Ф. И. Тютчев. 1803 – 1873 гг. Страницы биографии и творчества Часть 1 Ф.И. Тютчев. Художник М. Решетнев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любовные адресаты Тютчева Фёдора Ивановича. Амалии Максимилиановна Лёрхенфельд Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были.
Advertisements

Ф. И. Тютчев – 1873 гг. Страницы биографии и творчества Ф.И. Тютчев. Художник М. Решетнев.
Биографический очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Лирика поэта – 1873 гг. Ф.И. Тютчев.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Любовь в жизни и лирике Ф.И.Тютчева. Федор Иванович Тютчев Любовь, любовь- гласит преданье. Союз души с душой родной- Их съединенье, сочетание И поединок.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873 гг.) 210 лет со дня рождения.
«Душа хотела б быть звездой…» 5 декабря 2013 года – 210 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева.
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи».
Анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева «Я встретил вас..» Любовь, любовь – гласит преданье- Союз души с душой родной Ф.И.Тютчев.
Литературный час: «Благодать природы и любви» (посвященный 210-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева)
Очарование русского романса Урок музыки в 6 классе Радионова Е. Л., учитель музыки ВКК, МОУ СОШ 3 г. Комсомольск-на-Амуре, 2010 г. г. Комсомольск-на-Амуре,
Осветим друг друга любовью. Без любимого и мир постыл. Был бы милый по душе,проживем и в шалаше. Верная любовь ни в огне не горит,ни в воде не тонет.
Гляжусь в твое лицо и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову. И знаю в этой колосистой шири,
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Куракиной О.В.
ЧИТАЯ ТЮТЧЕВСКИЕ СТРОКИ. СтихотворениеКак хорошо ты, о море ночное… Как хорошо ты, о море ночное,– Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии,
Характер человека. Все, кого я сшибла по пути, Все, кто до сих пор меня сшибает Вам моё контрольное «Прости»! Вам мое контрольное «Прощаю»!
Работу выполнила Евграфова Ангелина ученица 5 в класса МБОУ СОШ 2 с. Раевский Альшеевского района РБ Руководитель Зиянгирова А.Р. учитель музыки.
О, как убийственно мы любим… Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева.
Транксрипт:

Ф. И. Тютчев – 1873 гг. Страницы биографии и творчества Часть 1 Ф.И. Тютчев. Художник М. Решетнев

Овстуг - родовое имение Тютчевых

Ф.И. Тютчев в детстве. Копия с портрета К. Барду. 1805–1806 Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии.

Герб рода Тютчевых Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к старинному дворянскому роду.

Иван Николаевич Тютчев, отец поэта. Художник Ф. Кюнель. 1801

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Неизвестный художник. Конец XVIII века

С.Е. Раич, домашний учитель Ф.И. Тютчева. Художник Б. Бельтюков год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик С.Е. Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.

1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета год – Федор Тютчев получает степень кандидата словесных наук год – Тютчев направлен в Петербург, на службу в государственную коллегию иностранных дел. В этом же году поэт уезжает в Мюнхен – родственник помог ему устроиться сверхштатным чиновником русской миссии.

Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год» Века рождаются и исчезают снова, Одно столетие стирается другим; Что может избежать от гнева Крона злого? Что может устоять пред грозным богом сим? Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона! Стадятся звери там, где процветал Мемфис! И вкруг развалин Илиона Колючи терни обвились!.. Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами.

Вольнорожденных вспыхнет смело Чистейший огнь идей и чувствований – Для нас, рабов природных, непостижный! («Прекрасный будет день», – сказал товарищ...) Творчество Тютчева отличается сложностью, противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения.

Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей славянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и безбожному Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (Море и утес 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма.

МОРЕ И УТЕС И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот... Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила - И пучину взворотила И поставила вверх дном? Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью волн не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан! И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск преломив, Вал от брызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв... Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой - Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой... Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она - И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна...

МОРЕ И УТЕС

Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к высоким зрелища м социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к роковым моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению бурь и гроз в природе и человеческой душе. Явления природы, переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей.

Последний катаклизм Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!

В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, двойное бытие: страстную любовь к жизни, к матери-земле, способность погружаться в земное забвение, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим настроение ущерба, изнеможения, естественные для обломка старых поколений, не находящего себе места среди пришельцев новых. Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном, - Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется - и, журча, Молчанье мертвое тревожит. Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя, - Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот- И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.

Silentium!* Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью - и молчи!.. * Молчание! (лат.).

Поэт-философ Тютчев был в то же время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Образы природы обычно привлекаются Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать- Земля... Духов бесплотных сладострастья, Твой верный сын, не жажду я... Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая, Румяный свет, златые сны?.. Весь день в бездействии глубоком Весенний, теплый воздух пить, На небе чистом и высоком Порою облака следить, Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синели Или на светлую мечту?..

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звезды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течет меж небом и землею, Грудь дышит легче и вольней, Освобожденная от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды.

Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей наперекор и людям и судьбе.

Амалия фон Лерхенфельд (1808 – 1888)

Амалия Адлерберг. Художник А. Цебенс Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля- русской императрицы Александры Федоровны).

Ф.И. Тютчев. Неизвестный художник. 1819–1820 Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и с замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи:

Амалия Крюденер. Фотография с портрета маслом работы художника И.Штилера г. Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог - увы! умилостивить их - Он служит им укрою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут, как приговора, Твоей любви младенческого взора. Он страшен им, как память детских лет. Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор живет и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье. Таков горе - духов блаженный свет; Лишь в небесах сияет он, небесный; В ночи греха, на дне ужасной бездны, Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.

К. Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..