Подготовила учитель Белякова И.Н. МОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа 2»
Цель урока: Научить строить таблицы истинности для нахождения значений сложного высказывания с использованием учебного алгоритма. Задачи: Повторить основные понятия логики. Решить задачи: на построение логических формул; нахождения значений сложных высказываний с помощью ТИ.
четко аналитично «супер» кратко правдоподобно красив громко обоснованно «железно» истинно доказательно вероятно разумно добросовестно закономерно Разминка: «Что такое логично?»
Задача: В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: Это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля. Прав ли учитель? Е=(K v C) & ¬C =>K К = Это сделал Коля. С = Это сделал Саша КСНЕ СК V C4&35=>
Алгоритм построения таблицы истинности: 7.провести заполнение таблицы истинности; 6.выписать наборы входных переменных; 5.установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов; 4.определить количество столбцов в таблице: число переменных + число операций; 3.подсчитать количество логических операций в формуле; 2.определить количество строк в таблице m=2n; 1.подсчитать количество переменных n в формуле;
В качестве небольшой музыкально- интеллектуальной паузы обобщения предлагаю вам заполнить небольшой кроссворд. Причем заполнить нужно коллективно, пока звучит музыка – 3 мин. Как только музыка закончится, заполнение прекращаем. Ваша задача – успеть вписать как можно больше слов. Если успеваете всё, каждый может записать по 1 баллу в свою копилку.
По горизонтали: 1.Наука о законах и формах человеческого мышления. 2. Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания. 3. Логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны. По вертикали 1. Значение, которое могут принимать простые и сложные высказывания. 2. Логическая операция, которая истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны или оба ложны. 3. Логическая операция, обозначаемая союзом «ИЛИ». 4. Логическая операция ложна тогда и только тогда, когда из истинного высказывания следует ложное 5. Логическая операция, образуемая с помощью частицы НЕ.
Записать в символической форме (формализовать) и найти значения истинности следующего высказывания: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Пушкин А.С. "Разговор книгопродавца с поэтом"). Задача1. Записать в символической форме (формализовать) и найти значения истинности следующего высказывания: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Пушкин А.С. "Разговор книгопродавца с поэтом"). А = Вдохновенье продается В= Продать рукопись Е = Не А И В
Задача2. Вам предлагается самостоятельно (в тетрадях, желающие – на доске) решить аналогичную задачу. Вспомните, в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», одна из новелл называлась «Напарник». Хулиган-верзила Федя – герой этой новеллы сказал Шурику: «Кто не работает, тот ест», изменив тем самым известную пословицу. Давайте проверим истинность народной поговорки «Кто не работает, тот не ест».
Задача 3. Записать в символической форме (формализовать) и определить значения истинности следующего сложного высказывания:Записать в символической форме (формализовать) и определить значения истинности следующего сложного высказывания: «Не может быть, чтобы Матроски выиграл приз и отказался от него".
КритерииЗначение (истина, ложь) 1 Знаю основные понятия логики, которые мы сегодня повторяли. 2 Знаю все 5 логических операций и их ТИ. 3 Умею построить формулу сложного высказывания 4 Знаю алгоритм построения ТИ. 5 Умею находить значения сложных высказываний с помощью ТИ.
За урок и за участие всем