Урок –практикум. Русский язык. 10 класс. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. МБОУ «Ключевская СОШ» Заиграевского района Республики Бурятия Учитель Ярош Е.Б..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Advertisements

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. И.Брехман Подготовка к ЕГЭ (часть С)
Вступление Основная часть: - тема; - проблема; - комментарий к проблеме; - позиция автора; - собственное мнение (2 аргумента по проблеме) Заключение.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Работа над речевыми, грамматическими, фактическими ошибками в заданиях ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Транксрипт:

Урок –практикум. Русский язык. 10 класс. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. МБОУ «Ключевская СОШ» Заиграевского района Республики Бурятия Учитель Ярош Е.Б..

Тренировочный тест. Часть А. А1. В каком слове букв больше, чем звуков? 1)твое 2)лошадь 3)Полесье 4)еж А2. В каком слове нет суффикса –К-? 1)заправка 2)лавка 3)надбавка 4)безрукавка А3. Укажите пример с нарушением лексической сочетаемости. 1)В этот период времени совы особенно активны. 2)Мы хотели, чтобы он извинился. 3)Лес – наше богатство. 4)Снег падал, но долго на земле не задерживался. А4. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня? 1)Наступление раз в…валось, волосы раз в…вались на ветру, скр…пят перья. 2)Д…легат, к…швырять, расп…вать (песню), т…бурят. 3)Б…низин, к…рниз, б…дон, тр…ллейбус. 4)Д…зинфекция, интел…генция, об…жать (слабых). А5. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в данных нмиже предложениях. Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно(4) занимаются музыкой. 1)1,2,3,4, 2)1,2 3)3,4 4)2,3

Ключи к тестовой работе В1А1А2А3А4А5 1ХХ 2 3ХХ 4Х В2А1А2А3А4А5 1Х 2 3Х 4ХХХ В4А1А2А3А4А5 1ХХ 2ХХ 3Х 4 В3А1А2А3А4А5 1Х 2Х 3Х 4ХХ

Довлатов Сергей Донатович ( г.г.)

Однажды мы ехали в нью-йоркском метро – сабвее. Я был с женой и дочкой. Сижу, читаю газету. На остановке ворвались молодые люди. Человек пять. Один с гитарой, у другого - транзистор… Куртки, бутылки, сигареты… Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. Они шумели, толкались, сквернословили. Они, как говорится, нарушали… Публика вела себя не лучшим образом. Один газету читает. Другой в окошко загляделся. (Благо за окном сплошная тьма.) И так далее… В России я бы знал, как поступить. Я бы подошел к этим молодым людям и сказал: – Заткнитесь! И добавил бы: - Вон отсюда! А если надо, треснул бы кого-то по затылку… А тут я испугался… Языка толком не знаю. Порядков не знаю. Скажут что-то – не пойму. То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. А вдруг – стрелять начнут? Может, у каждого – по пистолету? Или – ножом по физиономии… Наш хулиган – он родной и понятный. Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом, то есть знакомыми вещами. А у этих что на уме? Короче, сижу, читаю газету. Хулиганы продолжают нарушать. Старуху толкнули. Из горлышка хлебнули. Музыку включили на полную мощность. В общем – ничего хорошего…Читаю газету. Вдруг поднялся мужчина средних лет. Американец. Худой такой. И ниже меня ростом. Подошел к хулиганам и говорит: – Заткнитесь! И затем: – Вон отсюда. Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть. И молодые люди заткнулись. И на остановке – вышли. А мужчина сел и задремал. К чему я это все рассказываю? А вот к чему. Я знал все английские слова, которые он произнес. И сам это мог произнести без акцента. Однако – не произнес. Я газету читал. Как вы сейчас… (По С. Довлатову).

Атмосфера, которая создалась в вагоне с появлением хулиганов. На остановке ворвались молодые люди. Человек пять. Один с гитарой, у другого- транзистор… Куртки, бутылки, сигареты… Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. Они шумели, толкались, сквернословили. Они, как говорится, нарушали… Старуху толкнули. Из горлышка хлебнули. Музыку включили на полную мощность. В общем – ничего хорошего… Поведение окружающих. Один газету читает. Другой в окошко загляделся. (Благо за окном сплошная тьма.)И так далее… А тут я испугался…Языка толком не знаю. Порядков не знаю. Скажут что-то – не пойму. То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. А вдруг – стрелять начнут? Может, у каждого – по пистолету? Или – ножом по физиономии…Наш хулиган – он родной и понятный. Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом, то есть знакомыми вещами. А у этих что на уме? Короче, сижу, читаю газету. 1. Изучите материалы таблицы. С чем будет связана формулировка основной проблемы текста – с ситуацией, которую создали хулиганы, или с поведением пассажиров вагона? Сформулируйте и запишите основную проблему в виде вопроса.

2. Психолог Н. Петровский утверждает, что «поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства _________________________________________: если человек мирится с хамством или старательно его не замечает, то есть основания полагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе». О каком чувстве идет речь? А) патриотизма Б) гуманности В) собственного достоинства Г) раздражения.

3. Прокомментируйте проблему, используя любые из предложенных словосочетаний. Очевидна злободневность проблемы; дается критическая оценка (чему?); причины, делающие данную тему актуальной, кроются в…; внутреннее противоречие в подобных ситуациях; острота вопроса, разгул хамства; достоинство каждой личности; показное безразличие; предел безнаказанности; мерзкая раз вязность; нежелание мириться с хулиганскими выходками; правила борьбы с хамством; противостояние воинствующей невоспитанности; тактика борьбы с хулиганством; демонстрация силы; психологическая тактика; набраться мужества; внутренняя борьба; изображать искусственную занятость; нетерпимое отношение к дерзкому и циничному поведению; раз витое чувство собственного достоинства; всякий нормальный человек; зарекомендовать себя в качестве труса; защитить достоинство слабого человека; наплевательское отношение к окружающим. Обратитесь к справочным материалам, вспомните, чего не должно быть в комментарии В комментарии не должно быть Пересказа исходного текста или любой его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста. Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!

4. Найдите фактические ошибки в следующих суждениях. 1)Автор утверждает, что люди просто из равнодушия не обращают внимания на хулиганов. 2)Наверное, если человек занят интересным делом, например чтением, то он просто не замечает того, что происходит вокруг. Автору не за что себя винить, он же пишет: « Я газету читал». (Предложения 3 («сижу, читаю газету»), 33(«короче, сижу, читаю газету»), 39 («читаю газету») – явное доказательство его увлеченности интересной публикацией. 3)Есть пословица, которая гласит, что сила силу ломит. Американец был молодым и физически сильным, поэтому хулиганы и притихли. 4)Действительно, поведение наших хулиганов предсказуемо, а мало ли что могли вытворить американские разнузданные молодые люди? 5)Автор употребляет диалектные слова «треснул бы» и «заткнитесь», потому что его сильно разозлило поведение хулиганов. Загляните в таблицу «Типы ошибок», вспомните, что такое фактическая ошибка.

В России я бы знал, как поступить. Я бы подошел к этим молодым людям и сказал: – Заткнитесь! И добавил бы: - Вон отсюда! А если надо, треснул бы кого-то по затылку Вдруг поднялся мужчина средних лет. Американец. Худой такой. И ниже меня ростом. Подошел к хулиганам и говорит: – Заткнитесь! И затем: – Вон отсюда. Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть 5. Объясните, в чем смысл композиционного приема «зеркальности» помыслов рассказчика и действий американца.

6. Анализируя поступок американца, С. Довлатов утверждает: «Я знал все английские слова, которые он произнес. И сам это мог произнести без акцента. Однако – не произнес. Я газету читал. Как вы сейчас…» Что дает автору право на подобное ироничное утверждение? Изложите свой взгляд, аргументировав его примерами из житейского опыта.

7. Какое средство выразительности не используется в тексте? 1)парцелляция 2)эпитет 3)просторечная лексика 4)ирония 5)метафора. Если сомневаетесь, загляните в «Словарь терминов»

8. В конце XІX века в Англии лорд Хуллигэн (это имя стало впоследствии нарицательным) «прославился» своим крайне бестактным поведением, наводившим страх на окружающих. Избитый им житель Лондона подал в суд, на котором Хуллигэн высокомерно заявил, что оставляет за собой право вести себя так, как считает нужным: « Я свободный человек и буду делать все, что хочу!» Судья ответил: « Свобода размахивать кулаками заканчивается там, где кончается кончик носа другого человека». Как, по-вашему, можно заставить хулиганов уважать права окружающих?

10. Закончите текст, корректно возразив автору. Сложно не согласиться с С. Довлатовым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все из нас «читают газеты» в подобных ситуациях. Например,________________________________________________ _____. Нельзя не вспомнить и такой эпизод:__________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ ____. А какую симпатию читателей вызвал факт____________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________, о котором рассказал корреспондент газеты_________________________________________! Безусловно,пока еще рано говорить о полном искоренении хамства в нашей жизни, но если мы все сообща будем действовать так же, то…

11. Неверное построение предложений с деепричастным оборотом – одна из основных грамматических ошибок в экзаменационных сочинениях. Перестройте предложения, запишите правильные варианты. 1. Одобряя поступок американца, досада переполняет мою душу: почему же мы так трусливо ведем себя в подобных ситуациях? 2. Безразлично реагируя на происходящее, у нас могут быть неприятности: хулиганы никого не щадят! 3. Нахулиганив в вагоне, наглость молодых людей набрала силу. 4. Гуляя вечером с собакой, мое внимание привлекла группа нахальных людей. 5. Находясь в подобных ситуациях, меня терзает стыд за собственную трусость.

12. Исправьте 8 орфографических ошибок в следующем фрагменте сочинения. Наше безразличие в подобных ситуациях – благодатная почва, из которой прорастают откровенное нахальство, безнаказанность, вседозволенность. Мы часто возмущаемся хулиганскими выходками молодых людей лишь тогда, когда сами оказываемся обиженными, оскорбленными, а в остальных случаях надеемся на русский «авось»: авось обойдут, не тронут! А ведь это обыкновенная трусость, прекрытая ханжеской маской либо особой заинтересованостью содержанием книги, либо глубокого сна.

Проверьте себя. Наше безразличие в подобных ситуациях – благодатная почва, из которой прорастают откровенное нахальство, безнаказанность, вседозволенность. Мы часто возмущаемся хулиганскими выходками молодых людей лишь тогда, когда сами оказываемся обиженными, оскорбленными, а в остальных случаях надеемся на русский «авось»: авось обойдут, не тронут! А ведь это обыкновенная трусость, прикрытая ханжеской маской либо особой заинтересованностью содержанием книги, либо глубокого сна.

Домашнее задание Используя материалы заданий, напишите сочинение- рассуждение по исходному тексту.