Методическая разработка раздела образовательной (учебной) программы по русскому языку ( 4 класс) Бизяева Валентина Петровна, учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение склонений имен существительных стоящих в косвенных падежах..
Advertisements

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных множественного числа.
МОБУ Вышневолоцкого района « Есеновичская СОШ» Презентация по теме «Имя существительное» Работу выполнила ученица 3 класса Бибилова Алана Руководитель:
Учитель : Федоренко Р. Т. Методическое пособие по русскому языку 6-9 классы С ( К ) ОУ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 ст. Отрадная Отрадненский район Краснодарский край ул. Мира, 9 т
Тема: Употребление существительных в родительном падеже Сактаганова. Н. А.
Упражнение в определении склонений имен существительных стоящих в косвенных падежах. Программа: Л. В. Занкова (1-4) Автор: А. В. Полякова (3 класс) Преподаватель:
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Несклоняемые имена существительные"
Урок развивающего контроля.. ПАДЕЖ 1.Найти главное слово 2.Задать от него вопрос 3.? падеж ЧТО? подлежащее второстепенный И.п. В.п. КОГО? НЕТ ВИЖУ Р.п.
Морфологические признаки. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому.
Тема: Путешествие в княжество Существительное. Путешествие в княжество Существительное.
Урок актуализации знаний за 1 полугодие по русскому языку. 2 класс система Л.В.Занкова
ЧАСТЬ РЕЧИ – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский.
Часть речи - имя существительное. Род Вопросы Что обозначает, значение Число Склонение Падеж Собственные нарицательные.
Разработала и провела учитель 1 категории МОУ Липовской СОШ Сластенина Н. И. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ урок русского языка В 5 классе.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Что такое склонение? Три склонения имен существительных. Возраст учащегося 4 класс ( лет) предмет «Русский язык» Урок разработан Бухалко Н.И. МОУ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Поиск знаний начинаем по ступенькам мы шагаем. И с подъемом на этаж Больше будет их «багаж»
Светлых дней, здоровья, счастья, Я хочу Вам пожелать. Если будут дни ненастны, Я прошу не унывать! Мирных дней, тебе учитель! Жить 100 лет, творить. Пусть.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела образовательной (учебной) программы по русскому языку ( 4 класс) Бизяева Валентина Петровна, учитель начальных классов МБОУ Леньковской ООШ Лысковского района Нижегородской области

Учебники и программа

Диагностика Диагностика мотивации учебной деятельности Диагностика развития памяти, внимания, мыслительных процессов Анализ ошибок по данной теме Анкетирование детей

Проблемы Высокий процент ошибок: в написании безударных падежных окончаний в различении И.п. и В.п. имен существительных речевые ошибки в употреблении имен существительных множественного числа в Р.п. Низкий интерес к русскому языку как к предмету.

Пути решения проблем 1. Применение активных форм и методов обучения. 2. Использование развивающих заданий. 3. Частота повторения упражнений данного вида. 4. Разнообразие типов уроков.

Задачи изучения раздела программы Углубление знаний об имени существительном как часть речи. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и во множественном числе. Развитие умений сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей Обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи.

Методические принципы обучения 1. Сознательность и прочность знаний. 2. Принцип систематичности и доступности. 3. Связь теории с практикой. 4. Принцип наглядности. 5. Опережающее овладение устной речью по отношению к письменной. 6. Принцип преемственности и перспективности.

Методы обучения По источникам знаний Словесные, наглядные, практические По степени взаимодействия учителя с учащимися Беседа, самостоятельная работа По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские В зависимости от конкретных дидактических задач Подготовка к восприятию, объяснение, закрепление По принципу расчленения или соединения знаний Анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение

Типы уроков. По дидактическим целям По этапам деятельности По методам и методическим приемам По приемам активизации познавательной деятельности Изучение нового материала Совершенст вование ЗУН Повторение и обобщение знаний Контроля и учета знаний Вводный Тренировочный Итоговый Информирующий Проблемный Игра Зачет Практикум

Учебные задачи уроков -Сообщение новых знаний -Закрепление знаний и автоматизация умений и навыков -Учет и проверка ЗУН

Развитие познавательных операций Восприятие Запоминание Упражнения по образцу Применение на практике Обобщение

Способы повышения интереса к урокам Творческие задания Занимательная форма проведения: Уроки – сказки Конкурсы Игры Соревнования «Самоэкзамен» Путешествия

Имя существительное (48 часов) Понятие о склонении (15 часов) Три склонения имен существительных (4 часа) Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единствен- ном числе (18 часов) Склонение и правописание имен существительных во множественном числе (11 часов)

I блок. Понятие о склонении Цель: Формировать умения отличать один падеж от другого.

Календарно-тематическое планирование I.1. Склонение имен существительных. 2. Упражнения в склонении имен существительных 3. Несклоняемые имена существительные. 4. И.п. имен существительных. 5. Р.п. имен существительных. 6. Д.п. имен существительных. 7. В.п. имен существительных. 8. Т.п. имен существительных. 9. П.п. имен существительных. 10. И.п. и В.п. имен существительных. 11. В.п. и П.п. имен существительных. 12. Сочинение «Осень в лесу» по теме «Склонение имен существительных». 13. Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных». 14. Работа над ошибками. Упражнения в склонении имен существительных. 15. Обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных».

Имя существительное - 1. Это _______, которая отвечает на вопросы ____, ____ и обозначает ___. 2. На вопрос кто? отвечают ____ имена существительные, на вопрос что? отвечают _____ имена существительные. 3. Бывают ___ рода, ___ рода, ____ рода. 4. Изменяются по _____ и по ____.

Различай падежи по вопросам и предлогам Пад.Вопросы Предлоги Примеры И.п. есть Кто? Что? Береза, дом Р.п. нет Кого? Чего? Где? Куда? Откуда? у, из, до, с, без, от, около, после, вокруг, С березы Из дома Д.п. дать Кому? Чему? Где? Куда? к, поК березе По дому В.п. вижу Кого? Что? Куда?через, про, в, на, за На березу В дом Т.п. доволен Кем? Чем? Где? Куда? над, под, между, с, за Под березой За домом П.п. думаю О ком? О чем? Где? о, об, в, на, приО березе В доме

Игра «Узнай падеж» 1. Кому? 2. через, про, в 3. нет 4. «щедрый» падеж 5. Без предлога не употребляется 5. Подлежащее 6. «Довольный» падеж 7. Что? 8. Кого? Д.п. В.п. Р.п. Д.п. П.п. И.п. Т.п. И.п. и В.п. Р.п. и. В.п.

Определите падеж у слова лиса Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Найди ошибку, определи падеж имен существительных правильно и запиши в скобках: Лежу (на чем?) на песке (Д. п.); бегаю (по чему?) по песку (В. п.); обсыпаю (чем?) песком (Р. п.); построю (из чего?) из песка (Т. п.); ношу (что?) песок (И. п.)

Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!

Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют свою форму называют несклоняемые имена существительные. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.словарям.

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму? Как называются такие имена существительные? Как определить падеж несклоняемых имён существительных? В каком словаре можно узнать значение слова? Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

Упражнения 1. Ответьте на вопросы, запишите ответы, обозначьте падежи существительных. а) Откуда возвратились товарищи? (музей, экскурсия, поход, лагерь) б) Куда улетели птички? ( сад, роща, поле) 2. Закончите предложения: Возьми учебник… Паша уехал… Положи учебник… Саша приехал… 3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги, определите падеж. Голубь опустился … крышу. Ласточка поселилась … крышей. Голуби гуляют … крыше.

4. Слова нога, мяч, книга измените так, чтобы они передавали следующие значения: а) Местонахождение чего- либо( царапина) б) Предмет, которым совершается действие в) Предмет, на который направленно действие 5. Загадка: Одно существительное решило подсчитать, сколько у него форм. Хватило ли ему для этого пальцев не руках? 6. Подберите материал про падежи ( стихи, почему так называются) 7. Подберите пословицы со словами Москва, Родина, друг.

«Самоэкзамен» (зачет) Теория Практика Форма работы: групповая Учитель консультант (ученик) группа

Обоснование проведения зачета Позволяет проверить: -Прочность знаний -Накопление определенного объема сведений -Степень осмысления -Умение пользоваться знаниями на практике -Уровень культуры устной и письменной речи

II блок. Три склонения имен существительных Цель: Формирование умений определять склонение имен существительных по роду и окончанию в н.ф.

Календарно-тематическое планирование II. 1. Три склонения имен существительных. 2. Упражнение в определении склонения имен существительных. 3. Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. 4. Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных».

Три склонения имен существительных. Цель: сформировать знания у учащихся о трех склонениях имен существительных. Задачи: 1. развить устойчивый интерес учащихся к теме «склонение»; 2. Составить опорную памятку – схему «склонение имен существительных»; 3. Составить пошаговую инструкцию для определения склонения имен существительных в косвенном падеж.

Прочитайте слова, определите, что между ними общего Слова РодЧисло Падеж Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол

Прочитайте слова, определите, чем они различаются Слова РодЧисло Падеж Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол Ед. число И.п.

Разделите эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания СловаЖ. р. -а–я М. р. -а–я М.р – Ср.р –о -е Ж. р. –ь Конь Вода Юра Земля Дочь Море Дядя Стол

По каким признакам сгруппированы существительные? Ж. р. -а–я М. р. -а–я М.р – Ср.р –о -е Ж. р. –ь Вода Юра Земля Дядя Конь Стол Море Дочь

Три типа склонения I склонениеII склонениеIII склонение Ж. р. -а–я М. р. -а–я М.р – Ср.р –о -е Ж. р. –ь Вода Юра Земля Дядя Конь Стол Море Дочь

Склонения 1 скл. 2 скл.3 скл. ж.р. и м.р.м.р. и ср.р. ж.р. -а -я --о -е - Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения.

Определить род имени существительного ; 2. Определить окончание в И.п. в ед.ч. 3. По роду и окончанию определяем склонение. Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже? 1. Поставить в начальную форму (ед. ч. И. п.) Как определить склонение имени существительного?

Виды упражнений 1. Определить тип склонения имен существительных, найдите сходство и различие. а) Осень, зима, вьюга, метель, осина, сирень б) Мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Володя, Владимир, дочь, доченька 2. Подберите существительные одного и того же рода, но разных склонений. 3. Подберите существительные разного рода, но одного и того же склонения. 4. Подберите существительные по тематическому признаку ( звери, птицы, деревья), укажите склонение.

Вопросы консультантов. 1. Что такое склонение? 2. Какие существительные относятся к 1- му склонению. 3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению? 4. Какие существительные относятся к 3- му склонению? 5. Как определить склонение существительного?

Практические вопросы по теме «Склонение имен существительных» Билет 2. Задание. Распределите имена существительные по склонениям в три столбика. Резина, простыня, кольцо, ноябрь, друг, семья, остров, колесо, озеро, дичь, ночь, сторож, тишь, этаж, картофель, мебель, лагерь, съемка, солнце, тюлень, здоровье, стекло, грусть, трамвай, ягода, метель, мороженое, яблоко. *Дополните каждый столбик именами существительными(2-3 слова)

III блок. Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в единственном числе Цель: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и употребление существительных в разных падежах.

Календарно-тематическое планирование III. 1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения. 2. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. 3. Правописание безударных окончаний существительных в Д.п. 4. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. и Д.п. 5. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 6. Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. 1 и 3 склонения. 7. Р.п. и В.п. существительных 1 и 2 склонения. 8. Правописание безударных окончаний существительных в Т.п. 9. Правописание безударных окончаний существительных в П.п. 10. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. 11. Правописание безударных окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. 12. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 14. Изложение по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 15. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 16. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения». 17. Работа над ошибками. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. 18. Обобщающий урок по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2,3 склонения».

Почему ? Старая женщина волновалась о сестр и дочер. Старая женщина волновалась П. п. П. п. о сестре и дочери.

о сестре и о дочери 1,П.п. Падеж Окончание 1 скл.2 скл.3 скл. Р.и - ы - и Д.е - и П.ееи мечтать о прогулк___ нет равных по скорост___ находиться в холод___ изучение жизн____ е и е и 3,П.п.

Вставьте пропущенные окончания, докажите Приземлились на планет... Весело на корабл... Сказали команд... Выплыл из ноч... Испугались неизвестност... Соскучились по мам…

Алгоритм работы: Шаг 1. Определи склонение. Шаг 2. Определи падеж. Шаг 3. Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении. Шаг 4. Проверь написание окончания опорным словом.

Памятка Трудности Приёмы работы Ударные и безударные окончания существительных 1 скл. Научить детей проверять существительным с ударным окончанием(н -р, из деревни из земли Различение И.п. и В.п.И.п. – Подлежащее В.п.- Второстепенный член У 2 скл. в определении В.п. и И.п. Помогает замена существительного 2 скл. существительным 1 скл. Различение Р.п. и В.п.Постановка 2-ух вопросов: Р.п. (кого? чего?),В.п. (кого? что?) Различение В.п. и П.п.1. У П.п. – окончание – е 2. Сопоставление существительным того падежа и склонения, но с ударным окончанием 3 скл.Никогда нет окончания е в Р.п., Д.п., П.п.

IV блок. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе Цель: Совершенствовать умения правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе, исправление речевых ошибок.

Календарно-тематическое планирование IV. 1. Множественное число имен существительных. И.п. множественного числа. 2. И.п. и В.п. имен существительных во множественном числе. 3. Р.п. имен существительных во множественном числе. 4. Упражнения в правильном употреблении имен существительных в Р.п. множественного числа. 5. Д.п., Т.п., П.п. имен существительных во множественном числе. 6. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 7. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 8. Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных». 9. Работа над ошибками. Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. 10. Множественное число имен существительных. 11. Обобщающий урок по разделу «Имя существительное».

*Спиши. Вставь пропущенные буквы, определи падеж имён существительных. Среди заросл … й, на деревь … х, много цвет … в, в предгорь … х, с узор … м …, у лошад … й, с огоньк … м …, на лыж … х, в лу- ж … х, по улиц … м, между корн … м …, на медвед … й, о шалост … х.

*Спиши, вставляя где нужно, мягкий знак. Определи число, род и падеж имён существительных. Правильная реч …, много туч …, острый нож …, из-под крыш …, морской пляж …, без встреч …, около пастбищ …, нет лыж …, золотая рож …, колючий ёж …, возле афиш …, вкусный борщ …, хитрая мыш ….

Запомни!!! помидорОВ туфель туч апельсинОВ мест круч килограммОВ дел луж носкОВ яблок встреч облакОВ сапог галош рельсОВ чулок афиш ботинок пастбищ валенок сокровищ

*Замените картинки существительными во мн.ч., Р.п. и восстановите предложения. К зиме привезли много. В саду ребята собрали много сладких. Сок и содержит много витаминов. Из-за выглянуло солнышко. Мы ели варенье из и.

Работа над деформированным текстом В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится. Тяжёлое время наступило для (птицы). Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки).

Тест 1. Выберите верное утверждение: а) Имена существительные бывают мужского рода. б) Имена существительные бывают женского рода. в) Имена существительные бывают среднего рода. 2. Выберите верное утверждение: а) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. и ср.р. с окончаниями -о, -е. б) Ко второму склонению имён существительных относятся сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. 3. Выберите верное утверждение: а) У существительных винительного падежа всегда бывают предлоги. б) У существительных винительного падежа не бывает предлогов. 4. Выберите верное утверждение: а) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -и. б) У существительных 1-ого склонения в Д.п. и П.п. окончание -е. 5. Выберите верное утверждение: а) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ам, -ям. б) У существительных множественного числа в Д.п. окончания -ами, - ями.

6. Укажите в каких словах пишется окончание -и: а) в слив..., б) на шал..., в) о грубост..., г) в артел В каких случаях в окончании после шипящих пишется буква о: а) грач...м, б) плач...м, в) царевич...м. 8. Укажите имена существительные 3-его склонения в Д.п.: а) к ламп..., б) к мишен..., в) в зал Спишите, вставив пропущенные буквы. Кирпич...м, Петрович...м, без посылк..., на попуга..., в гаван..., о писател..., на фасол..., птичниц...й, смерч...м.

Порядок разбора имени существительного 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2. Начальная форма ( И.п., ед.ч.) 3.Род. Склонение. 4.Падеж. Число. 5. Роль в предложении.

Имена существительные Бывают: Одушевлённые Неодушевлённые Собственные Нарицательные 1 склонения 2 склонения 3 склонения Женского рода Мужского рода Среднего рода Изменяются: По числам По падежам В предложении могут быть: подлежащим дополнением обстоятельством сказуемым

Результаты контрольных диктантов.

Результаты зачётов по темам

Мини-сочинение Бунтовой Снежаны Мой самый любимый предмет - русский язык, потому что мне очень интересно узнавать секреты русского языка. Очень важно быть грамотным человеком! Сейчас на уроках мы изучаем падежи имен существительных. Тема очень сложная. Но когда стали разбираться, оказалось, что на самом деле всё очень даже просто!

Литература