РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ З АКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ : Принят Государственной Думой РФ г. Подписан Президентом РФ В.В. Путиным г. Включает в себя 15.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Методист ГБОУ СОШ 853 Н.А.Афонина.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
ГМО воспитателей младших и средних групп Педагогические чтения «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Образовательный.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Лекция 2. Понятийно-категориальный аппарат логопедии Меню лекции 1.1. Норма, нарушение, недоразвитие речи 1.2. Симптоматика, механизм, патогенез 1.3. Структура речевого дефекта, сложные и сочетанные дефекты 1.4. Обучение, воспитание, логопедическое воздействие

1.1. Норма, нарушение, недоразвитие речи Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофиизологические механизмы речи.

Нарушение речи Отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофиизологических механизмов речи. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации.

Нарушение речи Отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофиизологических механизмов речи. Нарушение речи - расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Особенности речевых нарушений Не соответствуют возрасту говорящего Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка Связаны с отклонениями в функционировании психофиизологических механизмов речи Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Могут оказывать отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Нарушение речи Недоразвитие Распад (утрата) Задержка речевого развития

Недоразвитие речи Проявляется как качественно более низкий уровень сформированности той или иной функции или речевой системы в целом.

ОНР Под общим недоразвитием речи в настоящее время в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи.

ОНР ОНР предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т.д.

Разграничение понятий «нарушение речевого развития» и «задержка речевого развития» При нарушении речевого развития искажается процесс речевого онтогенеза При задержке речевого развития наблюдается замедление темпа овладения ребенком тех или иных компонентов родного языка, при котором нет признаков качественных нарушений, но уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Распад речи Утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений

1.2. Симптоматика, механизм, патогенез Симптом нарушения речи - это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи - это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений Совокупность признаков (проявлений) нарушения компонентов речи на уровнях звукопроизношения слоговой структуры слова словаря грамматического строя речи структуры и смысловой организации предложения.

Механизм нарушения речи Характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Патогенез нарушений речи это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Симптомы нарушения звукопроизношения отсутствие звука смешение звуков искажение звука

Симптомы нарушения слоговой структуры Элиизя [лат. elisio выжимание, выталкивание] лингв. падение (исчезновение) конечного гласного в слове на стыке с начальным гласным[лат. elisio выжимание, выталкивание] лингв. падение (исчезновение) конечного гласного в слове на стыке с начальным гласным Вставка Перестановки Контаминация [лат. contaminatio - смешение][лат. contaminatio - смешение] Итерация (лат. iteratio – повторение)лат. iteratio – повторение

Примеры элиизй (исчезновение)(исчезновение) элиизя первого звука в слове: машина – ммашина; элиизя согласного звука в стечении звуков: каменка – скаменка, катина – картина, капута – капуста элиизя одного слога в начале слова: тина – картина; элиизя первого слога и звука из следующего слога: ина – ммашина

Примеры элиизй элиизя нескольких слогов в начале слова: ва – корова; элиизя слога или нескольких слогов в середине слова: доняй – догоняй; пуца – пуговица элиизя первого и последнего слогов в слове: тене – полотенце элиизя последнего звука или слога в слове: капу – капуста, мячи – мячик.

Примеры перестановок перестановка может касаться звуков, отстоящих (бедняк – бедняк, каблуки – каблуки, здорово – здорово, собачка – собачка, пакетик – пакетик, из дома – из дома) или рядом расположенных (бокс – бокс, коврик – коврик, дровец – дворец, кусался – кусался) перестановка слогов в слове: зыпури – пузыри, пувигоца – пуговица, шоколадка – шоколадка, пасаги – сапоги перестановка звуков или слогов в соседних словах: выворот на шиворот – шиворот навыворот, до пороги – по дороге

Перестановка как тип ошибки также может выходить за пределы слова слова в предложении или словосочетании: Таня наша громко плачет, мячик уронила в речку; Петровна Ольга вместо Ольга Петровна предложения в тексте: выросла репка большая, дед посадил цифры в составе числа или математического действия: 345 вместо 543, 37 – 43 вместо 73 – 43

Вставка Добавление звука или слога в слоговой состав слова. При произнесении слова со стечением согласных для облегчения переключения происходит добавление нечеткого гласного звука: девочек а, мальчики. В ряде случаев происходит вставка согласного звука: блю ж дечко.

Итерация Удлинение слогового контура проявляется в многократном стереотипном бессудорожном повторении одного из слогов слова: панама – панама, молоко – молоко, петух – петух. Итерации как тип ошибки встречаются как в устной, так и в письменной речи, и могут выходить за пределы слога и распространятся на слова: Там там холодно.

Контаминация ( смешение) смешение Ошибочное воспроизведение слова, представляющие собой смешение элементов от двух или более слов: белток – белок, желток капустница – гусеница, капустница шкафоньер – шкаф, шифоньер века – ав-ав, собака

Антиципация (от лат. anticipatio предвосхищение) (от лат. anticipatio предвосхищение) Замена предшествующих звуков последующими: на деревьях – на деревьях под крышей – под крышей

Персеверация Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению. Персеверация иначе определяется как застревание: магаизм – магаизн за машиной – за машиной

Нарушения словаря количественные качественные

Количественные нарушения словаря проявляются в несоответствии словарного запаса ребенка средним показателям возрастной нормы и крайне медленном его увеличении. Словарный запас органичен, как правило, обиходно-бытовой лексикой, в речи используются преимущественно существительные и глаголы с конкретным значением.

Качественные нарушения вербальные парафаизи (от греч. para «возле, около» и phasis «речь») – неправильное употребление отдельных звуков или букв в устной или письменной речи, смешение элементов слов, разных слов в результате волнения, рассеянности или болезненного характера

Качественные нарушения нарушения антонимических средств языка: высокий – маленький, широкий – большой, бежать – не бежать, высокий – не высокий, весной река растаяла, а осенью затеяла и т. д. нарушения синонимических средств языка: потеряла – заблудила (тетрадь), горе – печальный и т. д.

Качественные нарушения нарушения родовых понятий – сужение (к понятию животные относят только домашних и диких млекопитающих и т. д.), расширение (к понятию мебель относят бытовую технику, предметы домашней обстановки и т. д.), смешение (ягоды в значении фрукты, одежда в значении обувь и т. д.) несформированность обобщающих понятий – отсутствие или неадекватное использование (вороны в значении птицы, обувь в значении сапоги и т. д.)

Нарушения грамматического строя речи Аграмматизм – нарушение понимания (в импрессивной речи) и употребления (в экспрессивной речи) грамматических средств языка. Грамматические нарушения можно подразделить на три основных вида: отсутствие грамматической формы в речи ребенка, когда используются аморфные лепетные или звукоподражательные слова-корни или слова, близкие к общеупотребительным, в застывшей грамматической форме искажение грамматической формы – слово изменяется с помощью средств, не свойственных русскому языку: солить сольи вместо солью, ехать на лошадкаф вместо на лошадках, т. е. ребенок использует флексии, отсутствующие в парадигме склонений существительных

Нарушения грамматического строя речи замена одной грамматической формы другой или смешение с одной или несколькими формами этого же слова: копать лопаткам вместо лопаткой – при выборе окончания ребенок использовал окончание этого же падежа из парадигмы другого склонения вследствие патологической генерализации грамматической формы; ехать по дорогу вместо по дороге – формируя предложно- падежную конструкцию, ребенок правильно выбрал предлог, но смешал окончания винительного и предложного падежей в пределах парадигмы одного склонения.

Нарушение словообразования неправильное использование суффиксов или использование ненормативных суффиксов: грибок вместо грибок, глазенок вместо шкафчик, глазок, дождинка вместо дождик, бабочка вместо бабочка, яблоневый вместо яблочный, фарфорная вместо фарфоровая, кожистый вместо кожаный, сосенная вместо сосновая выбор суффиксов, не соответствующих грамматическому значению рода: банчик вместо баночка, яблочек вместо яблочко искажение корневой части производного слова: ногища вместо ножища, куклака вместо куколка, снегинка вместо снежинка

Нарушение словообразования употребление словосочетания исходного существительного с прилагательным маленький вместо образования слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом или: маленький стол вместо столик, маленькая шапка вместо шапочка, маленькая белочка вместо белочка, маленький домик вместо домик неправильное употребление приставок: полнено срубил вместо разрубил, пятно покрасил вместо закрасил, птица улетает из клетки вместо вылетает, цветы льет из лейки вместо поливает

Нарушения голоса афония – полное отсутствие голоса; дисфония – расстройства голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, сиплым, срывающимся, прерывистым, затухающим и т. д.); Фонастения - (греч., от phone звук, голос, и astheneia слабость). Ослабление голоса (при котором нарушение голосообразования проявляется не постоянно, а эпизодически как следствие перегрузки, осложнения после болезни и т. д.)_ Фонастения

Нарушения темпа речи брадилалия – патологически замедленный темп речи; тахилалия – патологически ускоренный темп речи; баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором дополнительно проявляются неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов; полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.

Нарушения ритма речи Речь может быть скандированная, с равномерным и четким выделением пауз между слогами или словами фрагментарная, c неравномерными паузами между элементами высказывания (слогами, словами, словосочетаниями). Нарушение ритма и плавности речи могут проявляться в виде нарушения акцентуации – нарушения словесного или фразового ударения, а также в виде итерации – несудорожных запинок или повторов в речи.

1.3. Структура речевого дефекта, сложные и сочетанные дефекты Нарушения речи могут проявляться в виде одного или нескольких симптомов нарушения различных сторон речи. При различных речевых нарушениях в картине его проявления могут встречаться различные симптомы и различные их комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого нарушения.

Теория сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом Сложность структуры речевого нарушения, так же как других видов отклонения в развитии, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений.

Учение Л.С.Выготского Первичная симптоматика - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляционного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.

Структура речевого нарушения Совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.

1.4. Обучение, воспитание, логопедическое воздействие 273 ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, фиизческого и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

Спасибо за внимание!