оценить свою работу и работу одноклассников.
Из опыта работы. Рабочие тетради по истории и обществознанию. Защита рефератов, плакатов, творческих работ. Написание синквейна. Создание презентаций. Выпуск предметной газеты. Создание иллюстративного материала к курсу: Религии мира. Научные конференции. Предметные недели. Отзыв о фильме. Создание кластеров.
Портал исследовательской деятельности учащихся
Творчество и самовыражение является единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании. Л Нейлл.