Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 6 им. Коновалова В. П. г. Клинцы Брянской области Учитель русского языка и литературы Лукашова Анжелика Викторовна
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень
Актуальность: стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования
Цель: включение учащихся в проектную деятельность; формирование первоначальной системы исследовательских теоретико- методологических, методических и практических знаний, умений и навыков; развитие творческих способностей.
Задачи: - углубление своих знаний о проектной деятельности; - организация работы с классом по данной теме; - формирование опыта сотрудничества; - развитие творческих способностей, исследовательских навыков учащихся; - развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений; - воспитание коммуникативных качеств; - повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученным результатам.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи ( ), американский философ- прагматик, психолог и педагог.
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов : -«проекты игр» -«экскурсионные проекты» -«повествовательные проекты» -«конструктивные проекты»
На рубеже х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; слабая разработанность методики проектной деятельности; гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения; сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
Работа по методу проектов это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Практика - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов Монопроекты Межпредметные
Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Годичные проекты
Какова роль учителя? Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом: 1) энтузиаст 2) специалист 3) консультант 4) руководитель 5) человек, который задает вопросы 6) координатор всего группового процесса 7) эксперт
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности.
Правила успешной проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых спящих партнеров. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Пословицы на заданную тему:
Словарик фразеологизмов
Мини-проект литературное творчество на тему: «Читаем о Рождестве». Рождественское волшебство в сказке. В Рождественскую ночь каждый из нас ожидает чуда. Чудо может произойти как в сказке, так и наяву. У героя одной «Рождественской истории» Чарльза Диккенса Скруджа нет собственных детей, семьи. Он вовсе не радуется самому долгожданному празднику Рождества. Скрудж достаточно богат. Владеет торговыми лавками и умеет зарабатывать деньги, но ведет себя как настоящий скряга, потому что экономит на всем. У него никогда нет праздников, его никто не радует подарками, и он никому их не дарит. Рождественская ночь и дух Рождества помогли Скруджу измениться в лучшую сторону. Они помогли ему понять, в чем заключается смысл жизни настоящего человека. Скрудж узнал истинное счастье, когда решился на хорошие дела: подарил своим родственникам большого индюка, отправился в гости к своему работнику. Герой научился улыбаться. Его душа, которая была как ледовая глыба, начала потихоньку таять. Рождество вдруг стало для Скруджа любимым праздником. Праздник Рождества сделал героя «Рождественской истории» счастливым. Я думаю, что и в жизни в Рождественскую ночь люди становятся ближе друг к другу и счастливее.
Алгоритм создания письменного текста. - Инвентаризация - Составление чернового текста - Правка - Редактирование - Издание
Части речи. Имя прилагательное и имя существительное начинается со сценки Экзамен Митрофана (Д.И. Фонвизин Недоросль): Правдин. Вижу. Это грамматика. Что ж в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательные… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта, Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
«Фонетика» 5 класс. Ребята защищают проект «Алфавит».
Мониторинг исследования количества школьников, вовлеченных в проектную деятельность.
Вывод: Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели. Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Л.Н.Толстой.