Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
© Фокина Лидия Петровна МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Кикнур Кировской области Формирование коммуникативных.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Коммуникативные универсальные учебные действия.. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Транксрипт:

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции Стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; - возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; - существенное повышение мотивации и интереса к учению; - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Личностное развитие Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно- смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно- смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий :

Действие смыслообразования. - направлено на установление личностного смысла действия. - направлено на установление личностного смысла действия. - характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия и выступает как «значение-для меня». - характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия и выступает как «значение-для меня».

Мотивационно-смысловые отношения личности производны от социальной позиции человека в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых его социальной позицией. Изменение социальной позиции человека влечет за собой переосмысление его отношения к действительности. Мотивационно-смысловые отношения личности производны от социальной позиции человека в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых его социальной позицией. Изменение социальной позиции человека влечет за собой переосмысление его отношения к действительности.

Братусь Б.С. характеризует уровни смысловой сферы личности как смысловую вертикаль личности, которая, «оставаясь невидимой, образует ее стержень» и выделяет несколько их видов. Начальный, нулевой уровень – прагматический, Начальный, нулевой уровень – прагматический, первый уровень – эгоцентрический, первый уровень – эгоцентрический, второй уровень группоцентрический, второй уровень группоцентрический, третий уровень – просоциальный третий уровень – просоциальный Самый высший уровень - духовный, или эсхатологический, когда человек рассматривает себя и других людей в связи с высшими духовными ценностями. Самый высший уровень - духовный, или эсхатологический, когда человек рассматривает себя и других людей в связи с высшими духовными ценностями.

Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец Развитие ценностного сознания личности рассматривается как процесс активного избирательно присвоения и интериоризации личностью предлагаемых обществом социальных ценностей и формирования ценностного отношения к миру. Развитие ценностного сознания личности рассматривается как процесс активного избирательно присвоения и интериоризации личностью предлагаемых обществом социальных ценностей и формирования ценностного отношения к миру.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Мотивация учебной деятельности – включает учебные, познавательные, соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию учебной деятельности мотивы (стремление поощрения, страх наказания за неуспехи). Мотивация учебной деятельности – включает учебные, познавательные, соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию учебной деятельности мотивы (стремление поощрения, страх наказания за неуспехи).

Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно- познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно- познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Развитие социальных мотивов характеризуется переходом от широких социальных мотивов к узким социальным мотивам и к мотивам социального сотрудничества. Развитие социальных мотивов характеризуется переходом от широких социальных мотивов к узким социальным мотивам и к мотивам социального сотрудничества.

Факторами, определяющими развитие учебной мотивации, являются - цели, задачи и характер образовательной системы; - особенностями организации учебно- педагогического процесса в образовательном учреждении; - цели, задачи и характер образовательной системы; - особенностями организации учебно- педагогического процесса в образовательном учреждении; - возрастно-психологическими и индивидуально- типологическими особенностями учащегося; - возрастно-психологическими и индивидуально- типологическими особенностями учащегося; - типом семейного воспитания и родительской позицией, в частности отношением родителей к школьным успехам/неудачам ребенка и уровнем требований в отношении школьных достижений; - типом семейного воспитания и родительской позицией, в частности отношением родителей к школьным успехам/неудачам ребенка и уровнем требований в отношении школьных достижений; -характером межличностных и конвенциональных отношений учащегося с педагогом и сверстниками. -характером межличностных и конвенциональных отношений учащегося с педагогом и сверстниками.

Виноградова Е.Л. Уровень познавательной мотивации в значительной степени зависит от характера сотрудничества и коммуникации. Уровень познавательной мотивации в значительной степени зависит от характера сотрудничества и коммуникации. Наиболее благоприятной для развития познавательной мотивации в дошкольном и младшем школьном возрасте является ситуация совместной деятельности со сверстниками и учителем, наименее – ситуация индивидуальной деятельности. Наиболее благоприятной для развития познавательной мотивации в дошкольном и младшем школьном возрасте является ситуация совместной деятельности со сверстниками и учителем, наименее – ситуация индивидуальной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения учителя с учениками снижает успешность учебной деятельности, приводя к снижению учебной мотивации. Авторитарный стиль педагогического общения учителя с учениками снижает успешность учебной деятельности, приводя к снижению учебной мотивации.

Действие нравственно- этического оценивания Мораль – специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности. Мораль – специфический нормативный способ регуляции человеческой деятельности. Моральные действие носит надпредметный характер, не зависит от предметного содержания действия, выполняют регулятивную функцию. Моральные действие носит надпредметный характер, не зависит от предметного содержания действия, выполняют регулятивную функцию. В психологии морального развития традиционно выделяют моральное сознание и моральное поведение, «единицей» которого выступает моральный поступок. В психологии морального развития традиционно выделяют моральное сознание и моральное поведение, «единицей» которого выступает моральный поступок.

Действие нравственно-этического оценивания предполагает осуществление следующих частных видов моральных действий, обеспечивающих моральную ориентацию личности в жизненных ситуациях и осуществление морального выбора: - Выделение морального содержания действия - Выделение морального содержания действия - Определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков (норма взаимопомощи, справедливого распределения, честности). - Определение содержания моральной нормы на основе выделения существенных признаков (норма взаимопомощи, справедливого распределения, честности). - Идентификация поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном - Идентификация поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с моральным эталоном - Решение моральной дилеммы - Решение моральной дилеммы

Коммуникативные действия Обеспечивают: Обеспечивают: социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Значение коммуникативных действий в контексте общих целей образования Коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.

Взаимодействие (сотрудничество) ребенка со взрослым выполняет несколько фундаментальных функций: трансляцию культурно-исторического (родового) опыта человечества, трансляцию культурно-исторического (родового) опыта человечества, организацию деятельности ребенка по присвоению этого опыта, что является решающим условием развития человеческой психики (в терминологии некоторых концепций – социализации ребенка). Со-действие и со-трудничество выступают как та реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, организацию деятельности ребенка по присвоению этого опыта, что является решающим условием развития человеческой психики (в терминологии некоторых концепций – социализации ребенка). Со-действие и со-трудничество выступают как та реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, предоставляют средства для осуществления самого мышления как интериндивидуального процесса в противоположность процессу интраиндивидуальному: возникая как средство общения, слово становится средством обобщения, т.е. мышления. Благодаря знаковой (вербальной) природе коммуникации общение и обобщение (мышление) связаны изначально. предоставляют средства для осуществления самого мышления как интериндивидуального процесса в противоположность процессу интраиндивидуальному: возникая как средство общения, слово становится средством обобщения, т.е. мышления. Благодаря знаковой (вербальной) природе коммуникации общение и обобщение (мышление) связаны изначально.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определенный социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности. В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определенный социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

Современное общество – как отечественное, так и западное – ставит перед системой образования в качестве основных такие задачи: Толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагают: Толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагают: осознание приоритетности многих общих для всех членов общества проблем над частными, осознание приоритетности многих общих для всех членов общества проблем над частными, следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам современности, следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам современности, понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг друга и обмене информацией, т.е. умении слушать и слышать друг друга, понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг друга и обмене информацией, т.е. умении слушать и слышать друг друга, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Критичность мышления в сфере взаимоотношения с другими людьми невозможна без осознанности соотношения принятых ценностей, индивидуальных и общественных интересов, без практики гибкого сочетания разных интересов. Критичность мышления в сфере взаимоотношения с другими людьми невозможна без осознанности соотношения принятых ценностей, индивидуальных и общественных интересов, без практики гибкого сочетания разных интересов.

общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Определение коммуникативных действий и способностей Важной вехой в развитии коммуникативная деятельность является формирование у детейспособности к согласованным действиям с учетом позиции другого, которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993). Важной вехой в развитии коммуникативная деятельность является формирование у детейспособности к согласованным действиям с учетом позиции другого, которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993).

Коммуникативная компетентность Умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: Умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально- психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально- психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)

Номенклатура и характеристика коммуникативных действий в составе УУД Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на умение слушать и слышать друг друга; умение слушать и слышать друг друга; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает : понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели и функций участников, способов взаимодействия; определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.

Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы): умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу через анализ ее условий. способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу через анализ ее условий.

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества: уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии. стремление устанавливать с доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся 1. Умение и готовность детей систематически и тщательно «проговаривать» процесс решения заданий в форме громкой социализированной речи выступает в качестве одного из решающих условий полноценного – сознательного – усвоения изучаемых действий или понятий (П.Я. Гальперин), ведет к развитию внутреннего плана действий, поднимает на новый уровень мышление учащихся. 1. Умение и готовность детей систематически и тщательно «проговаривать» процесс решения заданий в форме громкой социализированной речи выступает в качестве одного из решающих условий полноценного – сознательного – усвоения изучаемых действий или понятий (П.Я. Гальперин), ведет к развитию внутреннего плана действий, поднимает на новый уровень мышление учащихся.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся 2. Формирование у школьников привычки к систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. "Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?" - в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. 2. Формирование у школьников привычки к систематическому развернутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. "Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?" - в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. В конечном счете рефлексия дает возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач. В конечном счете рефлексия дает возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся Рефлексивные способности школьников в свою очередь становятся основанием для развития самосознания, в первую очередь такого ее компонента, как самооценка. Последняя по мере освоения коммуникативных действий и накопления опыта реального взаимодействия в группе сверстников постепенно приобретает адекватный и дифференцированный характер. Рефлексивные способности школьников в свою очередь становятся основанием для развития самосознания, в первую очередь такого ее компонента, как самооценка. Последняя по мере освоения коммуникативных действий и накопления опыта реального взаимодействия в группе сверстников постепенно приобретает адекватный и дифференцированный характер.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся В процессе совместной, коллективно- распределенной деятельности с учителем и, особенно, с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. В процессе совместной, коллективно- распределенной деятельности с учителем и, особенно, с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается децентрация, понимаемая как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся Кооперация со сверстниками создает условия не только для преодоления эгоцентризма как познавательной позиции, но и способствует личностной децентрации. Своевременное обретение механизмов децентрации служит мощной профилактикой эгоцентрической направленности личности, т.е. стремления человека удовлетворять свои желания и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми. Кооперация со сверстниками создает условия не только для преодоления эгоцентризма как познавательной позиции, но и способствует личностной децентрации. Своевременное обретение механизмов децентрации служит мощной профилактикой эгоцентрической направленности личности, т.е. стремления человека удовлетворять свои желания и отстаивать свои цели, планы, взгляды без должной координации этих устремлений с другими людьми.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведет к усложнению эмоциональных оценок за счет появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в конечном счете способствует формированию эмпатического отношения друг к другу. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведет к усложнению эмоциональных оценок за счет появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в конечном счете способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты и предложить план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты и предложить план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

Роль универсальных коммуникативных и речевых действий в развитии личности учащихся Кооперация со сверстниками, опирающаяся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно-нравственные и этические нормы. Кооперация со сверстниками, опирающаяся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно-нравственные и этические нормы.

ученикам первых классов уже могут быть доступны следующие коммуникативные действия 1) способность действовать с учетом позиции другого (адресованность действия); 1) способность действовать с учетом позиции другого (адресованность действия); 2) способность с помощью вопросов выяснять недостающую информацию (познавательная инициативность); 2) способность с помощью вопросов выяснять недостающую информацию (познавательная инициативность); 3) способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и др. 3) способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и др.

Связи коммуникативных действий с основными учебными предметами

Коммуникативное развитие Формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. Формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.