Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Advertisements

ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Пособия для подготовки к ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. Пособия издательства «ЭКЗАМЕН»: Соответствуют действующей в текущем учебном году демоверсии Многие имеют.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Изменения в структуре ЕГЭ по Истории 2013 г. Районное методическое объединение учителей общественных дисциплин Автор С. Г. Журавлева 15 февраля 2013 г.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Транксрипт:

Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования ( подготовка выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию) Александрова М.П.

Единый государственный экзамен по обществознанию Экзамен по обществознанию – наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору. По своему характеру он ориентирован в большей степени на оценку овладения требованиями образовательного стандарта базового уровня, и в этой связи востребован большим количеством выпускников, желающих пройти по нему аттестацию за курс общеобразовательной школы.

Содержание экзаменационной работы определяют следующие нормативные документы: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России 1236 от г.); 2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России 56 от г.); 3) Программа вступительных экзаменов по обществоведению (См. Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации. – М.: Минобразования России, 2000 г.); 4) Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России 1089 от г.).

Описание модели экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ В 2009 году структура работы, количество заданий в ней, их последовательность, суммарный первичный балл остаются такими же, какими они были в 2008 году. Всего заданий – 44, из них по типу заданий: А – 30, В – 6, С – 8; по уровню сложности: Б – 27, П – 11, В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 62. Правильно выполненное задание первой части и задания В1 и В2 из второй части оцениваются 1 баллом. За полное правильное выполнение заданий В3, В4, В5 и В6 выставляется по 2 балла за каждое. При полном и правильном выполнении заданий С1, С2 и С5 можно получить 2 балла за каждое из этих заданий. При полном и правильном выполнении заданий С3, С4, С6, С7 – по 3 балла, за задание С8 – 4 балла.

Основные результаты ЕГЭ по обществознанию в 2008 году Анализируя результаты ЕГЭ по обществознанию, следует помнить, что они не позволяют делать масштабные выводы о состоянии школьного обществоведческого образования в стране: число его участников, составило 12,4% от всех выпускников РФ 2008 года. Наиболее общие выводы: 1) Учащиеся испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с использованием понятий высокого уровня теоретического обобщения 2) Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности с текстовой информацией.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2008 года 1. Следует уделять пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в отдельных учебниках для старшей школы, используя при этом различные материалы учебно-методических 2. Организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста. 3. Уделить внимание мысленному моделированию типичных социальных ситуаций, установлению связей между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами. 4. Обеспечить усвоение знаний на уровне теоретического обобщения путем отработки признаков и характерных черт ведущих понятий.

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания с учетом результатов ЕГЭ 2008 года 5. Теоретический материал эффективно рассматривать на значительном количестве примеров, ситуаций из социальной жизни с выполнением старшеклассниками заданий практического характера. 6. Актуальна задача усиления интеграции курса обществознания с курсами истории, литературы, биологии, географии, мировой художественной культуры, а также интеграции внутри самого предмета в процессе обучения.

Изменения касаются следующих аспектов 1. На основе стандартов 2004 года и в связи с реальным отражением их требований в школьных учебниках и практике преподавания обновляется проверяемое содержание экономической составляющей обществоведческого курса 2. В число заданий экономического содержания включены задания с графиками и задачи, требующие небольших вычислений. 3. Изменяется распределение заданий по уровням сложности (задания В2, В3 и С1 на основе проанализированной статистики отнесены к базовому уровню). 4. Предлагается усовершенствованная схема оценивания задания С8 5. Увеличивается время, отводимое на экзаменационную работу (210 минут вместо 180).

Примеры новых заданий по экономике Пример 1. На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой техники – линия спроса DD переместилась в новое положение. (P – цена товара, Q – объем спроса товара) Это перемещение связано, в первую очередь 1)с совершенствованием технологии производства бытовой техники 2)с уменьшением издержек производства бытовой техники 3)с увеличением объема услуг общественного транспорта 4)с увеличением доходов населения

Примеры новых заданий по экономике Пример 2. Издержки фирмы в краткосрочном периоде составили: А) Определите, чему равны постоянные издержки. Б) Определите, чему равны общие издержки. В) Определите, получит ли фирма прибыль от продажи 100 единиц продукции, если цена товара равна 20 тыс.руб.? Ответ обоснуйте. Необходимо знание экономических категорий Статьи затрат Издержк и, тыс. руб. зарплата рабочих 400 охрана 10 страховые взносы 10 процент банку за кредит 10 плата за электроэнергию 50 транспортные расходы 60 аренда здания 60 плата за материалы 400 прочие постоянные издержки 100 прочие переменные издержки 600

Задания на умение различать в анализируемой социальной информации факты и мнения (суждения) Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся». Под фактом в науке понимают событие, результат. В известном смысле факт противостоит гипотезе, мнению, оценке. Из курса обществознания учащимся известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны. Этот подход лежит в основе выделения в предлагаемом выпускникам фрагменте текста суждений фактического и оценочного характера. Подчеркнем, что вторая группа суждений может включать в себя не только чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «прогрессивно», «реакционно», «позитивно» и т.п.), но и в более широком плане – отношение к явлению («служит примером», «создает надежную основу» и т.п.).

Задание С8. Написание эссе по высказыванию, выбранному выпускником самостоятельно из числа предложенных Эссе является одним из наиболее сложных заданий экзамена. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, которое выявляет целый ряд общеучебных и предметных умений выпускников. Это задание требует с опорой на обществоведческий курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему). В контексте ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. При этом необходимо использовать знания, полученные в курсе, оперировать обществоведческими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью фактов общественной жизни и собственного опыта.

При оценке выполнения задания С8 в 2009 году будут учитываться следующие аспекты: 1) раскрытие смысла высказывания; 2) представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт); 3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). Новой позицией в схеме оценивания задания С8 является раскрытие смысла высказывания.

Критерии оценки эссе 4 балла - будет выставляться, если смысл высказывания раскрыт, представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне. 3 балла - получают ответы, в которых смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о понимании экзаменуемым проблемы, в которых представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), а суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне. 2 балла - получают ответы, если смысл высказывания будет раскрыт, собственная точка зрения будет представлена и аргументирована, но суждения и аргументы будут приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов, 1 балл - заслужат работы, в которых смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании, собственная же точка зрения (позиция, отношение) представлена с аргументацией на уровне обыденного сознания (или смысл высказывания раскрыт и представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации). 0 баллов - получают работы, в которых суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют; или раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов; или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Требования к качеству эссе 1) адекватное понимание автором эссе смысла высказывания; 2) соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания; 3) раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекста необходимо придерживаться); 4) представление личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме; 5) опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук); 6) использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта; 7) логичность рассуждений; 8) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок; 9) соответствие эссе нормам русского языка.

Общие рекомендации по совершенствованию преподавания обществоведческого курса: - изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса: материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне, - гораздо выше уровень его освоения и понимания через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни; - обратить внимание на научение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, поведение в них; устанавливать связи между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами; - повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных; - пересмотреть отношение к преподаванию ряда вопросов, по которым у выпускников обнаружены устойчивые обыденные представления, нередко противоречащие положениям науки; - вводить широко в практику преподавания задания, требующие применения знаний: обществоведческие познавательные задачи и задания проблемного характера; - обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса; при этом важно опираться на внутрикурсовые связи и использовать различные формы и способы проверки знаний и умений; - организовать личностно-ориентрованную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных старшеклассников по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям.

Рекомендации по учебной литературе для подготовки к экзамену Подготовку к экзамену можно осуществлять по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, используемым в школах в последние два года. Более подробную информацию об особенностях экзамена по обществознанию и его результатах можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений Познакомиться с документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по обществознанию 2009 года, можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» а также на сайте