Методический центр Северного окружного управления образования Лаборатория практической психологии образования Методист Прохорова Г.А. Работа с детьми раннего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАДОУ «Детский сад» 99 Первая младшая группа 9 г. Сыктывкар 2013 воспитатель Самарина Т. В.
Advertisements

Психолого- педагогическая характеристика и развивающие занятия для детей раннего возраста.
Показатели нервно – психического развития детей раннего дошкольного возраста.
Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания Формировать элементы наглядно – образного.
LOGO Что знает и умеет дошкольник в 3,5 -4 года. Социальные отношения Задаёт много вопросов о людях, их действиях Различает людей по полу, возрасту(детей,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основные показатели развития ребенка раннего возраста 2года 6 месяцев- 3 года Радецкая Людмила Николаевна Воспитатель I мл. группы 3.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
Особенности развития детей 3- 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям.
Когда малыш должен начать говорить? Почему мало говорит или наоборот: много и непонятно? Почему говорит только часть слова? Почему не понимает, когда.
* Инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий; * Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение.
Игры ребёнка рядом со сверстниками Приучение к объединению в игре с другим ребёнком Ситуации, общение Использование фольклора Элементы театрализованной.
Что умеет ваш малыш? Диагностика развития и игры для детей 3-5 лет.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ. Важным показателем развития ребенка- является уровень овладения им различными видами детской деятельности.
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Психологические особенности детей 4-5 лет. Материал подготовила: Краснопольская Елена Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 160»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
«Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста» Автор: муз. руководитель ГБДОУ д/с 49 Зеленская Е. В.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Транксрипт:

Методический центр Северного окружного управления образования Лаборатория практической психологии образования Методист Прохорова Г.А. Работа с детьми раннего возраста Психолого-педагогическое сопровождение

Основные показатели социально-эмоционального развития 1 год 6 месяцев Эмоционально-уравновешенное, спокойное, деловое состояние в течение дня. Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"): по показу; по просьбе взрослого; редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию. Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам). Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»). Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается. Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий. Интересуется действиями других детей. Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает игрушку, отнимает). Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает. Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия). Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов). С удовольствием повторяет движения под музыку.

1 год 9 месяцев Поведение спокойное, уравновешенное. Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим. Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия. Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен. При общении с близким взрослым использует эмоционально-окрашенные возгласы (слова), мимику, движения. Скучает при расставании с мамой. Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним. Напряжен в незнакомой обстановке Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза. Самостоятельные игровые действия сопровождает выразительными "высказываниями", мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками. Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями. Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет. Эмоционально по-разному реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание). Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

2 года Эмоционально-активное, деятельное состояние. Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого. Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем. Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке. Кричит, жестикулирует, капризничает: при нежелании выполнить просьбу взрослого, подражая близкому человеку, другому ребенку, для привлечения внимания. Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого. Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым. Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Проявляет яркие эмоции при общении с близким (мимика, возгласы, движения). Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми. Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов. Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность). Восторженно относится к развлечениям, к играм. Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях. С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Эмоционально предвосхищает результаты: собственного действия, действия взрослого. Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям: по примеру взрослого, по собственной инициативе (редко). Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова «хорошо», «плохо».

2 года 6 месяцев Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования. Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др. Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д. Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо. Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта). Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия. Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать). Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия. Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми. Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей). Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений. Начинает чувствовать красоту. Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы. Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке. Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях. Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка. Оценивает взрослых («плохой», «хороший».) в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). Не всегда может оценить доброту или понять наказание. Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении. Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

2 года 2 года 5 месяцев 3 года Понимание речи понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт ребенка в новой ситуации («Курочка Ряба») понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы (радуются, услышав знакомое слово) Активная речь пользуется 3- словными предложениями грамматика пользуется многословными предложениями пользуется придаточными предложениями вопросы где? куда?почему? когда? Сенсорное развитие ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета цвет подбирает к образцу предметы 4 цветов называет 4-6 цветов форма ориентируется в 6 контрастных формах предметов использует по назначению геометрические фигуры Игра и действия с предметами в игре воспроизводит ряд последовательных действий сюжетная игра (3 и более действий), элементы воображения начала ролевой игры

2 года 2 года 5 месяцев 3 года Движенияперешагивает препятствия чередующимся шагом приставным шагом преодолевает несложные препятствия перешагивает через палку, приподнятую над полом на расстоянии см Навыкиумеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) еда ест довольно аккуратно пользуется салфеткой во время, после еды одевание самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы) одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого Конструктивная деятельность воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «кровать» самостоятельно делает постройки и называет их («дом», «диван») делает сложные постройки, называя их («гараж», «лестница») Изобразительная деятельность подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии умеет рисовать кривую замкнутую линию изображает простые рисунки и называет их «яблоко», «шарик», «окно»

Из опыта работы с педагогами-психологами дошкольных учреждений Северного округа Педагог-психолог определяет сформированность навыков у детей раннего возраста, используя метод наблюдения, беседы, совместных игровых действий. Учитывая импульсивное поведение, характерное для малышей, следует избегать многочисленных вопросов, объяснение задания необходимо сочетать с показом. Например, психолог берет медвежонка и пробует его кормить (действия производятся так, чтобы ребенок это видел), затем жестом предлагает малышу повторить это действие. Дети раннего возраста часто в присутствии малознакомого взрослого молчат, отворачиваются при попытке прямого взгляда, смущаются. Поэтому обследование активной речи проводится после 2-3 встреч с ребенком. Употребление личных местоимений можно наблюдать в процессе игр, занятий, а также при беседе с ребенком у зеркала: «Там кто? Это я. А еще кто?» или в виде игрового упражнения: это твоя машина? кукла? (психолог показывает ребенку игрушку) и т.д. Используя описательные характеристики развития (приводятся ниже) психолог составляет таблицу, в которой использует балльную оценку: наличие большинства умений оценивается в 3 балла, среднее владение навыками – 2 балла, отсутствие указанных умений – 1 балл. Таким образом, «проблемной» оказывается та зона в развитии, которая получила НАИМЕНЬШЕЕ количество баллов. На основе такой диагностики психолог составляет план развивающей работы, определяет детей, которым необходимо психологическое сопровождение. Полученные результаты заносятся в таблицу, по изменению количественной оценке можно сделать вывод об эффективности применения тех или иных методик.

Навыки самообслуживания ест довольно аккуратно, пережевывая пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание); пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.; самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком; просится в туалет, используя слова; узнает свои вещи; с помощью взрослого убирает игрушки. Индивидуальные особенности употребление в речи местоимений "Я", "МОЙ"; понимает ограничение в деятельности словами "нельзя", "надо"; любит, когда читают книжки; рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие; любит слушать музыку; любит "рисовать". Развитие общения изображает поведение взрослого; "отыгрывает" на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.; любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт; по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.

Развитие речи понимает обращенную к нему речь; повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов; самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (часто неграмотно); может ответить на вопросы: "Где?", "Куда?". Сенсорное развитие подбирает к образцу предметы основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный); ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик, крыша и т.д.); различает большой и маленький предметы. Продуктивная деятельность самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван); умеет рисовать кривую замкнутую линию; пытается лепить из теста булочки, лепешки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ГОУ детский сад ______________________________________________________ Муниципалитет __________________________________________________________ Педагог-психолог _________________________________________________________ В таблицу вносится количество детей, имеющих ТРУДНОСТИ в формировании навыков, а также НИЗКИЕ показатели по видам деятельности. Количество детей в возрасте от 2 лет 6 мес. до 2 лет 10 мес. (на сентябрь) Количество детей в возрасте от 2 лет 10 мес. до 3 лет 2 мес. (на сентябрь) Всего детей раннего возраста Трудности в формировании навыков самообслуживания имеют на 01 октября на 20 апреля Низкие показатели по блоку «Индивидуальные особенности» на 01 октября на 20 апреля Развитие навыков общения затруднено на 01 октября на 20 апреля Низкие показатели речевого развития на 01 октября на 20 апреля Трудности усвоения сенсорных эталонов на 01 октября на 20 апреля Низкая продуктивность деятельности на 01 октября на 20 апреля

Игровые упражнения Внимание В 2-3 года начинается стадия «одноканального» внимания, оно становится более гибким. Ребенок обретает способность переключаться со своего занятия в ответ на обращение и затем продолжать его. Однако в фокусировании внимания ребенка все еще важна роль взрослого, поскольку сам малыш делать это не в состоянии. До начала разговора надо убедиться, что ребенок смотрит и слушает. В группе ребенок может не осознавать, что взрослый говорит с ним, особенно если находится где-то в стороне. На данной стадии дети часто не реагируют на инструкции, которые даются всей группе, и взрослым надо проявлять терпение и повторять их персонально. Игры, помогающие слушать и различать звуки Если есть дети, которые плохо слушают, то следует обратить внимание на: 1) если в помещении, где находится ребенок, постоянно стоит шум (крики взрослых, телевизор, магнитофон и т.д.), то ребенок будет «отфильтровывать» его целиком. Он не будет обращать внимание на какой-то момент шум, адресованный лично ему. 2) следует избегать ситуаций, когда взрослый кричит на детей на расстоянии. Случается, что ребенок вот-вот сделает что-то опасное для себя или другого, и взрослому приходится крикнуть. Но если окрики превращаются в правило, то дети тоже начинают кричать и не замечают криков вокруг себя. 3) следует проверить состояние слуха ребенка. Звуковые игры В коробках (одинаковых, разных по цвету, по размеру и т.д.) находятся два разных звуковых инструмента: колокольчик, погремушка. Вариант: две звуковые игрушки, но одна не звучит; разное по громкости звучание. В коробке два звуковых инструмента, услышать, какой звук громче. Использование ширмы: угадай, какой звук и т.д.

Игры на внимание «Один лишний» - заметить, что вдруг один стульчик повернут спинкой, или на занятии одна картинка повернута неправильно и т.д. Тренировка внимания в подвижных играх: делать движение, когда говорят «пожалуйста». Игры на развитие памяти Запоминание звуков в определенной последовательности: звучит барабан, колокольчик и т.д. «Труба» - в бумажную трубу достаточного диаметра вкладываются в заданной последовательности игрушки: машинка, медвежонок, лягушонок и т.д. (использование фигурок из «киндер-сюрприза»). Повторение движений в заданной последовательности за взрослым. Обучение называнию цвета Отличать сравнение цветов и определение цветов. При сравнении различных цветов ребенок обращает внимание на видимое различие и делает вывод о сходстве. Это прямое, наглядное сравнение. При определении цвета ребенок должен назвать цвет какого- то предмета и найти его без сравнения. Для сравнения цветов хорошо использовать емкости и разнородные предметы, но одинаковых цветов. Взрослый во время игр с ребенком называет цвет предмета, который использует. Например, «Я беру синий кубик…»

Темы занятий по совместному рисованию детьми раннего возраста Тема (нарисовано или приклеено)Рисуют дети цыпленок крошки тучки дождик рыбка пузырьки котенок клубочки воздушные шарики ниточки карандаши линии солнышко лучики цветочки стебельки барашек шерстка-завитки дерево листочки зима снежок зимний пейзаж следы елка украшения окна дома зажигают огоньки лук (овощ) перья, земля ежик иголочки курочка перья клоун шары, кольца

Тематическое рисование Травка-муравка Ленточки Ручейки Лесенка Дождик и капельки Вырос лук Платочки Дорожки Заборчик Зайка пробежал (следы) Осенние листья на земле Осенние листья летят по ветру Листья на деревьях Выпал беленький снежок Снег на крышах, на деревьях Салют Огоньки Сосульки Солнце Дым из трубы Клубочки Колобок Мяч Обручи

Навыки общей моторики ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены, бежит (быстро ходит), может внезапно остановиться и повернуться, садится спиной на стульчик, не теряя равновесия, садится на корточки, ходит задом наперед ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу носит большой (до 30 см в диаметре) предмет во время ходьбы перешагивает через препятствия ходит между двумя параллельными линиями бежит, наступая на всю ступню проходит 4 шага по брусу стоит на цыпочках, стоит на одной ноге в течение 3 секунд ходит по доске шириной 20 см, лежащей на полу, делая шаг попеременно проходит на цыпочках 3 метра ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см ходит по узкой линии на полу в течение 5 секунд балансирует на одной ноге при беге может повернуть за угол, обогнуть препятствие бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой

Навыки тонкой моторики чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности складывает бумагу, имитируя действия взрослого решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами нанизывает на веревочку 4 крупных бусины откручивает от игрушки прикручивающиеся части наклеивает картинку на бумагу по показу делает простую постройку из кубиков рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого рисует круг, имитируя действия взрослого указывает на отдельные элементы рисунка в книжке вкладывает пластинку (треугольная, круглая, квадратная) в подходящее по форме из 3 предложенных отверстий собирает головоломку, к которой надо добавить 1-3 элемента; ищет механизм, приводящий в действие игрушку манипулирует предметами, пользуясь обеими руками, вкладывает круги в круглые отверстия доски форм, строит башню из 6 кубиков

Социальные навыки наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру, вступает в контакт с ровесниками, используя жесты отстаивает свою собственность играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт помогает в простой бытовой работе, повторяя действия взрослых в половине случаев отвечает действием на просьбы взрослых, в ответ на просьбу может сделать выбор соблюдает очередность под руководством взрослого в течение 10 минут вместе с другими детьми, не отвлекаясь слушает музыку или сказку после напоминания говорит слово «пожалуйста» присоединяется к пению или чтению стихов расстается с мамой без плача вовлекается в игры, типа «семья», «дочки-матери»

Восприятие речи указывает на 4 части тела, которые ему называют, из четырех предметов выбирает тот, который ему называют выбирает три предмета одежды, которые ему называют из двух картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех картинок выбирают ту, которую ему называют указывает на семь частей тела, которые ему называют указывает на десять частей тела, которые ему называют из 9 картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из пяти представленных животных указывает трех, о которых спрашивают из пяти представленных животных (предметов мебели) указывает трех (три), о которых спрашивают выполняет просьбу: «Дай мне … и …», выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате

Речевые навыки в процессе общения произносит около 25 слов, может повторить фразу, состоящую из 2 слов, речь ребенка понятна на 2/3 хорошо знающим его людям использует в речи несколько предложений из 3 слов учится соблюдать очередность в беседе приобретает навыки грамматического оформления предложений, начинает использовать личные местоимения может прочитать детский стишок играя, разговаривает сам с собой, и речь ребенка вполне понятна употребление слов, выражающих сделать что-то еще раз использование фраз, имеющих структуру: субъект + действие; действие + объект использование фраз отрицания, отказа использование фраз отсутствия или исчезновения, прекращения того или иного действия или процесса фразы, указывающие на местоположение фразы с указательным словом, определительные, а также, указывающие на принадлежность фразы, имеющие структуру: субъект + действие + объект