Приоритеты развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) А.В. Мордовская, зав. кафедрой педагогики ПИ СВФУ, д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Advertisements

О ходе выполнения НИР по созданию организационно-функциональной модели профориентационной работы с учащимися с учетом особенностей образовательного и профессионально-производственного.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Международная научно-практическая конференция «Векторы развития профессионального образования:
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Валерьевич Шевелев 15 мая 2014 года.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Педагогический совет «Проектирование стратегии развития МОУ «СОШ 42» г. Воркуты» Воркута 2013.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Городская неделя профориентации Взаимодействие УМЦ ПО с образовательными учреждениями СПО города Москвы по профессиональной ориентации молодёжи
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
1 СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА г. Богородск.
«ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО СОЦИАЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Транксрипт:

Приоритеты развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) А.В. Мордовская, зав. кафедрой педагогики ПИ СВФУ, д.п.н., профессор

Стратегические цели РФ в сфере образования: повышение конкурентоспособности национальной образовательной системы; поддержка лидеров, сильных вузов, конкурентоспособных не только в России, но и на международном уровне; использование достижений высшей школы в реальной экономике; введение системы менеджмента качества образовательных услуг; повышение наукоемкости и практико-ориентированной направленности подготовки обучающихся; внедрение новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений.

Тенденции, характерные для мирового сообщества и российского общества, оказывающие влияние как на систему образования, так и на профессиональную ориентацию: Глобализация Открытость Повышение наукоемкости образования Гуманитаризация образования Информатизация Возрастание роли командной работы в современном мире Усиление значимости компетентности работника на рынке Ориентация на обучение в течение всей жизни человека

По данным Комитета занятости населения РС (Я) общая численность безработных составила 37,4 тыс. чел уровень безработицы – 7,4%, > 0,8% в среднем по России

Стратегические цели в сфере образования стран, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР): стимулирование обучения в течение всей жизни и обеспечение его связи с другими направлениями социально-экономической политики оценка и совершенствование результатов образования. Здесь нужны качественные методы педагогических измерений совершенствование качества преподавания в школе развитие высшего образования в глобальной экономике обеспечение социального единства через образование обеспечение будущего для образования Первая стратегическая цель Вторая стратегическая цель Третья стратегическая цель Четвертая стратегическая цель Пятая стратегическая цель Шестая стратегическая цель

Особенности кадрового рынка РС (Я): структурная и территориальная несбалансированность рынка труда: значительная дифференциация по секторам и территориям, сосредоточение большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств; перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг; незначительное повышение экономической активности населения при сохранении высокого уровня безработицы; острая потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним специальным образованием по техническим специальностям. Таблицы

Дуальное образование

"Педагогическая звездочка", "Педагогический лидер" Конкурсы бизнес-идей Проекты школьников "Лучший бизнес-проект года", "Юный журналист", "Будущий дипломат", "Юный исследователь"

Телепередача "Вакантное место", конкурсы "Технологическая сессия", "Молодой специалист" "Шаг в мир", "Новый старт", интерактивной игры "Планирование карьеры" и др.

Противоречия в профориентационной деятельности в республике между социальным заказом на качество профориентационной работы субъектов профориентации и отсутствуем системной организации профессиональной ориентации в республике; между потребностью рынка труда республики в компетентных специалистах и отсутствием перспективного прогноза в кадрах для обеспечения реализации Схемы 2020; между необходимостью комплексной организации профориентации на всех этапах жизни человека и эпизодическим характером проведения профориентационной работы; между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориентационной работы.

Результаты опроса школьников, проведенного в рамках выполнения НИР по госконтракту РС (Я) от 14 июня 2011 г. (опрошено 363 чел.) Таблица 1 Общие сведения об участниках анкетирования ( кол-во) Среднее образовательное учреждение Кол-во учащ-ся Место житель- ства Муж.Жен лет лет лет лет СОШ 21139Город СОШ 23122Город Майнская СОШ102Село Итого

Таблица 2 Оценка качества профориентационной работы в школе ( кол-во) КритерииСОШ 21СОШ 23Майнская СОШ ВсегоВ % Очень высокая861154,3 Скорее высокая ,9 Средняя ,1 Скорее низкая ,8 Очень низкая075123,6 Затрудняюсь ответить 00882,3 Итого

Таблица 3 Оценка учащимися достаточности профориентационной работы в школе для осознанного выбора места продолжения образования и будущей профессии КритерииСОШ 21СОШ 23Майнская СОШ 1 ВсегоВ % В полной мере ,6 Недостаточно ,2 Не знаю ,7 Сомневаюсь ,5 Итого

Таблица 4 Формы профориентационной работы в школе ШколыСОШ 21СОШ 23Майнская СОШ ФормыЧастоИногдаНикогдаЧастоИногдаНикогдаЧастоИногдаНикогда Встречи с представителями предприятий Профориентационны е игры Лекции и беседы о профессиях Тестирование и анкетирование Профконсультации психолога Беседы классного руководителя Профэкскурсии

Посещение центров занятости Профессиональные пробы Уроки по профессиям Просмотр тематических видеофильмов Работа с сайтами Факультативы, знакомящие с содержанием профессий Психологические профтренинги Встречи с представителями вузов, ссузов Встречи с родителями – профессионалами Встречи с бывшими выпускниками Викторины, праздники, конкурсы

Таблица 5 Оценка качества профориентационной работы в городе Якутске КритерииСОШ 21СОШ 23Всего (чел.) Всего (в %) Очень высокая2793,6 Скорее высокая420249,6 Средняя ,8 Скорее низкая ,8 Очень низкая010 4 Затрудняюсь ответить 0883,2 Итого

Таблица 6 Оценка организации профориентационной работы в Республике Саха (Якутия) (кол-во) КритерииСОШ 21 СОШ 23 Майнская СОШ 1 ВсегоВ % Очень высокая087154,5 Скорее высокая ,7 Средняя ,6 Скорее низкая ,5 Очень низкая284144,2 Затрудняюсь ответить ,5 Итого

Таблица 7 Жизненные планы учащихся Жизненные планы СОШ 21 СОШ 23 Майнская СОШ 1 ВсегоВ % Учиться ,8 Работать ,7 Служить в армии176236,8 Сидеть дома4041,2 Не знаю66123,5

Для обеспечения качества профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия) необходимо определить следующие приоритеты в организации профориентационной работы 1.Создание системы профессиональной ориентации единое планирование и организация профориентационной деятельности комиссии и ресурсные центры профориентации взаимодействие всех социальных институтов

2. Обеспечение комплексности профориентации профдиагностика, профинформация, профконсультирование, профотбор, профподбор, профадаптация, профориентированной деятельность осуществление различных направлений работы, форм, методов, использование профориентационных технологий, информационных средств и ресурсов. организация профориентационной работы с различными категориями населения: обучающимися, работниками, безработными, подростками, имеющими ослабленное здоровье, инвалидами, сиротами, осужденными и др.

3. Ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, улусах, районах, республике Организация образовательных кластеров по отраслевому и региональному принципу, формируемые в экономических зонах республики.

4. Осуществление вариативности при организации профориентационной работы Возможности наслежно-улусного воспитания, традиций трудовой подготовки человека на Севере Использование различных вариантов профилей и направлений, учитывая модели дуального образования и сетевого взаимодействия в малокомплекных и кочевых школах, профессиональных проб по традиционным видам деятельности.

5. Организация ресурсного обеспечения профессиональной ориентации, включающая следующие виды поддержки: материально-техническую финансово-экономическую нормативно-правовую организационно-управленческую кадровую научно-методическую информационную

6. Реализация компетентностного подхода к организации профориентации, направленного на формирование компетенций обучающихся и профессиональной компетентности работников

7. Информатизация профориентации Интернет сетевое консультирование дистанционные курсы электронные профориентационные ресурсы Интернет-диагностики

8. Активизация социального партнерства Создание регионального представительства Ассоциации профориентаторов России использовать производственный потенциал Создание ассоциаций стратегических и социальных партнеров образовательных учреждений

9. Организация сопровождения и комплексной поддержки профессионального самоопределения подростков и молодежи и профессионализации взрослых Комплексная поддержка ориентирована на осуществление педагогической, психологической, медицинской, информационной помощи личности в процессе профессионального самоопределения, при смене сферы профессиональной деятельности.

10. Внедрение современных образовательных и интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориентационной деятельности

Благодарю за внимание!

Таблица 1. Показатели структуры экономически активного и неактивного населения, занятых в экономике и безработицы в 2009 г. [1] Показатели Возрастные группы, лет до и более Всего Численность экономически активного населения по возрастам (тыс.чел.) 13,758,263,161,560,062,272,256,037,816,0500,7 В % к численности экономически активного населения 2,711,612,612,312,012,414,411,27,53,2100,0 Уровень экономической активности в % от численности населения соответствующей возрастной группы 16,264,182,086,090,393,489,778,270,327,369,4 Численность экономически неактивного населения по возрастам (тыс.чел.) 70,732,613,910,06,54,48,315,616,042,7220,5 Таблица 1. Показатели структуры экономически активного и неактивного населения, занятых в экономике и безработицы в 2009 г.

В % к численности экономически неактивного населения 32,014,86,34,52,92,03,77,17,219,3100,0 Численность занятых в экономике по возрастам (тыс.чел.) 8,147,457,056,6 57,868,553,036,615,6457,1 В % к численности занятых в экономике 1,810,412,512,4 12,615,011,68,03,4100,0 Уровень занятости населения, в % от численности населения соответствующей возрастной группы 9,752,274,079,185,186,785,274,068,026,663,4 Численность безработных по возрастам (тыс.чел.) 5,510,86,14,93,54,53,63,01,20,443,6 В % к численности безработных 12,624,814,011,48,010,38,36.92,80,9100,0 Уровень безработицы, в % от экономически активного населения соответствующей возрастной группы 40,318,69,78,05,87,25,05,33,32,58,7

Таблица 5. Показатели занятости и безработицы Показатели Численность экономически активного населения (тыс.чел.) 485,1473,4492,9495,7493,1483,4495,4493,9502,7500,7 Темп роста численности экономически активного населения, в % к 2000 году 100,097,6101,6102,2101,699,6102,1101,8103,6103,2 Численность безработных (тыс.чел.) 54,540,036,448,143,543,046,9637,645,443,6 Темп роста численности безработных, в % к 2000 году 100,073,466,888,349,878,991,767,083,380,0 Доля безработных в численности экономически активного населения, % 11,28,27,19,48,88,99,57,69,08,7

Таблица 6. Прогноз численности занятых в экономике РС(Я) по группам специальностей и уровням образования (чел.) Код и направление подготовки2011 год2016 год2025 год ВПОСПОНПОВПОСПОНПОВПОСПОНПО Физико-математические науки Естественные науки Гуманитарные науки Социальные науки Образование и педагогика Здравоохранение Культура и искусство Экономика и управление Информационная безопасность Сфера обслуживания Сельское и рыбное хозяйство Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и металлообработка Авиационная и ракетно- космическая техника Оружие и системы вооружения Морская техника Транспортные средства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров Строительство и архитектура Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды Итого: назад