РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ДИЗАРТРИЯ Морма Марина Витальевна учитель – логопед.
ДИЗАРТРИЯ (лат.) (дис нарушение признака или функции, артрон сочленение) ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью.
Тема презентации: ДИЗАРТРИЯ. СОДЕРЖАНИЕ 1.Определение дизартрия 2.Формы дизартрии 3.Причины возникновения дизартрии 4.Особенность дизартрии 5.Лечение.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Учитель-логопед МОУ «СОШ 42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович Предмет и задачи логопедии.
Выполнила: Рашкинене Наталья Владимировна. Цель: изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. Логопедия это специальная педагогическая наука об изучении, исправлении и предупреждении речевых нарушений. В переводе с греческого.
Материал учителя - логопеда высшей категории МОУ СОШ 9 имени ВТ Степанченко г. Ржева Тверской области Татариновой Ирины Анатольевны.
Е.А. Шибанова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 38» ООО «Азбука здоровья»
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Наибольшую сложность при проведении дифференциальной диагностики, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной.
МОУ Морткинская СОШ Учитель-логопед 1 кв.категория Поздеева Нина Алексеевна.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Логопедия Дизартрия Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Тема: Дизартрия Лекция 1. Определение, исторический аспект развития проблемы, этиология, патогенез, формы дизартрии Меню лекции 1.1. Определение дизартрии Краткие исторические сведения Причины и механизмы развития дизартрии Классификация

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связан с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Термин дизартрия в переводе с латинского означает расстройство членораздельной речи (диск – нарушение, артрон –сочленение) Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853) Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем. С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер Краткие исторические сведения

Многие отечественные и зарубежные исследователи доказали, что из общего количества детей с речевой патологией на долю дизартрических нарушений приходится 60-70%. В большинстве случаев дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%). В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием до 35% детей имеют стертую дизартрию Статистические сведения

Этиология Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов: преднатальных (во внутриутробном периоде развития), натальных ( во время родов), постнатальных ( после рождения). Наиболее неблагоприятными для мозга являются: асфиксия, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственные заболевания.

На сегодняшний день прослеживается четкая тенденция к увеличению числа больных детей с резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). По статистическим данным детей и подростков с нарушениями речи с 2000 г. увеличилась на 58,9%. Ведущими факторами являются:

патология беременности и родов – 67%; интоксикации (алкоголизм, наркомания и другие заболевания родителей) – 8%; заболевания ребенка первого года жизни; ухудшение экологической обстановки.

Наиболее известными типами поражений в антенатальный, натальный и постнатальный периоды являются: гипоксический, токсический, инфекционный, механический. Типы поражений ЦНС: а) гипоксический тип преимущественно связан с такими осложнениями, как неправильная имплантация яйца, анемия и пороки сердца матери, артериальная гипотония или гипертония у матери во время беременности, пороки сердца плода, пороки развития плода и плаценты, дефекты плаценты, преждевременная частичная отслойка плаценты, аномалия развития пуповины, затяжные роды, обтурация дыхательных путей после родов, асфиксия в родах; ЭТИОЛОГИЯ ДИЗАРТРИИ

наблюдается при интоксикации медикаментами, нефропатии (преэклампсии и др.), диабете, гипотиреозе, алкоголизме и наркомании матери, нарушениях обмена веществ, несовместимости крови матери и плода в Rh- и АВО-системах, гипербилирубинемии и других состояниях; Токсический тип поражения

в эмбриональном периоде (от 2-й недели до 4-го месяца беременности) наблюдается при краснухе, кори, цитомегалии, герпесе, ветряной оспе, эпидемическом паротите, гриппе; начиная с 5–7 месяцев – при бактериальных инфекциях у матери, риккетсиозах – заболеваниях, вызванных простейшими; в постнатальном периоде – при вирусных и бактериальных нейроинфекциях; Инфекционный тип поражения

встречается при плодоизгоняющих манипуляциях, близнецовости, опухолях таза и узком тазе, двурогой матке, стремительных родах, при применении инструментальных пособий в родах; черепно-мозговой травме в постнатальном периоде. Механический тип

Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М.Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько и др.). Анализ современных подходов к исследованию дизартрии

клинический (неврологический), лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический Подходы к изучению дизартрии:

В основу данной классификации положен принцип локализации поражения (О.В.Правдина). При всем разнообразии причин и уровней поражения мозга можно проследить «родовую» общность дизартрии. Прежде всего все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи, которые обусловлены патологией нейромышечной регуляции. Клинические формы дизартрии

Одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов, а также спинальных нейронов шейно-грудного уровня. БУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ Очаг поражения

Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных мышц; снижение глоточного рефлекса, дискфагия, гиперсаливация Атрофия и атония этих мышц – язык вялый, дряблый; снижены или отсутствуют рефлексы, расстройство непроизвольных и произвольных движений в соответствующих группах мышц. ПАТОГЕНЕЗ

Голос слабый, тихий, истощающийся, гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр изменен по типу открытой ринофонии. Артикуляция гласных звуков приближена к нейтральному звуку «Э». Артикуляция согласных звуков упрощена, смычные и «Р» заменяются щелевыми. Речь замедленная, неплавная, монотонная, характерна «смазанность», псевдоскандированность, нарушение интонационно-мелодического оформления. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Двустороннее (может быть неравномерно латерализованное) поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, а также пирамидных нейронов, идущих от коры головного мозга к передним рогам шейно- грудного уровня. ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ Очаг поражения

Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечной атрофии нет. Гипертония мышц – язык напряжен, отодвинут кзади. Гиперметрия, тремор, синкинезии. Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Гиперсаливация. Дисфагия. Паралич всегда двусторонний, хотя возможно преобладание с одной стороны, что приводит к нарушению реципрокной иннервации (девиации языка). Нарушены непроизвольные, произвольные движения, тонкие движения языка. ПАТОГЕНЕЗ

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ Голос слабый, сиплый, хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой ринофонии. Артикуляция гласных приближена к звуку «Э», согласных - сдвинута назад. Щелевые согласные преобразуются в плоско-щелевые. Страдают согласные, в артикуляции которых принимают участие мышцы кончика и краев языка. В большей степени нарушается произношение твердых согласных, чем мягких. Усилия, направленные на преодоление расстройств, ведут к нарастанию тонуса мышц: замедляется темп речи, усиливается псевдоскандированность, охриплость, гнусавость. Нарушение интонационно- мелодической выразительности речи.

СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ Та же симптоматика, но выраженная в умеренной степени. ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ ДИЗАРТРИЯ Очаг поражения Поражения экстрапирамидных подкорковых ядер (стриопаллидарной системы) и нарушение их связей с другими субкортикальными и кортикальными структурами.

Вопросы патогенеза подкорковой дизартрии связаны с распадом или с расстройством использования врожденных синергий в акте речи, что делает ее напряженной, неплавной, «рваной», эксплозивной. При обследовании орально- артикуляционного праксиса выявляется неустойчивость неврологической симптоматики. ПАТОГЕНЕЗ

Грубые расстройства речевой просодии, темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцентуации и мелодики. Диспросодические расстройства взаимосвязаны с расстройствами произносительной стороны речи. Нарушена внятность и членораздельность речи в целом. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Поражения мозжечка и нарушение его связей с другими структурами мозга. МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ Очаг поражения

Статическая и динамическая атаксия речевых движений проявляются в явлениях интенции при голосообразовании, а характерная мозжечковая дисккоординация компонентов двигательного акта, носящая наименование явлений асинергии, гипо и гиперметрии, обнаруживается в речевом акте дисккоординацией его дыхательных, тонических, фонических и артикуляторных двигательных компонентов в виде яркой дискпросодии. ПАТОГЕНЕЗ

Статическая и динамическая атаксия речевых движений обнаруживается в орально-артикуляционном праксисе явлениями гиперметрии, синкинезия ми, нарушением акцентуации, дисксинергиями. Характерна скандированность в речевом потоке. При длительной речевой нагрузке – «бормотание». КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей. Корковая дизартрия Очаг поражения мозга

Кинестетическая артикуляторная апраксия с недостаточным развитием или распадом, по А.Р.Лурия, топологических пространственных схем артикуляции или, по Е.Н.Винарской, кинестетических признаков слоговых контрастов. Патогенез

Расстройство в звучащей русской речи нормативных слоговых единиц типа СГ со смешениями прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости и твердости- мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста, замены согласных могут быть как полными, так и частичными, лишь искажающими звучание согласных и делающих речь невнятной. Даже в тяжелых случаях апраксии тот или иной признак слогового контраста воспроизводится неверно не всегда; больной под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений активно «ищет» нужное звучание, что приводит к нарушению плавности речи и ее замедлению. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария головного мозга, а именно нижних отделов премоторных полей. Корковая апраксическая кинетическая дизартрия Очаг поражения мозга

Кинетическая артикуляторная апраксия с недостаточным развитием или распадом, по А.Р.Лурия, топологических временных схем артикуляций (кинетических мелодий) или, по Е.Н.Винарской, слоговых ритмических структур слов и их цепей. Патогенез

Недостаточное развитие или распад ритмических слоговых структур слов с превращением их в цепи открытых ударных слогов. При этом возрастает напряженность речи и степень ее вокализации («встреча» - ФЭ-СЭ-ТЭ-РЕ-ЧА и пр.); темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие, мягких на твердые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты Ч' и Ц расщепляются на соответствующие смычные и щелевые согласные. Больной старается под контролем слуха исправить звучание своей речи, в силу чего она становится еще более напряженной монотонной и громкой. Клинические проявления

нарушение мышечного тонуса; нарушение артикуляционной моторики; нарушение голосообразования; нарушение дыхания. Общие клинические признаки дизартрии у детей

Клинико-психологическая (Е.М. Мастюкова (1966), Л.С.Волкова) систематизируют дизартрию у детей в зависимости от клинического фона, на котором выявляется речевая патология. Дается характеристика дизартрии у детей разных клинических групп: у детей с нормальным психофизическим развитием, с минимальной мозговой дискфункцией, с задержкой психического развития, с олигофренией, с церебральным параличом. Классификации дизартрий у детей

Синдромологический подход освещен в работах И.И. Панченко (1974, 1979). спастико-паретическая, атактическая, гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая другие формы дизартрии Классификации дизартрий у детей

Дизартрия у детей классифицируется также по степени ее тяжести: стертая дизартрия, или минимальные проявления дизартрии; тяжелая степень выраженности дизартрических явлений анартрия, при которой совсем не имеются, либо имеются лишь слабовыраженные звукопроизносительные возможности. Степени выраженности дизартрии у детей

-нарушения звукопроизношения незаметны, выявляются только специалистами в ходе обследования ребенка; -нарушения произношения заметны для всех, но в целом речь ребенка понятна окружающим; -речь ребенка понятна близким и только отчасти окружающим; -речь непонятна даже близким ребенка. Классификация дизартрии у детей по степени понятности речи для окружающих (G.Tardier, 1968):

Дизартрические пробы: 1. Показать язык и следить глазами за колпачком ручки, которая передвигается вправо-влево, при этом устанавливаются скрытые нарушения тонуса – содружественные движения, язык уходит в сторону более высокого тонуса. 2. Предлагаем вывести язычок кпереди, рукой контролируем мышцы на задней стороне шеи: при скрытых нарушениях задней части языка и в области подъязычной косточки – ощущается напряжение мышц шеи.

1. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч.2.: Дизартрия: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г.] ; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – с Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – С ред. Г.В. Чиркиной. – М., – С Литература

3. Домашний логопед. Полный справочник / [авторский коллектив: Абрамович О.Д., Колесникова М.А., Юдина О.Н., Блисов В.А. и др.] ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, – С Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ; под

5. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Ю.М. Семин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ООО издательство Оникс: ООО издательство Мир и Образование, с. 6. Детская невропатология. Естественно- научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селиверстова.- М.:Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, с.

7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-4-е изд., доп.-М.:АРКТИ, с. 8. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / М.Полякова. – М.: Айрис-пресс, – 208 с.

1. 0%98%D0%BD%D1%82%D0 %B5%D0%BD%D1%86%D0 %B8%D1%8Fhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%98%D0%BD%D1%82%D0 %B5%D0%BD%D1%86%D0 %B8%D1%8F 2. sad/logopediya/prezentatsiya- konsultatsiya-po-teme- dizartriyahttp://nsportal.ru/detskii- sad/logopediya/prezentatsiya- konsultatsiya-po-teme- dizartriya 3. sionnaya- pedagogika/library/prezentatsiy a-po-teme-korrektsiya-dizartrii- u-doshkolnikovhttp://nsportal.ru/shkola/korrekt sionnaya- pedagogika/library/prezentatsiy a-po-teme-korrektsiya-dizartrii- u-doshkolnikov