Чтение, как вид речевой деятельности, требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель-логопед МБСКОУ СКО школы-интернат VIII вида: Базаева Ю.Ю. г. Шатура.
Advertisements

Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
« Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза, как средство коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ » Учитель - логопед I категории.
НАВЫК ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ – ЭТО НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОБОГАЩЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА, ЕГО.
К концу курса «Обучение грамоте» учащиеся должны уметь: - называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и звонкие, мягкие и твердые);
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Седельникова Альбина Михайловна- Альбина Михайловна- учитель начальных классов Педагогический стаж – 29 лет Образование: среднее специальное.
Организация индивидуального обучения на дому учащегося с нарушением интеллекта. Губинская Марина Анатольевна учитель начальных классов ГБОУ АО «Няндомская.
ГОУ СО "Новоуральская СКШ 59" П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы П О П Р О И З Н О Ш Е Н ИЮ Автор - составитель Евдокимов С.В., учитель-логопед.
Роль дефектолога в системе работы ПМПК в школе VIII вида Дефектолог, учитель математики ГБС(К)ОУ школа 21 VIII вида Паршина А.Г.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Транксрипт:

Чтение, как вид речевой деятельности, требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Особенность материалов Предлагаемые методические материалы содержат специально подобранные литературные произведения и отрывки из художественных текстов, предназначенные для проверки навыка чтения обучающихся. Материалы отличаются объёмом, степенью сложности структуры слов, доступны по содержанию для понимания обучающихся.

Задача уроков чтения в специальной (коррекционной) школе Формирование правильного, беглого и осознанного чтения. Формирование выразительности чтения начинается с 3-го класса, с момента перехода к чтению целыми словами, во 2-ом же классе проводится работа лишь над отдельными элементами выразительности чтения, с учётом сформированности технической стороны этого процесса.

Компоненты навыка чтения Под правильным чтением понимается чтение без искажения звуко слогового состава слова и соблюдение правильного ударения в словах. Под беглым чтением понимается темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного.

Компоненты навыка чтения На третьем году обучения чтению большое внимание уделяется формированию у школьников с интеллектуальной недостаточностью навыков выразительного чтения. Ведущими условиями при отборе художественных произведений являются эмоциональность и экспрессивность текстов. Осознанное чтение – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.

Распределение материалов Материал распределён по четвертям, по уровням развития. Вначале представлены тексты большего объёма и сложнее по содержанию, затем объём уменьшается и содержание текста более доступно. Это позволяет учителю учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся и уровень их развития.

Проверка осознанности чтения После текстов даются вопросы, которые нацелены на проверку понимания обучающимися смысла текста в целом, а также отдельных предложений, словосочетаний и слов.

Оформление текстов Цифры в конце строки укажут общее количество слов, прочитанных за минуту, что позволяет учителю не тратить время на подсчёт прочитанных слов и не делать карандашных пометок в тексте, которые могут отвлекать внимание учащихся. Общее количество слов, прочитанных за минуту, ошибки в отношении правильности чтения, способ чтения, выразительность указываются в таблице (приложение 1). Логопед в своей работе дополнительно использует для учёта сформированности навыков чтения специальную таблицу (приложение 2).

1 класс N =10 слов Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь: плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или по иллюстрациям к тексту Текст 1 Мама, вот сом. У сома усы. 6 Текст 2 У Бори кот. Барсик катал клубок. 6 Текст 3 Там река. Тут лес. В лесу растут ели. 8 Текст 4 Марина налила в миску молока. На, Мурка, молока.8 Текст 5 У дома росли сливы. Дима рвал их. Сливы упали в траву. 1. О ком или о чём прочитал, расскажи. 10 Текст 6 Мячик Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился. 1. О чём прочитал, расскажи. 9 10

Мячик. 1 класс.

Фиксирование результатов в таблице Проверка техники чтения в ________________классе _________________ уч.год. Норма чтения ______________слов в минуту Начало года Конец года п/п Фамилия, имя уч-ся Кол-во прочитанных слов Способ чтения Правильность чтения Сознательность чтения Выразительность чтения не читает читает без ошибок допустил ошибки по буквам по слогам слог + слово целыми словами кол-во ошибок замена, пропуск, искажение слов, слогов повторение слов, слогов в окончании в ударении применение знаков препинания эмоциональность чтения 1 Иванов С.

Основные параметры для проверки и анализа техники чтения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Ф.И. уч-ся Правильность чтения Осознанность чтения Беглость чтения Выразительность чтения невозможность чтения слогов и слов побуквенное чтение замена слова несходным по составу замена слова сходным по составу вставка согласных звуков добавление гласных при стечении пропуск конечных гласных звуков перестановка звуков замена гласных звуков замена оппозиционных звуков непонимание значений слов фрагментарное понимание искажение ситуации текста неумение устанавливать смысловые связи целыми словами слоговое побуквенное применение знаков препинания эмоциональность чтения 1. Иванов С

Проведение обследования умений и навыков чтения и письма у учащихся 1-8 классов с умеренной умственной отсталостью. Пособие содержит задания по обследованию степени усвоения букв, умений по чтению обратных, прямых слогов, слов различной слоговой структуры и состоящих из них предложений. Подобраны специальные тексты для дифференциации звонких и глухих согласных, а также оппозиционных звуков.

1 КЛАСС Умения и навыки. Чтение. Деление слов на слоги. Определение места звука в начале и конце слова. Установление последовательности звуков в слогах и словах. Анализ слогов, слов по звуковому составу. Составление слогов из отдельных букв (разрезной азбуки). Чтение слогов и слова «мама». Письмо. Написание строчных и заглавных прописных букв А, У, О, М. Списывание с таблиц, с классной доски, с букваря (рукописный шрифт) прочитанных и разобранных слогов и слова «мама». Письмо под диктовку букв, слогов и слова «мама» после предварительного звукобуквенного анализа). А У М О АУ УА АМ УМ МА МУ ОА ОМ МО -Уа! МА-МАМУ-МУ -Ма-ма! Му-му!

Дифференциация звонких и глухих согласных П – Б Бобры. На берег реки вылез бобр. Хвост у бобра, как лопата. Передние лапы короткие. Бобр прибежал к осинке. Зубами бобр грыз осинку. Он работал быстро и перегрыз дерево. Оно рухнуло. Бобр отгрызал ветки и относил их к воде. Потом бобр снова прибегал к дереву. На берегу видны холмики из веток. Это домики бобров. Как бобр построил себе домик?

Дифференциация оппозиционных звуков Р – Л У нас был урок. На уроке мы писали слова. К доске вышли Павлик и Рита. «Какие вы знаете слова со звуками «р» или «л»?» спросила Тамара Ивановна. Павлик написал мелом слово «шар», а Рита написала мелом слово «голуби». У доски Лена. Она красиво написала: «Красивые голуби!» А мы все написали в тетради слова: «Голубые шары». Какие слова написали дети на доске?

Тексты с иллюстрациями Гуси Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: га-га-га. «Не бойся, Галя, гусей, гони их». Галя гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.

Литература В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина. Букварь. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. – СПб.,М: САГА Форум, Коррекционо-развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Ульяновск: ОЦДК «Развитие», Н.Крылова, И. Писарева, Н Ипатова. Логопедический букварь. М., Эксмо, 2005.

Материалы подготовлены для международной выставки-ярмарки инновационных проектов Учитель – логопед высшей категории ОГ(К)ОУ СКОШ 11 VIII вида Г.Димитровграда Нерослова О.Н.