Организация учебно- исследовательской деятельности школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Advertisements

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
1. Формирование у учащихся научного мировоззрения; 2. Пропаганда среди школьников достижений ответственной и мировой науки; 3. Формирование у учащихся.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Транксрипт:

Организация учебно- исследовательской деятельности школьников

Модернизация образования в нашей стране предполагает создание условий для повышения качества общего образования через использование эффективных методов обучения. Одним из которых является переориентация обучения с традиционного предъявления готовых знаний на самостоятельное получение их учащимися.

Дидактика рекомендует не все вопросы программы объяснять, не все знания систематически излагать и преподносить в готовом виде, а какую-то их часть оставлять для самостоятельного поиска; вместо преподнесения готового знания в ряде случаев не только можно, но и необходимо ставить перед школьниками проблемы М.Н. Скаткин

Основы методики применения деятельностного подхода Учебная деятельность- это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвития в процессе решения познавательных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящей в самоконтроль и самооценку (И.А. Зимняя)

Деятельность учащихся направлена на самостоятельное освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов деятельности и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях

Таким образом, учебная деятельность направлена : А) на освоение способов действий Б) на изменение самого человека

Особенность деятельностного подхода Это цепочка действий, в результате которой учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, отрабатывать (естественное само научение школьника) Это организация творческой самостоятельной деятельности учащихся Это реальные условия для формирования ЗУНов, мышления, способностей, характера, качеств личности, межличностных отношений

Основные характеристики учебной деятельности (УД) Она специально направлена на овладение учебным материалом путем решения познавательных задач В ней учитываются общие способы действий Общие способы действий предваряют решение познавательных задач УД ведет к изменениям в самом субъекте, что по определению Эльконина является основной ее характеристикой УД способствует изменению психологических свойств и поведения школьника в зависимости от результатов собственных действий

Способы учебной деятельности (СУД) – это ответ на вопросы: Как учиться? Каким способом получать знания? Виды СУД: Репродуктивные действия (по образцу) Проблемно-творческие действия Исследовательско-познавательные действия

Продукт учебной деятельности Структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики Внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах

Значение учебной деятельности Деятельность формирует мышление, умения, способности, характер, качества личности, знания, межличностные отношения

Структура учебной деятельности 1. Основной составляющей является действие –это процесс достижения результата 2. Операция – способ осуществления действия Деятельность Действия операции

Ориентировочная основа действия - ООД ООД 1 типа составляют только образцы действия и продукт. Нет указаний на то, как делать – метод проб и ошибок ООД 2 типа- содержит образцы действий и и указание на то, как его выполнять. Обучение идет быстро и без ошибок ООД 3 типа – на первое место выступает планомерное обучение анализу новых заданий, которое позволит выделить опорные точки и условия выполнения задания. Учитель создает условия. Чтобы ученик сам мог создать ООД

Внешняя структура учебной деятельности Ориентирование – планирование – осуществление –контроль 1. Мотивация –первый и обязательный компонент в структуре УД 2. Главный компонент - познавательная задача, которая представляет собой учебное задание и модель требуемого состояния предмета задачи 3. Способ решения задачи определяет не только выбор и последовательность операций, но и общую стратегию решения

Продуктивная познавательная деятельность

Разделены понятия продуктивной и творческой (как высшей степени продуктивной) деятельностей учащихся, на основе чего определена общая структура познавательной деятельности, которая включает в себя репродуктивную, и как низшую ее степень – непродуктивную, и продуктивную деятельности (схема 2).

Структура познавательной деятельности

Для определения структуры продуктивной познавательной деятельности рассматривается работа психики, как двунаправленный процесс оперирования знаниями. При этом способность к приобретению знаний отождествляется с обучаемостью; способность преобразования знаний характеризуется креативностью (общей творческой способностью); способность к применению знаний соотносится с интеллектом (коэффициентом умственной одаренности IQ). Процессы преобразования знаний и перехода от применения знаний к их приобретению (на новом уровне) представляют собой продуктивную познавательную деятельность.

Дидактические аспекты продуктивной познавательной деятельности при обучении решению физических задач, включают цели, особенности организации продуктивной познавательной деятельности и требования, предъявляемые к физическим задачам (схема 3)

Структура продуктивной познавательной деятельности

Т ехнология организации продуктивной познавательной деятельности учащихся при решении физических задач

Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся может быть осуществлена с помощью следующих мер: Продуктивная актуализация теоретических знаний перед решением задач может быть реализована через: составление тестов учащимися; вывод формул по заданию учителя, работу с логическими цепочками; составление системообразующих схем, справочников или таблиц по изученному разделу; составление задач-таблиц; составление задач с использованием формул, указанных учителем, или логических цепочек.

Решение задач, приводящих к получению новых знаний (познавательных задач) и установлению новых зависимостей между физическими параметрами. Подбор и использование системы задач репродуктивного характера, помогающих решению творческих заданий. При этом необходимо учитывать, что задания, как по виду, так и по содержанию должны быть разнообразными. Использование эвристических приемов в процессе обучения решению задач.

В предлагаемой технологии теоретический материал структурируется вокруг основных физических законов, явлений и понятий. Дальнейшая отработка и закрепление материала, чаще всего, осуществляется репродуктивными способами – это либо письменное воспроизведение опорного конспекта, либо его «проговаривание». Причем, уже на этом этапе учащихся целесообразно вовлекать в продуктивную деятельность, например, через решение качественных задач.

Локальная технология обучения решению качественных задач на основе одновременного анализа большой группы задач Деятельность учителя может быть представлена в следующих шагах: Выделение элементов проверяемых знаний. Составление (или подбор) системы качественных задач в соответствии с проверяемыми знаниями. Предъявление банка задач учащимся для решения. Проверка правильности решения

В целом предложенная технология обучения решению качественных задач не противоречит общепринятой методике, но опыт показывает, что при традиционном подходе на уроке можно решить не более 5 качественных задач, причем, часть класса находится в позиции пассивного наблюдателя. Предлагаемая технология позволяет решить за то же время большее количество задач при вовлечении всего класса в активную деятельность.

Локальная технология обучения решению качественных задач на основе одновременного анализа большой группы задач

Локальная технология организации деятельности учащихся при решении экспериментальных задач по физике Способствует оптимизации процесса обучения: учащимся предлагается работа в группах, каждая из которых решает одну задачу. После проделанной работы учащиеся внутри групп обмениваются мнениями, обсуждая полученные результаты.

Группам могут быть предложены следующие задания, которые должны привести учащихся к ответу на вопрос: «Почему при изменении толщины пленки происходит изменение цвета в интерференционной картине?» 1. Нанесите на стекло с помощью ваты тонкий слой спирта. Пронаблюдайте за изменением цветов и выявите закономерность их изменения. 2. Выдуйте мыльный пузырь и выявите закономерность изменения цвета в верхней и нижней его частях с течением времени. 3. Натяните мыльную пленку на каркас, расположите его вертикально и пронаблюдайте закономерность изменения цветов сверху вниз с течением времени. 4. Капните каплю скипидара на поверхность воды и установите закономерность изменения цветов по мере растекания капли по поверхности воды. 5. Установите закономерность изменения цветов, образовавшихся в результате прокаливания бритвенных лезвий на пламени спиртовки в зависимости от длительности нагревания.

Учебно-исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность- это деятельность по приобретению теоретических и практических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития учащихся

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания

Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний

Учебно-исследовательская деятельность –это разновидность продуктивной творческой деятельности Цель учебно-исследовательской деятельности – познание Цель творческой деятельности- преобразование Исследование – неотъемлемая часть любой творческой деятельности

Метод исследования УИД реализуется путем применения исследовательского метода Исследовательский метод – самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы путем применения следующих элементов научного исследования: Наблюдение и самостоятельный анализ фактов Выдвижение гипотезы и ее проверка Формулирование выводов, закона или закономерности

Правила применения исследовательского метода (М.И. Махмутов ) Учитель дает учащимся творческую самостоятельную работу, содержащую учебную проблему Постановкой задания учитель побуждает учащихся к самостоятельной теоретической и практической работе по сбору необходимой информации, фактов, их систематизации и организации поисковой деятельности Контроль и оценка проводится по: А) рациональному способу выполнения самостоятельной работы Б)по умению ставить и решать учебные проблемы В)излагать результаты и доказывать свои выводы

Исследовательский метод реализуется на основе оптимального сочетания методов познания: Логические – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, моделирование, абстрагирование, гипотеза Эмпирические- наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент Эвристические – коллективная мозговая атака, мозговой штурм, метод многомерных матриц, метод эмпатии, метод организованных стратегий

Структура учебно-исследовательской деятельности 1. Учебно-исследовательская задача 2.Учебно-исследовательские действия и операции 3. Действия контроля и оценки

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие следующих элементов: практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в гуманитарной области это могут быть сведения из первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Структура научного исследования Закон (закономерность) Теория Гипотеза Факты Наблюдения качественные количественные Рабочая гипотеза Эксперимент Результаты Объяснения Гипотеза: а) принимается б) изменяется г) отвергается

На уроке Виды исследовательской деятельности школьников Во внеурочной деятельности Применение исследовательского метода на уроке Нетрадиционные уроки Проведение учебного исследовательского эксперимента Домашнее задание исследовательского характера Исследовательская практика Написание ВЭР Образовательные экспедиции Факульаттивы Школьное УНИО Участие в олимпиадах, конкурсах и др. Учебное проектирование

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Вид исследования Целевое назначение Основное условие реализации Пример исследования Моно- предмет- ное Решение локальных предметных задач Реализуется под руководством учителя по одному конкретному предмету Роль фаворитов Екатерины 11 в управлении государством российским Межпред- метное Решение локальных или глобальных межпредметных задач Реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей Образ Дон-Жуана в художественных системах разных направлений в литературе и музыке Надпред- метное Решение локальных задач общеучебного характера Реализуется под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов Интернет в нашей жизни: достоинства и опасности

Организация УИД на уроках Типы уроков Виды уроков Формирование новых знаний Урок-лекция, урок-беседа Урок-практическое исследование Урок-теоретическое исследование Ролевая игра Организация проектной деятельности Совершенствование ЗУН Урок решения задач (проблемных, экспериментальных, исследовательских) Урок - лабораторная работа с элементами исследования Организация игровой деятельности исследовательского характера Контроль и коррекция Устный опрос, письменный опрос, обобщающая исследовательская работа Зачет с применением исследовательских заданий Комбинированный урок Все виды деятельности

Как построить урок на деятельностной основе Наметить цель и выделить задачи предстоящей деятельности Спланировать действия и продумать их содержание Организовать деятельность и осуществить ее управление По мере выполнения корректировать, прогнозировать, возможно и анализировать полученные результаты

Выполнение исследовательских заданий на уроках и их защита

В конце занятия каждая группа публично отчитывается о проделанной работе по следующему плану: а) Каковы цель и гипотеза вашей работы? б) Каким оборудованием вы пользовались? в) Какие действия вы предприняли в ходе выполнения работы? г) Каковы результаты вашей работы? д) Какой вывод вы сделали на основе полученных результатов? Как подтвердилась гипотеза?

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА (УНИО) Организационная структура УНИО Председатель физико- математической секции Учитель-куратор Президент Куратор УНИО Председатель гуманитарной секции Учитель-куратор Председатель естественно-научной секции Учитель-куратор

Деятельность руководителя по организации работы УНИО Педсовет Информирование школьников Работа с родителями Руководители УИР Учителя-предметники Классные руководи тели Объявление Школьная газета Школьный радиоузел Родительское собрание Посильная помощь и поддержка Информирование Представление руководителей Руководство исследовательской деятельностью Ученики Орг. собрание УНИО Анкетирование Руководитель УНИО Школьный сайт Школьники- исследовате ли

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать.

Методология научного исследования 1. Актуальность, выдвижение проблемы 2. Цель исследования 3. Объект исследования 4. Предмет исследования 3. Задачи исследования 4. Гипотеза 5. Методы исследования

Структура исследовательской работы Структура Требования к содержанию Титульный лист Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы; фамилию, имя и отчество научного руководителя; населенный пункт и год Оглавление Включает: наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал Введение Содержит: обоснование актуальности темы, постановка проблемы, цели и задачи работы, гипотезу исследования; определяется круг рассматриваемых вопросов. оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; -обоснование необходимости проведения работы - методы исследования

Основная часть Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы Заключение, выводы В нём содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл автор. Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы Список литературы Должен содержать перечень источников, использованных при написании работ Приложения Могут включать таблицы, диаграммы, графики, рисунки, фотографии и др.

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ На конференции текст «озвучивается», но не весь подряд (тогда зачем доклад?). Главная задача докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировать ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.

Доклад - личностная форма содержательного общения ученых, докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, и тогда вся работа становится более понятной. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе, то, что входит в текст и звучит на докладе, - лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.

Написанная работа и доклад по ней - совершенно разные жанры научного творчества, к которым нужно готовиться по-разному. Поэтому на докладе недопустимо зачитывание работы, перегрузка его лишними данными. Этим обуславливается и жесткий регламент выступлений, практикуемый на научных конференциях

Текст доклада по объему не должен превышать 15 машинописных страниц. Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги форма А4 (размеры: горизонталь-210 мм, вертикаль 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 14 кегель) через 1,5 интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются чёрной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатном устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертёжный материал должен быть хорошо читаемым.

План доклада по результатам учебно-исследовательской работы I. Приветствие. II.Тема УИР. Актуальность темы УИР. Цель и задачи УИР. Гипотеза УИР. VI.Значимость УИР. VII.База УИР. VIII. Сведения об апробации УИР. IX. Этапы исследования. X. Структура УИР (названия глав, параграфов, количество прило­жений, источников в списке литературы). XI. Краткое содержание УИР (анализ литературы, ход и результаты эксперимента и т. д.). XII.Результаты УИР. XIII.Выводы по завершённой УИР (положения, выносимые на защиту).

Выступление должно сопровождаться компьютерной презентацией

Рецензия на доклад должна отражать: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; анализ методов исследования; оценка достоверности результатов; обоснованность выводов; соответствие стиля и оформления работы предъявленным требованиям; предложения и выводы.

Процедура защиты учебно- исследовательской работы I. Выступление автора с докладом (до 10 мин). П. Вопросы комиссии и ответы автора УИР. «Малый» рецензент (учащийся) зачитывает свой отзыв о УИР; Вопросы экзаменационной комиссии рецензенту (при необходимости). V.Ответы автора на вопросы и замечания «малого» рецензента; VI.«Большой» рецензент (учитель-предметник, не руководивший работой!) зачитывает свой отзыв об УИР. VII.Вопросы комиссии рецензенту (при необходимости). VIII.Ответы автора на вопросы и замечания «большого» рецензента. IX. Выступление руководителя с характеристикой автора УИР как ученика-исследователя. X.Выступление желающих (из членов комиссии, соруководителей,гостей) по поводу проблемы исследования или с характеристикой автора УИР как исследователя. XI.Совещание комиссии. Объявление оценок.